Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к сложнейшему заболеванию центральной нервной системы, возникающему во внутриутробном периоде, во время родов или в первое время после рождения. В комплексное лечение входит массаж при детском церебральном параличе.
Массаж при ДЦП
Цель массажа заключена в понижении рефлекторной возбудимости мышц, предупреждении развития контрактур, уменьшении синкинезии, стимулировании функции паретичных мышц, улучшении лимфо- и кровообращения, уменьшении трофических расстройств.
До проведения массажа максимально расслабляют мышцы, подбирая исходное положение и расслабляющие упражнения. Массаж при ДЦП проводят дифференцированно. Поглаживающие, растирающие и разминающие движения, пощипывания, катание, вибрация, пунктуация и потряхивание на сокращенных мышцах с повышенным тонусом проводят медленно, нежно и плавно для того, чтобы расслабить эти мышцы.
На растянутых и ослабленных мышцах проводят лечебный массаж более глубоко, применяя приемы вибрации: поколачивание и стегание, а также штрихование, пунктуацию, пощипывания и поглаживание. В обязательном порядке массируют паравертебральные спинно-мозговые сегменты. Выполняют ЛФК, точечный массаж и логопедический, рефлексотерапию, ортопедическую коррекцию, иппотерапию. При массаже определенных мышечных групп выполняется одновременно дыхательная техника движений.
До того, как провести ЛФК и лечебный массаж, необходимо учитывать то, что больной является ребенком, который не может выполнять движения самостоятельно, никогда не выполнял и не знает, как его выполнить. Он вообще может не понимать необходимости лечения, поэтому часто не концентрирует внимание в отличие от взрослого пациента, часто бывает замкнутым и раздражительным. Массажисту понадобится выдержка и терпение, чтобы провести обучение упражнениям ЛФК. Применяя ласку к ребенку, поддерживая контакт разговором и игрой с разными игрушками можно создать положительный эмоциональный фон.
В чем терапевтическая польза массажа при ДЦП?
Выполняя лечебный массаж, у больного ребенка происходят следующие изменения:
- улучшается кровоток и лимфоотток;
- активизируются обменные процессы в тканях;
- происходит рефлекторное влияние на внутренние органы и нервную систему;
- увеличивается мышечная масса ребенка;
- повышаются адаптационные возможности организма ребенка.
Укрепляющий и реабилитационный массаж
Уход за лежачими больными часто включает массаж, поскольку это один из немногих методов, с помощью которых можно добиться нормализации кровотока, артериального давления, рассасывания гематом, отеков. Причем, в отличие от медикаментозного лечения, массаж исключает появление побочных эффектов, запуская механизм природного восстановления клеток тканей и нормализации обменных процессов.
Реабилитационный массаж лежачего больного позволяет быстрее восстановить организм после тяжелых травм (переломы позвоночника, бедренной кости), хирургических операций. Эта процедура назначается в обязательном порядке для пациентов после инсульта (параличи, парезы), травм опорно-двигательного аппарата, при различных отеках, поскольку превосходно снимает болевые ощущения, исключает появление пролежней и застойных явлений, ускоряет восстановление сосудов, мышечных и суставных тканей.
Эффективность процедуры
При таком диагнозе массаж и физкультура – единый комплекс восстанавливающих процедур. И физические, и массажные упражнения помогают уменьшить интенсивность проявлений патологии, добиться восстановления функционирования ЦНС. Кроме того, ребенок сможет выработать навыки овладения своим туловищем, что позволяет увеличить эффективность проводимых процедур.
Несмотря на то, что полное восстановление нарушенных нервных клеток в головном мозге невозможно, все же детский орган в какой-то степени способен самовосстанавливаться. Регенерация поврежденной ткани не происходит, но образуются новые связи с осуществлением новых функций старыми нейронами.
Подобные связи образуются лишь в той структуре головного мозга, которая отвечает за память. Остальные функции, возложенные на мозг, необходимо стимулировать, что можно осуществить именно с помощью лечебного массажа и физкультуры.
Работа нервной системы происходит по 2 направлениям: от рецептора к структуре мозга и обратно. С помощью точечного массажа можно вызвать возбуждение определенных структур органа, пробудить их, заставив нормально функционировать.
За счет повышения активности мозговых аналитических центров головного мозга происходит образование новых связей, что влечет за собой восстановление двигательных функций.
Кроме того, проведение массажа и ЛФК при ДЦП способствует снижению тонуса сухожилий и мышц. Последнее патологическое явление – это препятствие для нормальной работы спастических мышц, а также условие для нарушения кровообращения.
Если нарушено местное кровообращение, происходит и нарушение питания с кислородным обменом в тканях мозга. Как следствие – их недоразвитие и деградация. Так как кровообращение – это одна единая замкнутая система, сбой в её работе в одном отделе туловища вызывает нарушение кровотока и в иных областях, в том числе и в ЦНС.
Нормализация кровообращения влечет за собой следующие положительные последствия:
- Усиливается защитная функция организма и повышается иммунитет. Массаж активизирует кровоток, в котором локализуются иммунные клетки, неспособные самостоятельно двигаться по организму.
- Улучшается общее состояние. Питание клеток усиливается, газообмен ускоряется, что способствует стимуляции развития тканей и повышению их трудоспособности.
- Происходит регенерация поврежденных областей мозга за счет активного деления клеток.
- Наблюдается увеличение выработки гормонов, иммунных клеток крови, повышение мышечной силы.
- Быстрее выводятся из организма токсические вещества, накопленные в избыточном объеме.
Действие массажа
Благотворное действие массажа обеспечивается механическим воздействием рук специалиста на ткани организма — это растирание, сжимание, растягивание и смещение различных участков кожи, мышечных тканей, сухожилий. В результате усиливается циркуляция лимфы, крови, предупреждаются застойные явления, ускоряется обмен веществ и вывод отмирающих клеток из организма.
Однако воздействие массажа этим не ограничивается, массаж для инвалидов или пациентов, перенесших серьезную операцию, оказывает рефлекторное, гуморальное воздействие на нервную систему (центральную и вегетативную). Эта сторона процедуры известна, как правило, только специалистам. Результатом действий массажиста является раздражение нервных рецепторов тканей организма — это связки, стенки сосудов, мышечные ткани, кожа.
Следствием раздражения рецепторов являются импульсы, которые получает центральная нервная система и передает на кору головного мозга. Полученные импульсы обеспечивают возникновение сложных биохимических реакций, запускающих или значительно ускоряющих процесс регенерации тканей и восстановления обмена веществ. Так, во время ухода за лежачими пациентами с помощью массажа можно в определенной степени управлять состоянием больного, вызывая в его организме вполне предсказуемые реакции.
Характеристика патологии
ДЦП – это хроническая болезнь неврологического характера, которая поражает головной мозг. При ней не возникает прогрессирующее течение. При этом паралич может быть правосторонним, левосторонним и двусторонним. Часто присутствуют вторичные отклонения, которые появляются при недоразвитости или поражении разных органов.
Человек страдает не только от двигательных нарушений, но и испытывает трудности в интеллектуальной и эмоциональной сфере. Пациенту становится тяжело разговаривать, нередко наблюдаются проблемы со слухом и зрением. При этом многие клинические проявления не удаётся полностью устранить. Они остаются с человеком на протяжении всей жизни, при этом больной получает инвалидность.
Болезнь нередко диагностируется в течение первого года жизни. Нередко симптомы можно заметить уже сразу после рождения ребёнка. Патология не является генетической, она возникает из-за тяжёлой беременности, недостатка кислорода плоду, плохого здоровья матери. Также к проблеме приводят травмы при родах, из-за которых ребёнок может получить детский церебральный паралич.
Условия для массажа
При уходе за лежачим больным дома массаж действует наиболее благотворно, поскольку пациент находится в максимально расслабленном состоянии, причем, как физиологически, так и психологически. Транспортировка может быть сопряжена с определенным ухудшением самочувствия больного, а в некоторых случаях вообще противопоказана. В идеале процедура проводится на специальном оборудовании, однако в ряде случаев достаточно проблематично перекладывать пациента, например, если больной перенес тяжелую травму позвоночника и любое движение ему противопоказано.
Поэтому для регулярных сеансов дома используются медицинские кровати.
Говоря о регулярности сеансов, необходимо уточнить, что частота, а также интенсивность массажа напрямую зависит от характера заболевания пациента, от его состояния, возраста и даже пола. В большинстве случаев курс начинается с непродолжительного воздействия, впоследствии интенсивность массажа усиливается, средняя продолжительность сеанса реабилитационного массажа составляет порядка 30 минут. Количество сеансов может варьироваться от 5 до 25, однако чаще всего массаж продолжают до наступления положительной динамики, а в некоторых случаях – и до полного выздоровления.
Основные методики
Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.
Детский массаж для языка
Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.
- По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
- Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
- По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
- Повторить то же самое круговыми движениями.
- Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
- Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.
Детский массаж для лица
Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:
- В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
- Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
- Провести щипковые движения по тем же местам.
Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.
Детский массаж для рук
Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.
Перед занятиями руки ребенка и взрослого должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. Массажное масло или крем улучшит результат процедуры.
Последовательность действий:
- Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
- Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
- Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
- Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
- Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
- Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.
Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. Видео уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.
Оборудование для массажа
Если состояние пациента позволяет, массаж может проводиться ежедневно. При наличии в лечебном учреждении (или на дому) специальной медицинской функциональной кровати с регулировкой высоты, массажист при этом может вполне обойтись без специального оборудования. Медицинская кровать позволяет легко обеспечить массажисту доступ к тому участку организма, на который необходимо воздействовать с помощью массажа.
Технические решения, реализованные в современных кроватях для лежачих больных, позволяют регулировать высоту ложа самому пациенту (при условии, если его состояние позволяет это выполнить) или же лицу, которое обеспечивает уход за больным (вне зависимости от физических данных). Механизм регулировки высоты ложа может иметь электрический привод или механический, что существенно упрощает процесс подготовки к сеансу массажа.
Если лежачий больной может выполнять определенные движения самостоятельно, тогда участие профессионального массажиста можно ограничить, обучив пациента ряду приемов массажа, которые можно делать самому. Существенно облегчить больному эту задачу может функциональная кровать с регулировкой секций – медоборудование способно обеспечить максимально удобное положение тела больного во время выполнения массажа. Полезным дополнением служат и боковые ограждения, которыми оснащаются медицинские кровати для лежачих. Ограждения выполнены из легкого, но прочного металла, могут подниматься, опускаться, и служат для того, чтобы пациент в результате неосторожных движений случайно не оказался на полу.
Кому нужен?
Логопедический массаж активно задействует мышцы детей, участвующие в воспроизведении звуков – язык, мышцы лица и горла. Кроме того, речь отображает умственные процессы, поэтому развитие полушарий ее улучшает. Этому способствуют занятия рук и их массаж.
Массаж является одним из самых распространенных способов борьбы со многими недугами, тем более у маленьких детей. Нажатие и поглаживание определенных мышц и точек на теле стимулирует их и способствует активной деятельности. Конечно, квалифицированный специалист справится с этой задачей наиболее эффективно. Но и после нескольких уроков мамочки могут проводить подобные упражнения с детьми и в домашних условиях. Обратитесь за помощью к видео урокам.
Противопоказания для массажа
Говоря о пользе массажа, необходимо упомянуть и о противопоказаниях — состояниях пациента, при которых массаж будет причиной развития заболевания, а не средством восстановления. Как уже отмечалось, массаж способствует ускорению обменных процессов организма, и есть ряд заболеваний, при которых излишнее ускорение может привести к ухудшению состояния больного.
Такими являются практически все инфекционные заболевания, принцип их лечения заключается как раз в локализации и угнетении очага распространения инфекции по организму. Ускорение же обменных процессов, которое является следствием массажа, наоборот приводит к распространению инфекции. Таким образом, массаж противопоказан в следующих случаях:
- респираторные заболевания (ангина, грипп, ОРВИ);
- кожные заболевания (грибковые, фурункулез, инфицированные раны);
- язвенные болезни, туберкулез (активная форма);
- острые гинекологические заболевания.
массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью презентация
Слайд 1
«Массаж и самомассаж в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью» Каргина Ирина Викторовна Воспитатель МБДОУ д / с №8 город Североморск
Слайд 2
создание у детей с ОВЗ и инвалидностью устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни Цель:
Слайд 3
Задачи: Упражнять детей в овладении приемами массажа и самомассажа в игровой форме. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Развивать интеллектуальные функции, двигательную память. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Развивать коммуникативные навыки, тактильное восприятие.
Слайд 4
Значение для здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью : — снижение заболеваемости детей; -повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; — укрепление физического и психического здоровья; — познание возможностей собственного организма; — формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья; -закрепление правил здорового образа жизни.
Слайд 5
Виды массажа и самомассажа, используемые с детьми с ОВЗ и инвалидностью : Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья. Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица.
Слайд 6
Приёмы массажа и самомассажа При выполнении самомассажа приемы применяются в следующем порядке: поглаживание, выжимание , растирание , активные и пассивные движения, разминание , потряхивание , похлопывание , встряхивание.
Слайд 7
«НЕБОЛЕЙКА» Ч тобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживают шею ладонями сверху в низ) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растирают крылья носа) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны) «Вилку» пальчиками сделай и массируй уши смело (раздвинуть указательный и средний пальцы и массировать ушную зону) Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна . (потираем ладошки друг о друга) Массаж для профилактики простудных заболеваний
Слайд 8
Точечный самомассаж лица для детей Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам. Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз. Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков. Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички. Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.
Слайд 9
Массаж лица «БЕЛЫЙ МАЛЬЧИК» Белый, белый мальчик Сел на облака (Провести пальцами по лбу от середины к вискам) Из мешка посыпалась Белая мука (Легко постукивать по щекам пальцами.) Радуются дети, Лепят колобки, Заплясали санки, Лыжи и коньки. ( Указательным пальцем массировать крылья носа по кругу от себя Раздвинув указательный и средний пальцы массировать точку за ушами и перед)
Слайд 10
Самомассаж рук 1. «Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони. Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки – ой, Надо их погреть, Посильнее растереть. 2. «Добываем огонь» — энергично растирать ладони друг о друга, чтоб стало горячо Мы как древние индейцы Добываем огонёк: Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем. 3. «Братцы» — обеими руками одновременно растирать о большие пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза. Ну-ка, братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее? Все вы, братцы, молодцы, Просто чудо – удальцы!
Слайд 11
Оздоровительный массаж тела Чтобы не зевать от скуки (движения выполняются по тексту) Встали и потёрли руки. А затем ладошкой в лоб Хлоп-хлоп-хлоп. Щёки заскучали тоже Мы и их похлопать можем. Ну-ка, дружно не зевать Раз, два, три, четыре, пять. Вот и шея, ну-ка, живо Переходим на загривок. А теперь уже гляди Добрались и до груди, Постучим по ней на славу, Сверху, снизу, слева, справа. Постучим и тут и там, И немного по бокам. Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу. Чуть нагнулись, ровно дышим, Хлопаем как можно выше.
Слайд 12
Самомассаж «Лепим ушки» Лепим, лепим ушки детям и зверюшкам (разминаются ушные раковины сверху вниз и снизу вверх). Чуткому зайчонку (потянуть за уши вверх), Мудрому слоненку (потянуть за мочки ушей вниз). Веселой обезьянке (потянуть за уши в стороны). Собачке Каштанке (взять сверху за уши и опустить их вниз). И себе слепили (разминать уши движением сверху вниз). За ушками погладили (поглаживающим движением указательного пальца провести за ушными раковинами). Ладошками приладили (поглаживающим круговым движением провести по ушам ладонями).
Слайд 13
Массаж спины Дождик бегает по крыше- Бом! Бом! Бом! ( Дети похлопывают друг друга по спине). По весёлой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! ( Постукивают пальцами). Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите. Бом! Бом! Бом! А уйду- тогда гуляйте. Бом! Бом! Бом! ( Поколачивают кулачками). Дождик бегает по крыше- Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! ( Поглаживают).
Слайд 14
Игры-массажи с «ёжиками» — мячиками
Слайд 15
Испечем мы каравай Месим, месим тесто, ( Сжимаем мяч, мяч в правой руке) Есть в печи место. (перекидываем в левую руку и сжимаем) Испечем мы каравай, ( несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками ) Перекидывай , валяй! ( катаем мяч между ладошками)
Слайд 16
Колючий еж Гладь мои ладошки , еж! Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить! (Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки» на «ножки», делать массаж тела, называя все соответственно)
Слайд 17
Итоги — Снизилась заболеваемость, укрепилось физическое и психическое здоровье детей с особыми образовательными потребностями; -Произошли позитивные изменения в развитии двигательных навыков и психических функций; — Познакомились с правилами здорового образа жизни.