Руша привычные границы, делая что-то по-другому, всегда есть опасность, что что-то пойдёт не так, но без риска невозможно ощутить вкус перемен.
Каждый из нас имеет свою зону комфорта, в которой мы ощущаем себя в безопасности. Однако не всегда ограничение рамками удобства и спокойствия идут нам на пользу. Иногда непривычная ситуация или новое занятие заставляют человека испытывать страх и неуверенность, что мешает ему в развитии и движении вперед.
В таком случае, следует задуматься о расширении зоны комфорта и в этом нам помогут следующие рекомендации.
Успех и личная зона комфорта: определяемся с понятиями
В современном обществе под успехом понимают высокую зарплату, наличие машины и ухоженное тело. При этом величину зарплаты измеряют конкретными цифрами без учета уровня расходов. А ведь это относительные показатели. Например, если человек, зарабатывая 1000 долларов в месяц, тратит 1200, он беден, не удовлетворен жизнью и не успешен. Тот, кто тратит 900 долларов из 1000, богат, не испытывает материальных затруднений и, соответственно, более успешен.
Читайте нас в Instagram
«Успешное» тело — стройное, подтянутое, с низким процентом жировой массы. В обществе с одобрением относятся к людям, до изнеможения тренирующимся в спортзале. Полных людей осуждают, обвиняют во лжи и лени, если они говорят, что считают себя привлекательными без дополнительной работы над собой. Их личная зона комфорта и общепринятые представления об успехе не совпадают, что может сформировать устойчивые комплексы.
Сегодня главным условием успешности человека считается его амбициозность: чем больше он стремится к совершенству, тем лучше. Получается, если человеку комфортно с его уровнем доходов, телом и делом, не факт, что он успешен с точки зрения окружающих. Он не получает должного уважения, признания и даже может считаться неудачником. Парадоксально, но факт. Как быть — стремиться к ненужным вершинам или остаться в зоне комфорта?
Чтобы сохранить самоуважение и достигать только собственных целей, придется определиться с приоритетами. Важно понять, что лично для вас означает понятие успеха и каким вы себе представляете психологический комфорт.
Если вы удовлетворены течением вашей жизни, чувствуете себя спокойно, то призывы к выходу из зоны комфорта не для вас. А вот если пришло время что-то поменять, можно и нужно расширить границы зоны комфорта.
Сладкое неведение
Знаете, казалось, что все довольно просто. Ну, встала, сделала завтрак, убрала, помыла. Потом наварила какой-нибудь суп. Самый обычный, только раз в десять больше. Продукты будут, огромная кастрюля тоже. Помощники будут. Да за нефиг делать. Еще в перерывах успею делать заплывы в теплом августовском море. Неизвестно, чем бы вся эта история кончилась, если бы не интуиция организаторов. В последний момент они все-таки перестраховались и прихватили на интенсив одного парня по имени Олег. Он оказался профессиональным поваром. Я его сразу мысленно окрестила Олег «Трушный Повар».
Пошаговый алгоритм расширения зоны комфорта
Зона комфорта — это не обстоятельства, а только ваша реакция на них. Если чувствуете, что настала пора перемен, но боитесь их, придется научиться адаптироваться и осваивать новое. Не стоит бросаться в крайности, решаться на радикальные перемены и выбрасывать самого себя из зоны комфорта. Поставьте себе четкие цели и начните к ним двигаться, постепенно расширяя границы приемлемого, удобного и понятного.
Стратегия проста:
- Поставьте цель и разбейте ее на отдельные задачи. Вы должны четко понимать, какого конечного результата ожидаете и что нужно для этого сделать.
- Определитесь с критериями оценки. Желаемый результат должен быть измеримым, чтобы вы всегда могли определить, на каком этапе находитесь.
- Работа. Нужно продумать программу деятельности. Это те привычки, которые вы будете внедрять в свою жизнь для ее изменения. Выполняйте эти действия регулярно, чтобы они стали автоматическими. В идеале стоит завести блокнот, где будете каждый день записывать результаты работы.
- Адаптация и отдых. Когда цель будет достигнута, у вас есть полное право отдохнуть. Привыкните к новому образу жизни, насладитесь своим успехом.
Перемены неизбежны, и лучше к ним адаптироваться, чем прятать в голову в песок. Ваша личная зона комфорта расширяется с каждым новым приобретенным навыком, поэтому вовсе необязательно начинать новую жизнь с нуля и попадать в зону острого дискомфорта, чтобы добиться успеха в вашем понимании.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В настоящее время «психологическое здоровье» становится ключевым понятием для школьной психологической службы в плане создания комфортной школьной среды, свободной от психологического насилия, профилактики возникновения негативных эмоциональных переживаний ребенка в учебном процессе. В толковом словаре Ожегова С.И. комфортность определяется, как условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Существует три структурные составляющие данного понятия: психологическая, интеллектуальная и физическая. Психологическая комфортность — это состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Интеллектуальная комфортность — это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Физическая комфортность школьника — это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды.
Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин и др. — изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной.
Школьная среда, в которой пребывает ребенок (а иногда это семь уроков в день), должна быть гармоничной для ученика, для этого надо правильно и качественно организовать познание, общение, деятельность ребенка в комфортных, здоровьесберегающих условиях.
Оценить, насколько удачно школа справляется с такой задачей и как это влияет на самочувствие и эмоциональное благополучие учащихся, помогает разработанный психологическим Центром диагностики и консультирования г. Ростова -на -Дону комплексный мониторинг образовательной среды. Разрабатывался он применительно к следующим категориям:
1. среда (условия пребывания в школе; ключевые понятия — уют, комфорт):
- соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения как основа сохранения здоровья школьников; — влияние особенностей школьного режима и учебных требований на здоровье учеников;
- «школьная атмосфера» как отражение особенностей организации образовательного пространства школы.
2. деятельность (ключевые понятия — интересная, творческая): качественный урок как основа учебной мотивации и конструктивная внеурочная деятельность.
3. общение (ключевые понятия — конструктивные отношения, умение сотрудничать): взаимоотношения «учитель-ученик», психологический климат в классе.
4. «Я-образ» личности ученика (личностное и эмоциональное благополучие) включает нормальное психологическое самочувствие ученика в школе, выражающееся в желании ее посещать; нормальную самооценку; принятие роли ученика; принятие системы предлагаемых школой ценностей.
Проведенный мониторинг образовательной среды школы выявил большую группу детей с зачатками негативных эмоциональных состояний, первой причиной которых является все возрастающая школьная нагрузка. К 9-му классу 83% опрошенных отметили, что нагрузка в школе очень высока, только 56% признали, что учебные требования реально выполнимы. Более 70% детей устают в школе, у половины учащихся утомление сказывается на физиологическом уровне, а более трети всех учащихся не справляются с учебной нагрузкой.Но почему устают дети? К 9-му классу интерес к школе падает с 80% до 55%, а вместе с этим снижается и учебная мотивация: только 30% девятиклассников обладают внутренней мотивацией к учению, т.е. учатся сами, остальные же исключительно под давлением родителей и педагогов. Интерес к учебной деятельности может падать по нескольким причинам:
- когда то, что изучается, понятно ребенку, это становится ему неинтересно. Следует искать передовые методы обучения, соответствующие психофизиологическим особенностям детей, и думать над проблемой, чему реально необходимо учить наших детей. Ведь данные мониторинга показали, что дети хотят обучаться жизненно необходимым навыкам, особенно это заметно в 8-9-м класса. Есть широкое поле внеклассных мероприятий, социальных проектов и других форм работы для проявления активности ребенка. Например, ученик может узнать что-то его интересующее через научно-исследовательскую деятельность;
- учащиеся оценивают школьную атмосферу как однообразную, а не творческую. Дети очень активны по своей природе, и поэтому для них никогда не бывает «много творчества», главное, чтобы это затрагивало их душу, будило воображение, было наполнено смыслом. Поэтому проектная деятельность, самоуправление, школьные газеты, творческие конкурсы, КВНы помогают школьнику реализовать свой творческий потенциал;
- для подростков ключевое понятие — справедливость. Всегда ли учителя на самом деле справедливы к своим ученикам? Мониторинг показал, что школьные требования дети считают для себя в принципе выполнимыми, но не всегда справедливыми. Например, школьным расписанием удовлетворены гораздо больше учителя, чем ученики.
Мониторинг также выявил две проблемы, связанные с личностным развитием ребенка. Первая проблема имеет отношение к восприятию ребенком самого себя, вторая касается сферы взаимоотношений. Процент детей с низкой самооценкой растет очень значительно от 5-го к 9-му классу. Дети к 9-му классу становятся менее уверенными в себе, менее счастливыми. Они меньше себе нравятся и чаще испытывают чувство вины, чем, например, пятиклассники или шестиклассники. Сама роль ученика недостаточно принимается детьми. Если 10 лет назад, выполняя задание написать 10 слов в ответ на вопрос «Кто я?», 60-80% детей писали «я — ученик», то сегодня лишь 40% школьников осознают себя учениками, то есть психологически готовы выполнять школьные требования.
Нежелание и неумение слушать другого приводит к неумению выстраивать взаимоотношения, т.е. к проблемам в общении. Без классного руководителя ученик остается один на один со своими школьными проблемами. В результате такой фактор, как сплоченность класса, по оценкам проведенного мониторинга, оказался на весьма низком уровне развития. Скорее всего, в школе не всегда придают значение групповой сплоченности, поэтому она стихийна, не развиваются взаимодействие, сотрудничество и взаимопонимание, что особенно важно для наших «сложных» детей. Результаты мониторинговых исследований показывают, что такой параметр групповой сплоченности, как общие правила, нормы поведения, является самым низким. Нет сомнений, что учителя говорят учащимся об этом, но важен не разговор сам по себе, а то, чтобы дети приняли эти правила.
Сегодня встает необходимость действительно учить ребенка не только конкретным предметам, но и навыкам взаимодействия, сотрудничества, общения. Только так возможно создать такую школьную среду, которая бы помогала ребенку приобретать подобные навыки.
Литература:
- Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. — 2003. — №4.
- Лошакова Т.Ф.
Простые упражнения и техники для лучшей адаптивности
Человеку постоянно приходится осваивать новые территории. Если вас страшат перемены, практикуйтесь в адаптивности постоянно. В этом помогут простые упражнения:
- Поменяйте пару мелочей. Возьмите за правило систематически что-то менять: график дня, привычные маршруты, продукты питания. Эти изменения мягко приучат вас к переменам как таковым. Они не доставят особого дискомфорта, а обновление рациона может даже порадовать.
- Знакомьтесь с новыми людьми. Это нетрудно — заговорить с продавцом в магазине или спутником в транспорте на отвлеченную тему. Одновременно такое действие аккуратно выведет вас из комфортного состояния, расширит коммуникативные возможности.
- Освойте новый навык. Хочется новый свитер? Возьмитесь за спицы и научитесь вязать. Приготовьте новое блюдо или запишитесь на курсы игры на гитаре. Выбирайте хобби по душе.
- Смените картинку перед глазами. Есть несколько свободных часов? Сядьте на автобус и поезжайте в соседний город, погуляйте по его улицам, посмотрите достопримечательности.
- Освежите гардероб. Купите и наденьте вещь, которую считаете неподходящей по стилю. Главное, чтобы она была по размеру и хорошо смотрелась.
- Обратитесь к искусству. Не цепляйтесь за привычные жанры, посмотрите не характерный для вас фильм, почитайте новую книгу.
Такие тренажеры адаптивности нужны всем нам. Если их применять, перемены не покажутся страшными, а личная зона комфорта будет расширяться по мере необходимости — плавно и без стрессов.
Суровая реальность
Подъем в 6.00. Еще веет благодатная прохлада, но уже часа через полтора на поселок наседает грузная, ленивая жарища. А я все эти полтора часа бегаю по кухне, как раненая в седалище рысь. Поставить вариться компот. Поставить вариться каши. Нарезать хлеб, нарезать фрукты и сухофрукты, все красивенько выложить на тарелку. Ничего не забыть! Сдвинуть столы, все убрать, застелить. Выставить тарелки, выложить вилки, ложки, салфетки. Вынести кашки, мюсли, сухофрукты, вареньки и мед. Нагреть молоко.
А народ тем временем подтягивается. Самые первые разгребают все самое вкусное, топчут мюсли, выпивают прохладное молочко, и подчистую уничтожают орешки и сушеную курагу. Любители поспать приходят и негодуют: “Э, где вся наша еда? Лена, а есть еще изюмчик? Принеси, пожалуйста. А молоко еще можно подогреть, очень тепленького хочется”. А Лена бегает, достает изюмчик, которого уже осталась горсть, а нужно растянуть еще на пару дней. Молоко, когда оно так надо, конечно же, кончилось. Чтобы добыть еще пачку, нужно будить старенькую хозяйку, которая одна-единственная хранит ключи от ВСЕГО в этом коттедже. Пока, ненавидя саму себя, я топаю с хозяйкой за молоком, время завтрака неуклонно истекает. Начинаются мастер-классы, на кухню подходят другие жители коттеджа. Они раздвигают наши продукты, чтобы освободить пространство и громко ругаются на кучу грязной посуды, которая уже скопилась в раковине.
После завтрака все невесело. Помыть все кастрюли, тарелки, кружки, вилки, ложки. Убрать столы, сложить сухофрукты. Протереть пол. Пойти в номер полежать. Доползти на пляж, сделать заплыв. Бегом бежать обратно на кухню, готовиться к обеду. Почистить овощи, ждать Олега «Трушного Повара», вместе делать обед.
Олег «Трушный Повар» смотрит сквозь меня. Если я что-то делаю не так, орет благим матом. Я чувствую что заслужила и покорно молчу. Картошку я режу не так, лук чистить нужно вот так, чеснок резать, придавив боком ножа. Про лопатку вообще забудь! Все нужно перемешивать, держа тяжеленную сковородку одной рукой на весу и подбрасывая содержимое.
Апогеем стала моя попытка нарезать помидоры кубиками. Проклиная все на свете, я орудовала ножом, пока все-таки не рубанула лезвием по пальцу. Олег, ничего не заметив, пришел читать нотацию о правильной нарезке помидоров. И вот я стою и слушаю своего наставника, пока по красивой светлой плитке, как весенний паводок, растекается кровь. Почему-то, вместо того, чтобы бежать в номер и перевязывать рану, я стараюсь, прикрываю лужу ногой. Из коматоза меня выводят крики вошедших соседей, которые пинками выгоняют меня на перевязку. В общем, полный психодел.
Вечером тот же ритуал, что и в обед. Приготовить, убрать, помыть. Потом еще вылизать окончательно всю кухню и сделать заготовки на завтра. Заканчивается каждый такой день часа в два ночи. А вставать опять в шесть утра. Каждый вечер — чувства смешанные. Усталость, злость, стыд. Все тело болит, поясницу ломит, ноги отваливаются. Не хочется ни моря, не солнца, ни на кухню тем более. Хочется уткнуться в подушку и спать ровно до вечера следующего дня.
Утром в отражении зеркала на меня воззаряется исхудавшее бледное лицо с грязными, торчащими в разные стороны лохмами. Проводя большую часть времени на кухне, я испытывала стойкое отвращение к еде и чувствовала голод только ближе к вечеру. За 10 минут заплыва солнце меня не брало. Голову помыть, опять же, некогда. И вот я снова мчусь на кухню.