Семейная стоматология

Решаем проблемы зубов

Экстренная помощь при острой зубной боли

вне очереди!

Запишитесь на прием по телефону

Кингисепп, Крикковское шоссе 20

Речевые центры Верника и Брока — зоны инициации общения

Центр Брока – это участок мозгового вещества, ответственный за формирование и воспроизведение устной речи. В процессах понимания и произношения слов участвуют многочисленные отделы головного мозга. Повреждение обозначенных мозговых структур приводит к нарушению восприятия чужих фраз, невозможности произносить слова и логичные, завершенные словесные выражения. Прогноз при речевых расстройствах зависит от локализации и размеров патологического очага.

image

Предыстория

В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.

Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.

image

image
image
image

Зона Брока

Этот великий человек отдал всю свою жизнь изучению человеческого мозга. При жизни он шутил сам над собой, говоря, что собственную клинику любит чуть меньше, чем лабораторию, в которой проводит все свободное время. Он был и антропологом, и нейрохирургом, и этнографом. Зона Брока была открыта хирургом во время лечения в его больнице двух пожилых мужчин. Один из них болел более двадцати лет: отсутствие речи, паралич правой руки и ноги — это еще малая часть поражений, которые были замечены Полем.

Второй пациент прибыл в клинику с переломом бедра, как потом выяснилось, несколько лет назад у мужчины случился припадок, из-за которого он и потерял способность говорить. Впоследствии бедолага мог произносить лишь пять слов из родного французского языка.

Это сегодня хирурги сразу диагностировали бы поражение зоны Брока, а в те времена (начало 19 века) о такой части мозга даже не слышали, следовательно, лечить не пытались. Но Поль сразу понял, что за нашу речь отвечает левое полушарие мозга. В связи с этим были проведены многочисленные исследования, показавшие правильность доводов исследователя.

Вы когда-нибудь задумывались о том, где находится область, отвечающая за способность разговаривать? Зона Брока расположена в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария у людей, пишущих правой рукой. У левшей же все наоборот.

С помощью этого центра мы можем разговаривать, точнее, правильно строить предложения. Например, маленькие дети не всегда доступно выражают свои мысли, так как зона Брока у них не так развита, как у взрослых, по причине небольшого опыта коммуникации. Эта часть головного мозга представлена в виде некоего анализатора, который в первую очередь воспринимает полезную информацию и воспроизводит ее.

Практика и только практика! Нужно следить за своей речью и как можно чаще обращать внимание на свои ошибки. Разговор с самим собой при проблемах с речью также не будет лишним. Чтение книг и прослушивание известных классических произведений также способны помочь. Но все же, если вы почувствовали, что проблема приобрела масштабный характер, следует обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных заболеваний. Современная медицина предлагает много препаратов и процедур, которые предотвратят развитие афазии зон Брока и Вернике.

Физиология

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи. Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора. Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.

На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:

  • остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
  • прекращение движений, участвующих в словообразовании;
  • произвольное произнесение каких-то слогов и слов.

Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми. Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще. Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.

При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

Область Вернике

Эта область неспроста описывается в одной статье с упомянутым выше участком, ведь она по большей части служит для понимания и “переваривания” информации. Если зона Брока находится в доле лба в левом полушарии, то область Вернике может располагаться как в правом, так и в левом полушарии в верхневисочной области.

она кажется непонятной, слова подобраны будто наугад и порой имеют несколько смыслов. Однако сам больной не подозревает, что он говорит непонятно, поэтому очень часто расстраивается из-за того, что другие люди не могут нормально ответить ему. При этом понимание команд, направленных на мышцы, сохраняется, к примеру: “Закрой глаза”.

Иное мнение

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями. Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения. Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми. Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач. Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый. Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой. Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Как устроен головной мозг

Головной мозг, это орган, который изучен достаточно слабо за счет сложности конструкции. Его строение до сих пор является предметом споров в ученых кругах.

Тем не менее наличествуют такие основные факты:

  1. Мозг взрослого человека состоит из двадцати пяти миллиардов нейронов (приблизительно). Эта масса составляет серое вещество.
  2. Присутствуют три оболочки:
    • Мягкая;
    • Паутинная (каналы циркуляции ликвора);

    Они выполняют защитные функции, отвечая за безопасность во время ударов, и любых других повреждений.

    Далее, начинаются спорные моменты в выборе позиции рассмотрения.

    В наиболее распространенном аспекте мозг подразделяют на три таких отдела, как:

    • Два больших полушария;
    • Мозжечок;
    • Ствол;

    Нельзя не осветить и другой распространенный взгляд на этот орган:

    • Конечный (полушария);
    • Промежуточный;
    • Задний (мозжечок);
    • Средний;
    • Продолговатый;

    Кроме того, надо упомянуть и строение конечного мозга, объединенных полушарий:

    • Лобная доля;
    • Затылочная;
    • Теменная;
    • Височная;

    Причины нарушения речи у детей

    Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:

    • генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
    • проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
    • торможение в развитии психики;
    • физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
    • влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
    • недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.

    В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.

    Лечение логопатии в Саратове, как лечить логопатию в России

    Сарклиник проводит лечение логопатии в Саратове, лечение логопатий, речевых расстройств у детей, мальчиков, девочек, подростков в России. Сарклиник знает, как лечить логопатии, как вылечить логопатию, как избавиться от логопатии.

    Лечение алалии, лечение афазии, лечение заикания, лечение задержки речевого развития, лечение ЗРР.

    Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

    Фото: (©) Bioraven | Dreamstime.com Dreamstock.ru

    Похожие записи:

    Детский ночной энурез: лечение, причины, как лечить в России, Саратове

    Nocturnal enuresis, sleep enuresis, bedwetting, treatment, enuresis in children, in adults

    ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР у детей, лечение в Саратове, в России, задержка речевого, психоречевого, психо-речевого развития ребенка

    Почему ребенок сильно дергается: ноги, руки, глаз, тело

    Новое в лечении синдрома Туретта в России

    Комментарии ()

    Проблемы с речью после инсульта

    После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:

    • афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
    • дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.

    Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.

    Последовательность созревания речевых центров у ребенка

    Организм человека эволюционно сформировался так, чтобы все процессы и структуры функционировали только тогда, когда это целесообразно. Не все аксоны покрыты миелином после рождения ребенка. Миелинизированными оказываются только те волокна, которые непосредственно обеспечивают жизненно важные процессы.

    Со временем активных зон головного мозга становится больше. Лобные извилины, например, полноценно работают с полугодовалого возраста.

    Корковые центры речи запускаются в разное время, есть небольшой интервал. Сенсоречевая зона Вернике становится функционирующей через 12 месяцев. Только еще через полгода можно говорить о полном завершении «запуска» речевых центров, когда заработает центр Брока.

    Реабилитация

    Обязательным лечебно-восстановительным звеном является реабилитация. Для частичного восстановления утраченной речевой функции и социальной адаптации пациента проводится курсовая реабилитация. Для больных с моторной афазией реабилитация заключается в применении специальных речевых упражнений, которые направлены на формирование новых речевых навыков. Также в период реабилитации и в дальнейшем важно периодическое посещение больным психотерапевта, так как моторная афазия является социально-зависимым заболеванием.

    Симптомы и признаки

    Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.

    Моторная афазия характеризуется:

    1. Распадом грамматического строя речи или по-другому агремматизм. Происходит путаница в падежах, временах, также пациенту сложно произносить артикли и предлоги. Происходит формирование речевых стериотипов;
    2. Аномией – трудность в подборе нужных слов, при этом речь значительно замедляется, так как больной пытается найти синонимы к предыдущему слову.
    3. Нарушение артикуляции – путаница звуков, нарушение их порядка.

    Уже при общении с пациентом можно с уверенностью выставить диагноз моторной афазии опираясь на наличие вышеописанных симптомов.

    Диагностика

    План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

    • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
    • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
    • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

    Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

    На базе Клинического Института Мозга имеется высокофункциональное передовое диагностическое отделение, а также клинический лабораторный комплекс, оснащённый современным оборудованием. Высококвалифицированный персонал клиники позволяет проводить быструю и точную диагностику для формирования последующей лечебной схемы в самые короткие временные сроки.

    Дифференциальная и топическая диагностика

    Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожие публикации

    Семейная стоматология

    г. Кингисепп, 

    Крикковское шоссе, д. 20

    Запишитесь на прием по телефону

    ООО «CЕМЕЙНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ», ОГРН 1134707001021 ИНН 4707035559 КПП