Каждого человека подстерегает масса опасностей на протяжении жизненного пути, никто из нас не застрахован от каких-либо негативных происшествий, которые могут нанести вред здоровью человека и представлять угрозу его жизни. Однако существуют ситуации, когда угроза исходит не извне: человек сам как будто запрограммирован на вредоносные разрушительные поступки. В психологии такое поведение называют аутоагрессией.
Основные понятия
С точки зрения психологии, агрессией являются действия, которые направлены на причинение физической и психической боли другим людям.
Аутоагрессия представляет собой поведение, при котором ребенок осознанно или бессознательно причиняет боль себе.
Каждый ребенок хоть раз в жизни проявлял агрессию по отношению к другим людям. Первые признаки возникают еще в грудном возрасте, малыш может щипаться, кусаться, царапаться.
После года агрессия начинается в момент, когда ребенок хочет что-то получить, а ему запрещают. Если с помощью агрессивного поведения он добивается своей цели, то у него в сознании четко фиксируется причинно-следственная связь: агрессия — достижение цели.
В случае, когда такие поступки не пресекаются родителями, то агрессия становится чертой характера и основным способом получения желаемого.
Агрессивное поведение выражается следующими способами:
- экспрессия. Это мимика, жесты, позы. Данная форма трудней всего диагностируется;
- вербальный вариант. Дети ругаются, оскорбляют сверстников, нецензурно выражаются;
- физическое проявление: драки, побои и другие физические воздействия.
Аутоагрессия, или аутодеструкция имеет более серьезные причины.
Психоаналитики относят ее к методам психологической защиты. Аутодеструкция может быть вербальной и физической.
В первом случае ребенок ругает себя, перестает есть, сам становится в угол. При физической аутоагресии малыш наносит себе физические увечья: бьется головой о стену, царапает себя, в более старшем возрасте проявляет попытки суицида.
Саморазрушение встречается значительно реже, чем обычная агрессия, ей подвержены мальчики с невротическим расстройством поведения. Данная патология проявляется в условиях социальной дезадаптации.
Ребенок не может противостоять более сильным людям, внешним раздражителям, боится разрушить отношения, поэтому перенаправляет агрессию с внешнего объекта на самого себя. Это своего рода психологическая защита.
Аутоагрессия может проявляться в разных формах:
- Нанесение повреждения себе. Дети режут себя ножом, бьются головой о стену, уродуют свою внешность.
- Патологическое пищевое поведение. Свойственно школьникам, проявляется в отказе от пищи, воды или употреблении некачественных продуктов, вызывающих расстройство пищеварения.
- Зависимость от наркотиков, алкоголя, сигарет.
- Проявления аутизма. Ребенок замыкается в себе, сознательно не общается со сверстниками и родителями.
- Попытки суицида. Это самое тяжелое проявление аутоагрессии. Стремление к суициду может быть прямым и косвенным, когда подросток занимается экстремальным видом спорта, провоцирует опасные для жизни ситуации.
Диагностика
Основной метод диагностики аутоагрессии – беседа с психотерапевтом и наблюдение за пациентом, тестирование. Дополнительно назначают медицинский осмотр и обследование на томографе. Иногда проводят опрос ближайшего окружения больного. На основе полного обследования психолог составляет заключение, как лечить аутоагрессию. План подбирается в зависимости от специфики случая.
Интересно! Исследователи отмечают, что мужчины больше, чем женщины подвержены синдрому аутоагрессии.
Причины
Почему ребенок агрессивный?
Патогенез обоих состояний заключается в нарушении баланса между возбуждением и торможением в головном мозге вследствие недоразвития определенных мозговых структур.
После попадания раздражителя процессы торможения включаются с запозданием.
Несмотря на разницу в проявлении агрессии и аутоагрессии, причины подобного поведения практически идентичны. Они бывают физиологическими и психологическими. К физиологическим относятся:
- серьезные заболевания нервной системы или сердца;
- травмы головы;
- опухоль мозга;
- перенесенные нейроинфекции;
- родовые травмы.
Основная психологическая причина агрессии и аутоагрессии — это социальная дезадаптация. Обычно она возникает из-за неблагоприятного психологического климата в семье.
Провоцирующими факторами появления патологического поведения выступают:
- Страх физического наказания. Малыш не в состоянии отразить агрессию взрослых, поэтому он выплескивает эмоции на сверстников или на себя.
- Семейные конфликты. Дети постоянно наблюдают ругань, ссоры в семье, особенно сопровождаемые физическим насилием, у них возникает желание защитить обиженного. Но в силу возраста не могут этого сделать.
- Стремление привлечь внимание родителей. При помощи деструктивного поведения дети обращают внимание родителей на себя.
- Завышенные требования. Малыш не оправдывает ожидания учителей и родителей, у него формируется чувство вины.
- Наследственность. Если родители отказываются от пищи, закрываются в комнате, то и ребенок будет делать то же самое.
- Особенности психики. Обычно деструктивное поведение проявляют застенчивые дети, не умеющие выстраивать отношения со сверстниками, обладающие слишком подвижной психикой.
У маленьких детей до года причиной агрессии становится неправильное отлучение от груди. Малыш перестает чувствовать защиту мамы, пытается вернуть ее близость и внимание.
Более старшие дети (2-3 года) с помощью деструктивного поведения пытаются заполучить желаемое, например, игрушку, сладости. В возрасте 4-5 лет ребенок обычно начинает посещать детский сад, у него формируются навыки социального взаимодействия.
Если до этого он не научился общаться с детьми, то будет требовать внимания к себе с помощью агрессии. Такое поведение свойственно единственным детям, которых балуют родители.
В 6-7 лет причиной деструктивного поведения становится желание стать лидером в классе, самоутвердиться. У подростков причиной агрессии и аутоагрессии становится гормональная перестройка.
Агрессивность ребенка
При переходе на кормление ложечкой родители часто сталкиваются с тем, что ребенок без видимой причины плотно смыкает губы и совершает движения головой, которые можно однозначно трактовать, как знак нет
. Как можно объяснить подобное немотивированное упрямство ребенка? Конечно, это можно попытаться отнести к ранним вкусовым пристрастиям, но наблюдения показывают, что одну и ту же пищу ребенок может принимать охотно или выражать упрямое сопротивление.
Психоаналитик Рене Шпиц
видит в этом нет ребенка подходящее средство, для выражения ответной агрессии в адрес воспитателя, которому брошено его собственное нет , многократно высказанное им в процессе запретов. Ребенок платит той же монетой за принуждения в процессе воспитания, разряжая подавленную в нем ответную агрессию.
Так происходит превращение пассивности в активность
– это очень важный процесс в развитии личности ребенка . Ребенок требует учитывать свои желания и нежелания , в результате чего формируется личность ребенка . Пусть, пока это выглядит нелепо, но, тем не менее, к таким самоутверждениям недавно сформированного Я ребенка нужно относиться с должным уважением и соответствующим терпением, не ломая формирующуюся личность избыточным принуждением .
Агрессивность ребенка, таким образом, является естественным следствием процесса воспитания. И эту агрессию ребенок закономерно проявляет в адрес своих родителей: он кусает своих родителей, дерется с ними и закатывает им истерики. Это естественные ответные реакции на тяготы тяжелой детской жизни, полной запретов. Не простой вопрос: Как же поступать родителям в таких ситуациях?
Но родители всегда должны помнить, что ребенок находится полностью в их власти и оказывается в конфликте между требованиями самоутверждения формирующейся личности и подавлением личности , неизбежным в процессе воспитания.
Первый бунт против родителей, происходящий около двух лет, был назван психоаналитиком Маргарет Малер конфликтом рапрошман
(в переводе с фр. воссоединение ). Ребенок начинает чувствовать свою независимость от матери и протестует против контроля своим агрессивным поведением, но одновременно очень нуждается в матери. Важно, чтобы мать была рядом, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир, но не препятствовала ему в этом своим навязчивым контролем.
В возрасте трех лет бунт ребенка за свою независимость принимает наивысший накал и самые гротескные проявления, описанные советским психологом Л. С. Выготским как семизвездие кризиса трех лет
. Этот возраст совпадает с расцветом Эдипова комплекса по Зигмунду Фрейду. Но притязания на единовластное обладание родителем противоположного пола можно рассматривать не только как результат сексуального влечения , но и утверждение своих личных прав .
Следующий тяжелый кризис происходит в пубертатном возрасте
, когда подросток ломает много дров и, иногда, свою жизнь, для того, чтобы доказать, что он личность, с которой следует считаться.
Ребенком быть тяжело. Личность
ребенка формируется в условиях подавления личности – и другого пути нет. Воспитателям, получается, необходимо пройти между Сциллой потворства и Харибдой деспотизма.
Скрытая агрессия
Одним из вариантов агрессивного поведения является скрытая, или пассивная агрессия. В отличие от явной, она выражается не в действии, а в бездействии. Например, отказ общаться с родителями, делать уроки, обидчивость и т. д.
Такие дети становятся искусными манипуляторами. Они удачно прячут свои намерения, но всеми способами добиваются поставленных целей.
Например, ребенок не хочет идти в школу и жалуется на боли в животе, голове, высокую температуру. Иногда он сознательно может подвернуть ногу, порезать палец и пр.
Обнаружить скрытую агрессию можно по следующим признакам:
- Вранье. Если проанализировать рассказ ребенка, то можно найти множество нестыковок.
- Отвлечение внимания. Манипулятор старается увести жертву в сторону, чтобы добиться своего.
- Попытки вызвать чувство вины. Например, подросток жалуется родителям, что с ним никто не дружит, потому что у него несовременный телефон или дешевые кроссовки.
- Перекладывание вины на других. Дети постоянно оправдывают свое агрессивное поведение тем, что их на это спровоцировал кто-то другой.
- Демонстрация невинности. Манипулятор утверждает, что любой его плохой поступок — это случайность, он не хотел ничего плохого и не ожидал, что так получится.
Внутренняя структура аутоагрессии
А. А. Реан утверждает, что аутоагрессия – сложный личностый комплекс, который проявляется на четырёх уровнях. Он выделяет следующие суббллоки:
- Характерологический субблок. Уровень аутоагрессии коррелирует с интроверсией, депрессивностью, педантизмом и невротичностью.
- Самооценочный субблок. Между уровнем самооценки и уровнем аутоагрессии существует обратная зависимость.
- Интерактивный субблок. Уровень аутоагрессии зависит от способности к социальной адаптации и от успешности межличностного взаимодействия. Существует положительная корреляция с застенчивостью и отрицательная с общительностью.
- Социально-перцептивный субблок. Аутоагрессия почти не связана с негативизацией восприятия других людей, наоборот, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивным восприятием других людей.
Что делать?
Как вести себя родителям? При первых признаках агрессии следует осознать, что явилось причиной подобного поведения. Возможно, малышу просто недостает внимания мамы.
Сначала необходимо наладить психологический климат в семье. Дети не должны видеть ссоры родителей, слушать крики и нецензурные выражения.
Второй шаг — это повышенное внимание к ребенку. Нужно поговорить с ним, выяснить, что его тревожит, чего он боится. Родители должны объяснить, что они любят сына или дочку и способны защитить его от всех проблем.
Обязательное условие — это единая линия поведения обоих родителей. Нельзя, чтобы один все запрещал, а другой — все разрешал.
Также родителям по возможности необходимо проводить как можно больше свободного времени с ребенком, выезжать на природу, посещать кафе, развлекательные центры и своим поведением подавать пример социального взаимодействия.
Как реагировать и подавить приступ гнева?
Как снять приступ агрессии у чада? Приступ гнева легче предотвратить, чем погасить.
Родители знают поведение малыша, поэтому легко заметят приближающиеся признаки деструктивного поведения.
Справиться с ситуацией можно при помощи следующих способов:
- Отвлечение внимания. При первых признаках агрессии следует переключить внимание ребенка на другой объект или деятельность.
- Осуждение поведения. Нельзя поощрять или оставлять без внимания вспышки гнева. Родители должны объяснить, что это плохо, предложить устранить последствия подобного поведения: убрать игрушки, пожалеть обиженного.
- Поощрение. Обязательно хвалить малыша за хорошие поступки.
- Предложение альтернативы. Это относится к словесной агрессии. Иногда ребенок не знает, как по-другому выразить свои эмоции. Родители должны рассказать, чем можно заменить нехорошие слова.
Отличный способ перевоспитать излишне агрессивного ребенка — это записать его в спортивную секцию. На занятиях его научат дисциплине, там он будет выплескивать лишние эмоции.
Советы психологов
Существуют некоторые психологические приемы, которые помогут справиться с агрессией:
- битье подушек;
- выражение эмоций с помощью рисунка;
- упражнения на релаксацию;
- выполнение физических упражнений, требующих значительных усилий, например, прыжки, кувырки;
- пение песен громким голосом.
Большое значение имеет полноценное питание, режим дня ребенка.
Следует оградить сына или дочь от просмотра агрессивных фильмов, компьютерных игр, особенно перед сном.
На ночь можно почитать спокойную добрую книжку, поговорить о чем-то приятном.
Какие люди чаще всего аутоагрессивны
Конечно же, в группе риска эмоционально неустойчивые, импульсивные люди. Они хуже справляются со вспышками гнева, в том числе и в свой адрес. Но не только. Тихие, покладистые и дисциплинированные люди часто бессознательно аутоагрессивны. Они не выражают эмоций, всегда тактичны и сдержанны, но переживания-то копятся. И рано или поздно они выходят в виде психосоматических болезней сосудов, сердца или ЖКТ.
На то, уйдет человек в аутоагрессию или нет, влияет также окружение. Если в семье не принято высказывать недовольство или вообще обсуждать взаимоотношения, негативные эмоции вероятнее проявятся в периодических вспышках аутоагрессивного поведения.
Ошибки родителей
В отношениях с агрессивными детьми родители совершают ряд ошибок:
- шантаж, угрозы;
- физические наказания;
- игнорирование деструктивного поведения;
- поощрение агрессии;
- перевод ситуации в шутку.
Зачастую взрослым проще уступить маленькому тирану и дать ему, что он требует, чем справляться с его выходками.
Это является самой главной ошибкой. У ребенка формируется четкое убеждение, что достичь цели возможно только при помощи деструктивных поступков, криков, физического насилия или манипулирования.
Также неправильно защищать и оправдывать поведение своего чада перед обиженными им другими детьми, перекладывать вину на жертву.
Архаичное Супер-Эго
Мы уже познакомились в предыдущей статье с процессом формирования садистичного Супер-Эго
в результате преследования тревожной матерью своего ребенка своими постоянными запретами. Полное подавление агрессивности ребенка также приводит к формированию садистичного Супер-Эго у ребенка – строгость родителей, которая может быть объективной и даже необходимой, превращается в садистичное преследование , с точки зрения беспомощного ребенка, если носит тотальный характер. Такое Супер-Эго в психоанализе еще называют архаичным .
Родители для ребенка – это боги.
Боги, сформированные фантазией человека на заре цивилизации, выглядят страшными и угрожающими чудовищами: ужасная Кали , создательница и разрушительница жизни (архаическая мать), ужасный Хронос , пожирающий своих детей (архаический отец), ужасный Левиафан , обитающий в глубинах океана (архаичное Супер-Эго). Психология маленького ребенка схожа с психологией древнего человека, окружающий мир ему кажется угрожающим, полным ужасных чудовищ, которые в мифологии называются архаическими богами . Также и родители маленького ребенка, преследующие его своими запретами и угрозами наказания, выглядят для него архаическим богами , жестокими и бескомпромиссными. Из таких преследующих объектов формируется архаичное Супер-Эго маленького ребенка, базальная беспомощность которого делает образы родителей монстроподобными .
Архаичное Супер-Эго
преследует человека всю жизнь. Оно оказывается монстром, живущим внутри, пожирающим личность, приводя к депрессии и даже суициду.
Точка зрения Комаровского
Знаменитый доктор Комаровский считает, что ни в коем случае агрессию нельзя игнорировать.
В некоторых случаях ребенку следует отвечать тем же. Это не означает, что дитя нужно бить в ответ.
Просто он должен осознать, что его поведение не поощряется. При проявлении агрессии родителям необходимо делать следующее:
- Остановить малыша. Например, сдержать его руку, закрыть рот своей рукой, твердо сказать, что так делать нельзя.
- Предложить выпустить пар на неживых предметах, то есть, постучать палкой по земле, потопать ногами, громко покричать.
- Правильно выразить словами состояние дитя: «Ты злишься, ты обиделся, ты расстроен».
- После того, как малыш успокоился, провести спокойную беседу о причинах поведения, объяснить, что эмоции необходимо выражать другими способами.
Сценарий суицида
Динамика суицидогенеза подразумевает этапность, когда один период следует за другим.
Досуицидальный период
На этом этапе у человека ещё нет аутодекстурктивных мыслей, но изменяется психическая сторона – снижается интерес к жизни, уплощаются интересы и хобби, которыми он занимался ранее, беспокоит тоска и одиночество.
Фото: https://pixabay.com/photos/girl-sadness-loneliness-sad-3421489/
Другими словами, досуицидальный период – это интервал времени, следующий за психотравмирующей ситуацией. На данном этапе либо включаются защитные психические механизмы, либо развивается патологический депрессивный эпизод (человек уходит в депрессию) с последующей аутоагрессией.
Пресуицидальный период
Если защитные психологические механизмы не сработали, либо оказались неэффективны, либо их не существовало вовсе, происходит психическая дезадаптация. Данный период – это суицидальная готовность, которая заключается в повышенной тревожности, лабильности психики, плаксивости, нарушении межперсональных взаимоотношений, асоциальных поступках. Возможны алкогольные или наркотические эксцессы, отрицание ценностью жизни.
В начале этого периода возникают пассивные суицидальные мысли – фантазии на тему смерти без собственного участия (например «уснуть и не проснуться», умереть в авиакатастрофе).
Вслед за этим этапом пресуицидального периода возникают суицидальные замыслы. Это активный интерес к теме смерти, способам и методам самоубийства, обдумывание места и времени. При этом замыслы могут быть импульсивными (возникли здесь и сейчас) или развёрнутыми (сопряжены с логическими умозаключениями на счёт необходимости и значимости самоубийства).
После замыслов возникают суицидальные намерения – присоединяется волевой компонент, который побуждает человека к завершению (фатальному исходу).
Реализация суицидального замысла
Под этим понимают комплекс действий, которые приводят к фатальному (смертельному исходу). Существует более 80 способов самоубийства. В настоящее время, благодаря сети интернет, происходит распространение методов самоубийства, придумывают новые способы.
Чаще всего суициды совершаются путём повешения, выстрела в себя из огнестрельного оружия, отравления медикаментозными или химическими веществами, падения с высоты, самосожжения.
При этом необходимо отметить, что на выраженность намерения указывают ночные или утренние часы самоубийства, приготовления, предсмертные записки. В соответствии с данными статистики, суициды совершают в собственном доме в 36% случаев (лидирующая позиция), 20% вне собственного дома и 16% в гостях, реже всего самоубийства совершают на месте работы или учёбы.
При этом реализация суицидального замысла может быть как успешной (в ходе задуманных действий произошёл смертельный исход), либо не удачной (человек выжил).
Постсуицидальный период
Возникает в случае неуспешной попытки самоубийства (предыдущий этап). Он длится в течение шести месяцев после акта аутоагрессии. Характерно, что в первое время суицидальные проявления характеризуются с положительной оценкой, то есть замыслы остаются. Только потом появляется критика и осознание.
Суицидальный конфликт (причина, которая явилась первопричиной аутоагрессии) либо утрачивает свою актуальность и разрешается, либо суицид совершается повторно.
Профилактика и прогноз
Чем более своевременно началась коррекция поведения и психотерапия, тем выше шансы формирования здоровой личности. Также на будущее влияет время возникновения аутоагрессии: нарушения, появившиеся в раннем детстве и вовремя вылеченные, дают меньше последствий, чем проблемы, начавшиеся в подростковом возрасте.
Профилактика формирования аутоагрессии заключается в первую очередь в доброжелательном отношении членов семьи друг к другу и к ребенку. Малыш должен воспринимать свою семью и дом как безопасное место, где есть доверие, любовь и понимание. Лучше отказаться от слишком жестких наказаний, особенно физических, обучать ребенка правильным стратегиям поведения в конфликте: уступить, договориться, поменяться. Вместо того, чтобы подавлять детскую агрессию, необходимо направлять ее в безопасное для него и окружающих русло, например, комкать бумагу или бить что-то мягкое.
Чем опасно подобное поведение
Главная опасность состоит в том, что подросток сам не осознает границ своего поведения. Он часто не подозревает, что его действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем или к летальному исходу. Бывает такое, что порезы оказываются слишком глубокими, а рядом вовремя не оказалось никого, кто мог бы исправить ситуацию.
Осложнения
Аутоагрессия не позволяет ребенку сформировать адекватные способы решения конфликтов и выхода из стрессовых ситуаций. В результате, подрастая, малыш не может научиться грамотно выстраивать беседу, испытывает трудности с формулировкой и высказыванием личного мнения, ограничивает свое поведение, стараясь постоянно подстраиваться под реакции окружающих людей. У ребенка развивается мнительность, тревожность, сложности адаптации в незнакомом коллективе. В наиболее тяжелых ситуациях повзрослевшие дети не могут получить достойное образование и выстраивать адекватные отношения с представителями противоположного пола.