Стереотипии у детей – это часто повторяющиеся движения и любые другие действия, не имеющие никакой функциональности и смысла. Их также называют стиммингом или стимами, что чаще всего характерно для деток с аутизмом, тяжелыми формами алалии, СДВГ, ДЦП, умственной отсталостью, нарушениями слуха и зрения и другими сложными патологиями. Ярче всего проявляется у детей с аутизмом. Существуют моторные (двигательные), речевые, сенсорные, предметные, поведенческие стереотипии. Некоторые специалисты считают, что стереотипным может быть и мышление ребенка, когда происходит возврат к одним и тем же мыслям, идеям, планам. Это в свою очередь обусловлено повторяющимися ситуациями, провоцирующими воспроизведение цепочки шаблонных мыслей.
Стереотипии у детей могут выступать как нормой развития, так и патологическим симптомом какого-то органического поражения головного мозга или проблем в области психиатрии. Нормой считаются такие стимы, которые не мешают общему развитию, общению, социализации, повторяются не так часто; при них ребенок не сосредотачивается на самом действии. Например, физиологичным стиммингом можно считать накручивание пряди волос на палец, постукивание пальцем по столу, чесание ладоней, потирание рук и подобные действия, которые совершают не только маленькие дети, но и взрослые люди в момент размышлений или переживаний.
Существуют разные точки зрения на стереотипное поведение. Мы сегодня поговорим о видах стереотипий, их ярких признаках, причинах возникновения и доступных способах лечения или коррекции.
МКБ-9
Стереотипия: так ли страшен зверь?
Услышав, как на площадке ребенок пяти лет выкрикивает «баобаб» в десятый раз подряд, мы машинально думаем: «С ним явно что-то не так». Действительно, наличие «странных» повторяющихся актов поведения, видов деятельности и специфических интересов является одним из трех главных диагностических признаков аутизма (МКБ-10, DSM-V). В литературе и на практике встречается множество примеров вмешательств, нацеленных именно на эту особенность РАС. Вместе с тем стереотипии также характерны для людей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями, поздней дискинезией, двигательными расстройствами, в том числе для условно здоровых, с точки зрения современной психиатрии, взрослых представителей населения. В ряде исследований обнаружили, что нормотипичные дошкольники на определенном этапе развития (6-24 месяца) склонны демонстрировать так называемые первичные стереотипии: схожее, но не такое частотное и длительное поведение, что и их сверстники с РАС. Также среди взрослых есть те, кто привычно постукивают ногой от нетерпения, щелкают пальцами, чешут затылок или подбрасывают мячик, обдумывая что-либо, наконец грызут ногти или курят, переживая трудные моменты жизни. Поэтому сам факт стереотипии при диагностике не так критичен: важно, насколько это поведение выбивается из возрастных и социальных рамок.
Стереотипия часто формируется еще во младенчестве (до двух лет) и проявляется разнообразными повторяемыми устойчивыми социально нефункциональными движениями, действиями с предметами, позами и издаваемыми звуками, звукосочетаниями, словами и репликами. Обычно возникает в моменты, когда ребенок возбужден, выглядит уставшим, ему больше нечем себя развлечь или он испытывает стресс. Многие это несколько ошибочно именуют «стимингом», полагая, что такое поведение всегда аутостимулятивно и направлено на получение приятных ощущений.
Внешне стереотипия может выражаться довольно просто или, наоборот, выглядеть замысловатым ритуалом.
Примеры:
- Покачивание всем телом;
- Кручение вокруг своей оси;
- Марширование на месте;
- Подпрыгивание;
- Поглаживание себя;
- Царапание собственной кожи;
- Потряхивания, взмахи, хлопки и верчение руками;
- Манипуляция объектами в поле периферийного зрения;
- Хождение на цыпочках;
- Бег по кругу;
- Скрещивание ног;
- Рычание;
- Выстраивание цепочек из объектов;
- Однообразные бессмысленные действия с игрушками;
- Расправление складочек на одежде;
- Немедленная и отложенная эхолалия;
- Подкидывание предметов;
- Покусывание авторучки;
- Удары головой о поверхности;
- Рисование повсюду дорожного знака «проезд закрыт»;
- Заплетание косичек у всех кукол;
- Рассказывание всем подряд состава пены для бритья;
Важно отличать стереотипии от других похожих явлений, например, от моторных тиков. И первые, и вторые возникают с некоторой степенью периодичности и ухудшаются в стрессовых ситуациях и при эмоциональном возбуждении, более того они могут сочетаться друг с другом. Однако тики развиваются в более позднем возрасте (не ранее 5-7 лет), изменчивее в топографии (внешних проявлениях), лишены ритмичности, возникают внезапно и так же неожиданно пропадают, в том числе во сне, часто ассоциируются с дискомфортом. Если от стереотипной активности можно отвлечь с помощью других стимулов, то тики человек пытается подавить сам, в том числе прибегая к медикаментозной терапии. Одно дело, когда ребенок быстро моргает, намеренно глядя на яркий потолочный свет, другое ─ когда у него дергается глаз и он явно пытается это прекратить, сжимая пальцами веко. При малейших подозрениях на последний вариант следует обратиться к профильному врачу (неврологу) в целях дифференциальной диагностики.
Еще раз обозначим, что стереотипии:
Особенности питания состоянии
Питание для больного должно быть разработано с учетом рациональности и доступности. Важно включать в ежедневное меню продукты антидепрессанты. Запрещены к употреблению алкогольные напитки. Курение или наркотические вещества могут спровоцировать кризис, необдуманные поступки.
Лучшие продукты, рекомендованные для питания заболевании:
- Мясо. Входящая в состав, пантотеновая кислота, помогает производству аминокислоты фенилаланина. Она помогает выработки допамина, гормона радости и удовольствия.
- Рыба, богата омега-3 жирными кислотами. Они участвуют в активизации процессов деятельности мозга, сердечно-сосудистой системы. Соответственно улучшают память, концентрируют внимание.
- Морская капуста, помогает вырабатывать адреналин. Его недостаток провоцирует появление чувства усталости.
- Фрукты — бананы. В составе полезные вещества, помогающие вырабатывать «наркотик счастья». Киви, яблоки, смородина улучшают передачу нервных импульсов.
- Горький шоколад помогает организму вырабатывать гормон радости.
- Мята перечная, насыщает организм фолиевой кислотой. Ее недостаток провоцирует развитие депрессивных расстройств.
- Курица, нежирные молочные продукты, белок яйца участвуют в синтезе гормона радости.
- Свежие овощи — источник антиоксидантов.
Противопоказано употребление кофе, сахара, мучных изделий. Рекомендуется ввести в рацион питания орехи и семечки. Питание должно быть умеренным, без излишков соли, копченостей. Не нужно при любых психических расстройствах соблюдать диету или голодать.
Рекомендации и предупреждения
Первым делом проводится анализ чувств, которые аутист пытается простимулировать, только в таком случае можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению.
Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:
- визуальной: мультфильмы, образовательные программы, глобус, калейдоскоп, лазерные указки, яркие шары и т.д.;
- звуковой: мультфильмов и программ, игра или прослушивание музыки на планшете, музыкальные игрушки;
- сенсорной: применение тканей с разными текстурами (тканевый массаж ног, рук, спины), игра с песком/глиной/пластилином, мягкие текстурные игрушки, душ (желательно с массажем);
- двигательной: батут, карусели, гамаки, фитболы, игрушки-качалки;
- запах: арома-свечи, аромамасла, ручки/карандаши с запахом, иные ароматизированные товары;
- оральной: жевательные конфеты, коктейли с соломинкой, продукты с кислым/сладким или горячим/холодным контрастом.
Диагностические мероприятия
При появлении симптомов патологии пациенту рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только специалист после сбора анамнеза и обследования больного может поставить предварительный диагноз.
После консультации с психотерапевтом больному назначают инструментальную диагностику. С ее помощью обеспечивается подтверждение или опровержение заболеваний психосоматического характера, которые развиваются при соответствующем психологическом состоянии человека. Пациентам рекомендовано проведение:
- Позитронной эмиссионной томографии;
- Тепловидения;
- Компьютерной томографии;
- Электроэнценфалографии;
- Магниторезонансной томографии;
- Ультразвукового исследования;
- Электромиографии;
- Эхоэнцефалографии.
Определить патологический процесс пациенту позволяет его ярко выраженная симптоматика. Инструментальные методы исследования позволяют определить причину болезни.
Неверный вопрос
«Как прекратить стереотипии?» Обычно это первый вопрос, который задают родители, когда маленький ребенок открывает для себя стимминг. И это неверный вопрос.
Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.
И самое важное — ваши попытки прекратить стереотипии могут вызвать у ребенка желание избегать вас и общения с вами, в результате, вы потеряете возможности для социального взаимодействия.
Что провоцирует проявление навязчивости
Проявление стереотипии у детей является частью развития самого ребеночка и его контроля собственных движений еще в процессе снятия напряженности и успокоения, навязчивых состояний при неврозе, при нехватке концентрации, переживаний. У сформировавшегося человека приступы проявляют себя тогда, когда появляется высокое эмоциональное напряжение, к примеру стресс или нервный срыв.
Синдром навязчивых движений и стереотипные действия могут вызвать психические расстройства, сбои в работе ЦНС, возникают они также при аутистических расстройствах.
Перечень болезней, которые могут вызвать развитие стереотипии:
- синдром Ретта;
- аутизм;
- синдром Туретта;
- нейроакантоцитоз;
- обсессивно-компульсивный синдром;
- синдром Леша – Нейхана;
- врожденное отсутствие зрения и слуха;
- умственная неразвитость.
Стереотипные движения у детей: каким должно быть идеальное лечение
Народные средства
Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.
- Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.
- Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
- Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.
- Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
- Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.
Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.