Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Выбрать будущую специальность и не ошибиться при этом достаточно сложно. У вчерашних школьников почти нет жизненного опыта, а советы взрослых — родителей и педагогов — часто воспринимаются враждебно. Лучше понять, как выбрать профессию, можно спустя 1-2 года после окончания школы, и в некоторых западных странах выпускники берут паузу перед поступлением в вуз.
В России так делать не принято, и из-за этого, видимо, так много молодых специалистов работают не по профилю, указанному в дипломе. Но существуют надежные методики и приемы, помогающие в профориентации, вот только обращаться к психологам-консультантам стоит заранее, а не в момент сдачи вступительных экзаменов.
Выбор призвания: трезво оцениваем обстановку
Для того, чтобы профессия приносила стабильный доход, была по душе и по силам, следует учесть несколько факторов.
- Состояние рынка труда. Если раньше выпускнику школы можно было выбрать занятие на всю жизнь, то сейчас об этом приходится только мечтать. Постоянно появляются новые специальности, а старые профессии, на первый взгляд престижные и денежные, исчезают. Поэтому и выбор стоит делать в пользу перспективных направлений (информационные технологии, высокотехнологичные медицинские специальности), которые будут актуальны в ближайшие десятилетия.
Выбор профессии зачастую географически обусловлен. Если переезд невозможен или нежелателен, стоит обратить внимание на специальности, востребованные в регионе проживания абитуриента.
- Способности и склонности выпускника. К сожалению, эти характеристики не всегда совпадают: скромные и застенчивые девушки мечтают о карьере певицы или телеведущей, а парни с задатками ученых-аналитиков грезят о карьере в силовых структурах. Подростку сложно адекватно оценить самого себя, поэтому так много попыток овладеть совершенно неподходящими профессиями. Очевидно только одно: выбирать специальность, которая вызывает категорическое отторжение, нельзя. Даже если это советуют мудрые друзья и родственники.
- Предполагаемый уровень заработной платы. Материальные обстоятельства, как ни досадно, также необходимо учитывать. Если деньги важнее самореализации, стоит выбирать специальность с высоким уровнем дохода. Надеяться, что педагогика, социальная или культурная бюджетная сфера принесет большое финансовое состояние, не слишком дальновидно.
Мой ребенок — моя копия
Думаю: Основное и до определенной поры единственное, что делает мой ребенок — с точностью копирует поведение своих родителей, то есть нас. Все, что мне в нем нравится — это то, что мне нравится наблюдать в себе. Все, что меня в нем раздражает — это то, что я отказываюсь замечать в себе. И если я вспомню, как я веду себя в подобной ситуации, я удивлюсь совпадению.
Делаю: Я с удовольствием делаю то, что я хочу, чтобы делал мой ребенок. Хочу научить его читать — регулярно и с удовольствием читаю.
Советы психологов по выбору специальности
Кроме чисто житейских обстоятельств следует учесть и психологические особенности личности выпускника, которые влияют на выбор будущей специальности.
Темперамент
Выделяют четыре основных типа темперамента, которые влияют на стиль общения, работоспособность, склонность к разным видам деятельности.
- Холерический. Характеризуется повышенной возбудимостью, энергичностью, быстротой реакций. Холерик не сможет долго заниматься монотонной работой, требующей внимания к деталям. Ему подойдут творческие занятия, деятельность в экстремальных условиях, профессии, связанные с интенсивным межличностным общением.
- Сангвинический. Основные черты характера сангвиника — уравновешенность, оптимизм, доброжелательность, высокая работоспособность. Из сангвиников получаются прекрасные руководители и организаторы, педагоги, журналисты, администраторы.
- Флегматический. Флегматику присуща основательность, медлительность, хорошая работоспособность и высокая стрессоустойчивость. Профессии, связанные с постоянным общением и выступлениями на публику, ему не подойдут, но в специальностях, требующих сосредоточенности и внимания, он добьется успеха. Флегматикам стоит выбирать медицину, инженерное, экономическое или IT-направление.
Оградитесь от постороннего влияния!
Подросток, как никто другой, подвержен влиянию окружающей среды. Даже шуточные высказывания друзей, учителей или увиденные кадры из телевизора могут оказать влияние на выбор ещё растущего человека.
Очень часто просто желание не расставаться со своими школьными друзьями играет злую шутку и отвлекает от принятия собственного решения.
Поэтому после того, как ваш ребёнок озвучил свой выбор, постарайтесь выяснить, почему он сделал именно его. Вам нужно убедиться, что подросток принял решение самостоятельно, взвесив все за и против.
Выбор профессии: распространенные ошибки
Выбрать специальность, востребованную на рынке труда, и при этом учесть собственные склонности и способности — непростая задача не только для вчерашнего выпускника, но и для взрослого опытного человека. Самые распространенные ошибки при выборе профессии связаны с влиянием социума, неверием в собственные силы и недостаточным знанием жизни.
- Выбор специальности «за компанию». Так обычно поступают выпускники, которые несерьезно относятся к своему будущему. Вопрос: «Куда пойти учиться?» не беспокоит их до конца школы, а в последний момент они присоединяются к компании приятелей или выбирают вуз по территориальному признаку (поближе к дому). Разумеется, ничем хорошим такие истории не заканчиваются.
- Давление родителей. Выбор будущей карьеры по родительской указке — плохой вариант для современного молодого человека. Учитывать советы и рекомендации взрослых стоит, но все же лучше воплощать в жизнь свои собственные мечты, а не планы родителей.
- Недостаточные знания о будущей профессии. Многие абитуриенты мало осведомлены о необходимых навыках и профессиональных требованиях, и из-за этого выбирают направления, которые им изначально не подходят.
- Подражание кумирам. Подросток легко переносит симпатию с человека (будь то учитель в школе или знаменитость из мира шоу-бизнеса) на профессию, которой он занимается. В этом случае не учитываются собственные склонности и жизненные обстоятельства.
- Желание материальной независимости. Для того, чтобы иметь гарантированный доход, многие готовы отказаться от любимого дела и профессионального призвания. Как правило, такие истории заканчиваются плачевно: ощущением разочарования и эмоциональной опустошенности.
Тесты и методики, которые помогут сделать правильный выбор
Чтобы избежать ошибок в профориентации и понять, какую профессию выбрать, разработаны специальные методики, опросники и тесты. Психологическая диагностика поможет правильно определиться не только со сферой деятельности, но и с конкретной специальностью, которая подойдет выпускнику.
Большинство исследований легко пройти онлайн, но расшифровку результатов лучше доверить профессиональному психологу.
Карта интересов (авторы — А. Е. Голомшток, О. Г. Филимонова)
Подробный опросник с пятью вариантами ответов (очень нравится, нравится, сомневаюсь, не нравится, очень не нравится). Тест включает в себя 174 вопроса и позволяет определить сферы деятельности, наиболее подходящую выпускнику. Методика помогает сориентироваться в разных профессиях — от экономики и журналистики до электротехники и деревообработки. В современные варианты анкеты включены и вновь появившиеся специальности. Склонность к той или иной деятельности оценивается по тонко дифференцированной шкале (ярко выраженный интерес, выраженный интерес, слабый интерес, отрицание и высшая степень отрицания интереса).
На прохождение теста и его расшифровку потребуется не менее 1,5-2 часов: вопросы требуют времени для размышлений и максимальной честности.
Опросник для определения профессиональной готовности (Л. Н. Кабардова)
Пройдя тест, можно понять, к какому типу деятельности склонен человек (конкретных профессиональных рекомендаций автор не дает). Все профессии подразделяются на несколько групп по направленности на тот или иной объект:
- человек — художественный образ;
- человек — природа;
- человек — человек;
- человек — знаковая система;
- человек — техника.
После ответов на 50 вопросов становится ясно, в какой профессиональной сфере наиболее удачно раскроется человек.
Методика может помочь в профориентации не только подросткам, но и взрослым.
Ориентация (И. Л. Соломин)
Также, как и предыдущая анкета, помогает определиться с одним из пяти типов профессий (человек — техника, знаковая система, человек, природа, художественный образ). Одновременно с этим проводится диагностика по параметру «исполнитель-творец» и определяется, способен ли человек повторять имеющиеся образцы или ему по силам создавать что-то новое.
Матрица профессии (Г. В. Резапкин)
Наиболее простая и понятная методика диагностики профессиональных склонностей и интересов. Состоит из двух вопросов и десяти вариантов ответов на каждый из них. Для интерпретации ответов предложена таблица с конкретными профессиями, от менеджера и радиолога до модельера и сторожа.
Профассоциации
Психолог зачитывает слова (например, правила, бумага, посетитель), а испытуемый должен быстро называть профессию, которая ассоциируется для него с этим словом. Ответы записываются на диктофон или в блокнот, а затем обрабатываются, исходя из частоты упоминания профессии и характера ассоциации. Интересный, хотя и спорный способ определения профессиональных предпочтений.
Профессиональные намерения
Развернутый тест, с помощью которого анализируются:
- склонности и профессиональные намерения;
- знания о выбранной профессии;
- жизненные планы;
- оценка собственной профпригодности.
Это — предварительное исследование для более точной работы с выпускниками после 11 класса. Конкретные профессиональные рекомендации психологи дают после беседы с испытуемым.
Тест проводится как индивидуально, так и в групповой форме.
Нумерология и профориентация
Подходящую профессию можно подобрать и с помощью нумерологии. Для этого анализируются числовые значения имени и фамилии человека. Существуют специальные онлайн-сервисы для определения профессии по дате рождения: в форму на сайте вносят числовые данные (день, месяц, год рождения) и получают конкретные профессиональные рекомендации. Серьезным и научным этот способ не назовешь, но и он имеет право на существование.
Обзор
Год | Дата церемонии | Ведущие | Исполнители |
1999 | 1 августа 1999 | Нет (Бритни Спирс открыла шоу) |
|
2000 | 6 августа 2000 | Нет (Фредди Принц-младший открыл шоу) |
|
2001 | 12 августа 2001 | Нет (Дэвид Спейд открыл шоу) |
|
2002 | 19 августа 2002 | Нет (Бритни Спирс и Верн Тройер открыли шоу) |
|
2003 | 2 августа 2003 |
|
|
2004 | 8 августа 2004 |
|
|
2005 | 14 августа 2005 |
|
|
2006 | 20 августа 2006 |
|
|
2007 | 26 августа 2007 |
|
|
2008 | 4 августа 2008 |
|
|
2009 | 9 августа 2009 |
|
|
2010 | 8 августа 2010 |
|
|
2011 | 7 августа 2011 |
|
|
2012 | 22 июля 2012 |
|
|
2013 | 11 августа 2013 |
|
|
2014[9] | 10 августа 2014 |
|
|
2015 | 16 августа 2015 |
|
|
2016 | 31 июля 2016 |
|
|
2017 | 13 августа 2017 | Нет (Логан Пол открыл шоу) |
|
2018 | 12 августа 2018 |
|
|