Семейная стоматология

Решаем проблемы зубов

Экстренная помощь при острой зубной боли

вне очереди!

Запишитесь на прием по телефону

Кингисепп, Крикковское шоссе 20

Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного

Существуют основные врожденные рефлексы, которые проявляются у младенца и свидетельствуют о нормальности его развития. Таких безусловных рефлексов у новорожденного выделяют более семидесяти и все они призваны обеспечить адаптацию ребенка к условиям существования.

Среди наиболее важных оральных автоматизмов следует выделить хоботковый рефлекс. Это сокращение круговой мышцы рта, которое происходит автоматически в ответ на кратковременное прикосновение к губам. Реагируя на касание, губы малыша вытягиваются в трубочку, подобно хоботку, откуда и названия этого явления.

Сосательный акт жизненно необходим в первые месяцы жизни, чем и обусловлена важность хоботкового рефлекса, как компонента процесса сосания. В неврологии результаты проверки данного рефлекса могут применяться для определения соответствия возрастным нормам и обнаружения патологий нервной системы, в зависимости от диагностических целей.

Масса головного мозга

https://www.youtube.com/watch?v=dG2AkNutZvs

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и

, состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.

Покрытие нервных путей миелином протекает до взрослого возраста. Таким образом, в старшем подростковом возрасте отдельные нейроны, как правило периферические, не покрыты миелиновой оболочкой. Миелиновая оболочка необходима для защиты нервной клетки и координации движений. О миелинизации можно судить по скорости проведения возбуждения по нервным волокнам и по тому, как быстро производится ответная реакция.

Кровоснабжение нервных структур у детей в несколько раз превышает кровоснабжение взрослого человека. Данная способность объясняется богатой капиллярной сетью, которая развивается и после рождения. Потребность мозга в кислороде у детей выше, чем у взрослых, в связи с развитием и ростом.

Разновидности

Рефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.

Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Условные

Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде.

Общая информация

Несмотря на то что только-только родившийся младенец является беззащитным существом, у него уже имеется более семидесяти пяти безусловных рефлексов. Именно благодаря этим механизмам человек выживает и осваивается в новых условиях.

Каждый родитель должен знать о том, какие бывают рефлексы у их чад. Это поможет им предотвратить развитие серьезного заболевания.

Хоботковый рефлекс, как и сосательный, связывается с самым важным процессом, необходимым для полноценного развития личности — поглощением пищи.

Возможные причины возникновения ПР

К этиологическим факторам возникновения патологических рефлексов принято относить экзогенные и эндогенные причины, провоцирующие развитие определенного заболевания.

Экзогенные причины:

Эндогенные причины подразделяются на первичные и вторичные. К первичным принято относить ишемию, получение различных травм головы и спины, отек ткани мозга, генетическая предрасположенность.

К вторичным относят такие, которые существуют в самой нервной системе под влиянием первичных и в следствие становятся главной причиной развития патологических процессов в организме:

  • нарушение нейронов;
  • определенные изменения в нейромедиаторах;
  • смена нейрона генома;
  • нарушения в межнейронной передаче;
  • изменения в нервной трофике;
  • чрезмерная активность нейронов;
  • патологическая детерминантность;
  • ГПУВ;
  • присутствие антител к ткани мозга.

Важные рефлексы

К основным рефлексам, обеспечивающим малышу комфортное существование в первые месяцы его жизни в новых условиях, следует отнести:

  1. Сосательн-й рефл-с.
  2. Глотательн-й рефл-с.
  3. Хоботковый рефлекс.
  4. Рефл-с Бабкина.
  5. Поисковый рефл-с.
  6. Верхний защитн-й рефл-с.

У новорожденных

Хоботковый рефлекс у новорожденных характеризуется специфическим выпячиванием губ ребенка. В ответ на воздействие раздражителя губы младенца принимают специфическую форму «трубочки», или «хоботка». Вызывается этот механизм путем быстрого, резкого прикосновения к актуальным зонам пальцев родительницы или доктора.

Хоботковый рефлекс у новорожденных обуславливается автоматическим сокращением круг-й мышцы рта новорожденного. Круговая мышца представляет собой ключевой мускул, именуемый сосательным.

По мнению специалистов, хоботковый рефлекс актуален в первые два-три месяца жизни ребенка, после чего следует его угасание. Также существует мнение, что в норме хоботковый рефлекс у новорожденных может встречаться до тех пор, пока малыш не достигнет возраста двух с половиной — трех лет.

У взрослых лиц

Хоботковый рефлекс у взрослых свидетельствует о деформировании структур коры ГМ. При наличии подобного симптома исследователь может заподозрить:

  1. Черепно-мозговую травму.
  2. Инсульт.
  3. Энцефалопатию.
  4. Бульбарный синдром (актуально в случае поражение десятой пары черепно-мозгов-х нервов).

Хоботковый рефлекс у взрослых представляет собой наиболее частый знак оральн-го автоматизма. Также хоботковый рефлекс у взрослых может быть обнаружен при диагностированном псевдобульбарном параличе. Иногда этот симптом выявляется при диффузных поражениях ГМ. Кроме того, в группу риска входят психически нездоровые лица и люди, страдающие невропатическими расстройствами.

Умеренно выраженный хоботковый рефлекс у взрослых нередко вызывается у пожилых лиц, следящих за своим здоровьем.

Видео консультация: Рефлексы новорожденных

Ребёнок рождается с рядом рефлексов, которые помогают в оценке нейропсихического развития. Данная оценка должна проводиться с определёнными условиями:

  • тёплое помещение;
  • ребёнок должен быть бодрым, чистым, сухим и накормленным;
  • все манипуляции должны быть безболезненными;
  • рефлексы оцениваются в трёх основных положениях: в положении на спине, животе и вертикальном.

Хоботковый рефлексРезультатом является вытягивание губ в виде хобота при лёгком ударе пальцем по губам ребёнка.

Сосательный рефлексПропадает в возрасте одного года. Данный рефлекс проявляется тогда, когда ребёнок первый раз получает соску или грудь.

Поисковый рефлексПропадает к концу первого года жизни. При поглаживании кожи возле угла рта, не касаясь его, ребёнок поворачивается в ту сторону, опускается губа и язык отклоняется в сторону раздражителя.

Хватательный рефлексПри раздражении ладони ребёнок захватывает предмет — как правило, пальцы того, кто исследует. Такого же эффекта можно добиться при раздражении основания II-III пальцев ног — происходит сгибание пальцев.

Рефлекс БабинскогоШтриховое раздражение стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает разгибание большого и сгибание остальных пальцев. В течение первых двух лет рефлекс считается физиологическим.

Лабиринтный тонический рефлексМеняют положение головы в пространстве. Рефлекс достигается благодаря повышенному тонусу мышц — разгибателей спины, шеи и ног. При повороте ребёнка на живот увеличивается тонус сгибателей спины, шеи и конечностей.

ПОДРОБНЕЕ: Больные дцп взрослые. Меняется ли характер со взрослением. Лечиться ли ДЦП

Рефлексы Ландау (нижний и верхний)Верхний рефлекс ЛандауДанный рефлекс формируется к 4 месяцам жизни. В положении на животе ребёнок поднимает голову и туловище путём упора рук на поверхность, на которой лежит.

Нижний рефлекс ЛандауДанный рефлекс проявляется в возрасте 5-6 месяцев. Рефлекс проявляется разгибанием и поднимаем ног в положении лёжа.

Помимо вышеперечисленных, существует множество других рефлексов. Каждый врач, осматривая ребёнка, должен определить присутствие патологических рефлексов.

Целехович Ольга Петровна — врач высшей категории рассказывает какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей.

Синкинезии

Синкинезия представляет собой рефлекс в ходе которого одно рефлекторное движение верхней или нижней конечности сопровождается рефлекторной реакцией другой.

Синкинезии подразделяются на:

  • глобальные (сгибание парализованной руки совместно с разгибанием парализованной ноги);
  • имитационные (непроизвольные двигательные акты парализованных конечностей привычных для здорового человека движений);
  • координаторные (произведение различных движений парализованными частями тела в ходе выполнения других сложных двигательных актов).

Для исключения развития патологических рефлексов, как в детском, так и во взрослом возрасте очень важно много времени уделять состоянию своего здоровья. Особое внимание необходимо уделить режиму дня, здоровому питанию, чередованию отдыха и физической активности.

В случае проявления неспецифических признаков болезни в срочном порядке потребуется обратиться за консультацией к врачу невропатологу.

Как вызывается

Хоботковый рефлекс может быть выявлен при помощи воздействия специального неврологического инструмента. Специалист, желающий выявить этот механизм, деликатно постукивает молоточком по актуальной зоне. Этой зоной считается верхняя губа исследуемого. Участок — на уровне десен.

Ответной реакцией следует считать выпячивание губы. В некоторых случаях исследуемый выпячивает обе губы. При этом форма губ принимает характерную форму. Это и послужило тем, что рефлекс был назван хоботковым.

Исследователи отмечают, что интенсивность реакции может быть самой разной. Иногда она сохраняется в течение определенного времени.

Иногда одновременно с выпячиванием губ в хоботок происходит движение также и нижней челюсти. Часто провоцируются специфические движения, аналогичные с глотательным актом.

Наличие хоботкового рефлекса отмечается при наличии патологических очагов на противоположной стороне заднего отдела лобн-й доли.

Многие исследователи, занимающиеся этим вопросом, в том числе и доктор С. Карчикян, полагают, что наличие этого механизма может быть обусловлено высоким уровнем идиомускулярн-й механическ-й возбудимости. В группе риска находится круговая мышца рта человека.

Помимо В.Бехтерева и С.Карчикяна этот вопрос подробно изучался А.Эпштейном. Основные тезисы были выдвинуты в тридцатые годы двадцатого столетия.

Важно помнить

При помощи важных рефлексов, в том числе и хоботкового рефлекса у новорожденных доктор проверяет, как работает ЦНС малыша. Важно помнить о том, что отсутствие жизненно-важных рефлексов может свидетельствовать о наличии серьезного патологического процесса. Об этом же свидетельствует длительная «жизнь» того или иного механизма.

Двигательная активность ребёнка. Особенности развития

По мере внутриутробного развития плод совершает различные движения, тем самым обеспечивая себе удобное положение. Таким образом, поза, в которой находится плод, способствует уменьшению давления на стенку

и благоприятному течению

С самого начала ребёнок указывает на свою способность к движению. Повороты головки, туловища, отталкивание ножками — всё это чувствует будущая мать. Движения ребёнка отражают уровень развития его рефлекторной деятельности.

Благодаря движениям ребёнка, и его приспособленности, облегчается процесс родов.

Движения новорожденного отличаются своей хаотичностью и отсутствием координации, которая развивается поэтапно после рождения.

Постепенно, с общим развитием ребёнка, движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Процесс развития двигательной активности весьма сложен, и носит поэтапный характер:

  • 2-3 неделя. На данном этапе, развиваются мышцы глаз, благодаря чему ребенок может фиксировать свой взгляд на предмете (в начале — более ярком), затем ребёнок может наблюдать за предметом в движении благодаря развитию шейных мышц. Он может наблюдать за высоко поднятым предметом и поворачивать голову в ту сторону, где, например, находится игрушка.
  • Возраст 1 – 1,5 месяца. На данном этапе ребёнок совершает координированные движения руками, а именно — изучает своё лицо. В дальнейшем поднимает руки над головой в целях изучить себя. Также в этом возрасте ребёнок может держать голову.
  • Возраст 3-3,5 месяца. Ребёнок изучает свое положение и место, где он спит. На данном этапе сформировываются целенаправленные движения. Ребёнок изучает пальцы рук и игрушки, которые висят над его кроватью. При этом чем меньше по размерам игрушка, тем быстрее пойдёт процесс развития.
  • Возраст 12-13 недель. В этот период ребёнок держит двумя руками предметы, а именно одеяльце, игрушки и другие мягкие предметы, которые его окружают.
  • Начиная с 5 месяца хватательные движения напоминают движения взрослого человека. Разумеется они сопровождаются множеством других сопутствующих лишних движений. Как правило, ребёнок в основном берёт предметы ладонью — пальцы играют меньшую роль, являются вспомогательным звеном, чтобы приблизить игрушку к ладони. Помимо того, в акте хватания нередко участвуют и другие группы мышц. В этом возрасте ребёнок переворачивается со спины на живот, на 6 месяце — с живота на спину. Такие новые для ребёнка движения формируются благодаря развитию мышц спины, и их скоординированному сокращению.
  • На 6-7 месяце ребёнок в состоянии сидеть без поддержки взрослого, благодаря развитию мышц ног.
  • В возрасте 7-8 месяцев появляется согласованная работа между зрительным и двигательным анализатором. Благодаря этому действия и движения ребёнка становятся более скоординированными и целенаправленными.
  • К 9-10 месяцам хватание совершается с помощью смыкания большего, второго и третьего пальцев руки. Позже, в возрасте 1 года, ребёнок способен использовать дистальные фаланги указательного и большего пальцев, благодаря чему совершаются более сложные движения с участием мелких деталей.

ПОДРОБНЕЕ: Киста сосудистого сплетения головного мозга у плода

Таким образом, ребёнок развивается, и с каждым следующим месяцем учится чему-то новому, познаёт себя и окружающий мир. Синхронные движения рук и ног помогают ребёнку двигаться, что увеличивает его кругозор.

Ползание и ходьба

Стандартным исходным положением является положение на животе, голова и плечевой пояс приподнят. Взгляд ребёнка ориентирован на игрушку либо предмет, находящийся впереди него.

В возрасте 6 месяцев начинаются первые попытки, которые могут закончиться не совсем удачно.

Более зрелое ползание с участием рук и ног проявляется в период 7-9 месяцев. К концу 9 месяца ребёнок усваивает позу на четвереньках.

В этом же возрасте начинаются более новые движения и эксперименты для ребёнка, а именно начало ходьбы. Данный процесс насколько сложен, настолько и интересен, поэтому большинство детей начинают быстро привыкать к ходьбе. Самым сложным элементом является первый шаг, поэтому дети начинают свой путь либо в манеже или кроватке, либо с помощью взрослых.

В возрасте 8-9 месяцев ребёнок, держась за кроватку, начинает вставать и потихоньку, держась за опору, передвигается по её периметру. Затем ребёнок начинает переступать с помощью взрослого, а именно держась двумя руками, спустя некоторое время — за одну руку.

Сроки развития ходьбы могут варьировать. Некоторые дети могут начинать свой путь в возрасте 1 года. Другие, более спокойные дети, начинают ходить в возрасте 1,5 года. Разумеется, походка отличается от таковой у детей постарше. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, спина в верхнем отделе наклонена вперёд, в нижнем отделе — наоборот.

Таким этапным характером развиваются ходьба, движение руками и изучение более сложных процессов.

Уверенная ходьба устанавливается в возрасте 4-5 лет. При этом всё индивидуально, и может отличаться от каких-либо норм, поскольку каждый ребёнок уникален. С каждым годом ходьба становится всё более похожей на взрослую.

Механизму развития помогает участие родителей и их эмоциональная поддержка, так как ребёнок чувствует психологическую атмосферу в семье лучше всех.

Когда нужно бить в набат тревоги

В некоторых случаях важные механизмы у новорожденного включаются не ко времени или проявляются очень слабо. Иногда аномалия может быть спровоцирована травмированием, произошедшим в результате сложного родоразрешения. Бывает и так, что «заторможенность» рефлексов связывается с индивидуальной реакцией на тот или иной лекарственный препарат.

Если малыш сыт, бить тревогу не стоит, поскольку ярко оральные механизмы проявляются тогда, когда он испытывает чувство голода.

Патологией является полное отсутствие реакций. Это является существенным поводом для немедленной реабилитации. Эта манипуляция должна осуществляться только квалифицированными специалистами.

Существует несколько причин этой аномалии:

  • внутриутробн-е патологии;
  • удушение пуповиной;
  • родовые травмы.

Важно помнить о том, что резервы у подрастающего организма практически неисчерпаемы. Чаще всего ребенок быстро восстанавливается и даже перегоняет в развитии своих одногодок.

Оценивание хоботкового рефлекса у новорожденных и иных важных рефлексов проводится в хорошо освещенной и теплой комнате. Поверхность должна быть не слишком мягкой и не очень жесткой. Исследуемый должен быть отдохнувшим, выспавшимся и сытым.

Развитие общения и эмоционального статуса.Развитие условнорефлекторной деятельности

Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.

В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.

Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции — это сигнал для родителей. Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе, он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми.

Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.

Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

  • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
  • Начиная с 2-3 недели, после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери — вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
  • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
  • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
  • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
  • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев. Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
  • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка — это лепет.
  • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
  • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности — он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.

ПОДРОБНЕЕ: Сколько раз в день обрабатывать пупок новорожденного

Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.

Возможно ли лечение?

Патологические рефлексы в неврологии сами по себе не лечатся, так как это не отдельное заболевание, а всего лишь симптом какого-либо психического нарушения. Они свидетельствуют о проблемах работы мозга и нервной системы. Поэтому нужно, в первую очередь, искать причину их появления. Только после постановки диагноза врачом можно говорить о конкретном лечении, ведь лечить необходимо саму причину, а не ее проявления. Патологические рефлексы могут только помочь в определении заболевания и степени его тяжести.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Семейная стоматология

г. Кингисепп, 

Крикковское шоссе, д. 20

Запишитесь на прием по телефону

ООО «CЕМЕЙНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ», ОГРН 1134707001021 ИНН 4707035559 КПП