Применение трансактного анализа
Английский психиатр Эрик Берн стал родоначальником психоанализа, доступного для понимания любого человека.
Трансактный анализ высокоэффективный метод психотерапии для:
- увеличения собственной эффективности;
- осознания и смены жизненных установок;
- личностного роста;
- решения личных проблем;
- лечения зависимостей.
Транзактный анализ просто и ясно описывает социальное взаимодействие.
Со стороны может показаться, что анализ Берна похож на упрощенную версию психоанализа Фрейда. Похож, но не очень. Фрейд смог структурировать мир человека в относительно понятное пространство, однако Берн указал на то, что все его эго-состояния (Родитель, Ребенок, Взрослый) имеют различное поведение, мышление и эмоции и сумел при этом установить между ними надежную связь.
Концепции анализа
Поведенческие модели в концепции Берна указывают на то, что люди исполняют конкретные роли, скопированные со своих родителей, или исполняемые ими в детстве, со всеми сопутствующими мыслями и чувствами. Именно эта модель взаимоотношений Взрослого, Ребенка и Родителя, живущих в каждом из нас, применяется у Берна для анализа различных сторон личности и способов ее коммуникации.
Двумя другими столпами теории Берна являются теория детского развития, связанная с концепцией сценария жизни и теория игр.
В случае концепции сценария жизни Берн считает, что в детстве ребенок пишет свой сценарий жизни, еще не научившись говорить, а затем добавляет к нему дополнительные штрихи и части, которые подкрепляются родителями. Надо учесть, что ребенок пишет сценарий жизни по причине того, что он кажется ему наиболее правильной стратегией выживания в мире, где он почти беспомощен. Именно из-за этого любая попытка изменить детское представление о мире кажется человеку угрозой для жизни, что приводит к невольным искажениямв восприятии реальности, игнорированию фактов в пользу своим детским представлениям.
ТА помогает в лечении самых различных психологических проблем
В случае теории игры становимся заложниками чувств, которые стали заместителями природных, и были поощряемы родителями и разрешаемы ими в нашем детстве. Такие подмененные чувства называются рэкетными или ложными. Часто присутствующие между людьми игры приводят к тому, что обе стороны общения испытывают именно ложные чувства.
Играя в игры, люди не понимают того, что оказываются в плену ложных представлений и рушат собственную жизнь.
Читать “Трансакционный анализ в психотерапии”
Эрик Берн
Трансакционный анализ в психотерапии © Грузберг А., перевод на русский язык, 2015
© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015
Вместо вступления
Прежде надо познакомиться с терминологией, которая встретится вам в этой книге, где много внимания уделено индивидуальной и социальной психиатрии.
Социальная психиатрия
обозначает изучение психиатрических аспектов трансакции или набора трансакций, которые происходят между двумя или несколькими индивидами. Сравнение психиатрических проблем различных социальных, культурных или национальных групп, которое иногда тоже именуют «социальной психиатрией», может быть лучше и точнее обозначено как «сравнительная психиатрия».
Он
часто обозначает человека вообще, независимо от пола. Есть в контексте означает «обычно, насколько это известно автору». Кажется означает «мне кажется, что это так, но у меня недостаточно данных, чтобы быть окончательно уверенным». Конкретные люди именуются «взрослый», «родитель» и «ребенок». Когда эти термины написаны с прописной буквы: Взрослый, Родитель, Ребенок – они означают состояния Эго, а не конкретных людей. Соответственно и прилагательные «взрослый», «родительский» и «детский» пишутся с прописной или строчной буквы согласно контексту.
Термин «психоанализ» и его синонимы в данной книге обозначают то, что известно как «ортодоксальный психоанализ», то есть разрешение приобретенных в детстве комплексов и конфликтов при помощи систематического использования свободных ассоциаций, когда терапевт работает с феноменами переноса и сопротивления в соответствии с принципами Фрейда. Стоит, однако, иметь в виду, что после пятнадцати лет совместной жизни психоаналитическое движение и автор мирно расстались (оставаясь в самых дружеских отношениях) и что концепция функций Эго в представлении автора отлична от той, которой придерживается большинство ортодоксальных психоаналитиков.
Введение
Состояние Эго можно описать феноменологически – как связную систему чувств по отношению к определенному субъекту и операционно – как набор образцов поведения; или прагматически – как систему чувств, которая мотивирует соответствующий набор поведенческих образцов. Пенфилд[1] продемонстрировал, что воспоминания эпилептиков в своей естественной форме проявляются как состояния Эго. Электрическим стимулированием височных участков коры головного мозга с обеих сторон он был способен вызвать эти феномены.
Пенфилд далее продемонстрировал, что два различных состояния Эго могут существовать в сознании одновременно как отдельные психологические сущности, четко отличающиеся друг от друга. В одном случае такого «вынужденного» в результате электрической стимуляции вторичного переживания пациент воскликнул, что слышит, как кто-то смеется. Однако сам пациент «не склонен был смеяться над шуткой, в чем бы она ни заключалась. Он таким образом сознавал две одновременно существующие ситуации. Его восклицание свидетельствует о том, что он сознавал несовместимость этих двух ситуаций – одной настоящей и другой, вызванной в его сознании из прошлого». Хотя, когда такое воспоминание вызывается в сознании пациента, «оно кажется ему соответствующим настоящему моменту». И только когда оно проходит, он способен осознавать его как яркое воспоминание из прошлого. В момент стимулирования «пациент одновременно является и актером, и аудиторией».
Пенфилд, Джаспер и Робертс подчеркивают разницу между такими полными воспоминаниями, то есть пробуждением полных состояний Эго, и изолированными феноменами, которые возникают при стимуляции слуховых и зрительных центров, или воспоминаниями о словах. Они особенно отмечают, что случаи стимуляции височных долей включают в себя важные психические элементы, такие, как понимание смысла происходившего и эмоции, которые вызвало когда-то это происходившее.
Кьюби в своих комментариях к этому эксперименту отмечает, что пациент одновременно является и наблюдателем, и наблюдаемым и что перед нами «воспоминание полное, включающее и то, что пациент не в состоянии вспомнить сознательно, и приближающееся к полноте воспоминаний, которое иногда может быть достигнуто под гипнозом». Прошлое становится таким же непреодолимым и ярким, как настоящее. Словесная память служит просеивающим экраном, через который проходят чувственные воспоминания о прошлом опыте. Уместно привести замечание Кобба из того же сборника, что «изучение эмоций сейчас является законным медицинским занятием», которое он связывает с физиологией древнейших участков коры головного мозга.
Психологам хорошо известно, что состояния Эго могут постоянно сохраняться. Федерн одним из первых подчеркнул, что психологическая реальность основана на полных и дискретных состояниях Эго. Вайсс описывает состояния Эго как «действительно испытываемую реальность умственного и физического Эго в отношении к определенному периоду жизни». В этой связи Федерн говорит о «повседневных» состояниях Эго.
Вайсс, главный истолкователь Федерна, точно формулирует, что Эго прежних возрастных уровней сохраняются в потенциальном состоянии. Это хорошо доказано клинически тем фактом, что «подобные состояния Эго могут быть в особых условиях вторично наделены энергией либидо, например: в гипнозе, во сне и в психозах». Он также замечает, что «два или больше раздельных состояний Эго могут попытаться сохранить единство и сознательно существовать одновременно». Согласно Федерну подавление травматических воспоминаний или конфликтов возможно во многих случаях только при подавлении относящихся к этим переживаниям состояний Эго. Ранние состояния Эго сохраняются в латентном виде, ожидая возможности снова быть наделенными энергией либидо. И это имеет прямое отношение к проблеме «личности».
Вайсс говорит об «остаточном инфантильном состоянии Эго у взрослого человека, которое обычно сохраняет энергию либидо, но может быть лишено ее», это своего рода «детское Эго». С другой стороны, существует и иной тип влияния, которое Вайсс именует «психическим присутствием». Это «мысленный образ другого Эго», иногда родительского, которое воздействует на эмоции и поведение индивида.
Существуют и другие авторы, чьи работы имеют отношение к состояниям Эго, но приведенных цитат достаточно, чтобы привлечь внимание читателя к этому феномену. Структурный и трансакционный анализы – предмет настоящей работы – основаны исключительно на клинических наблюдениях и работе с пациентами, причем отставляются все предубеждения и заранее составленные мнения. При таких условиях изучение комплексных состояний Эго возникает как «естественный» подход к психологии и психотерапии.
Часть I
Психиатрия индивида и структурный анализ Глава 1
Общие соображения 1. Логическое обоснование
Структурный и трансакционный анализы предлагают систематическую, последовательную теорию личности и социальной динамики, созданную на основе клинического опыта, а также действенную терапию, которую большинство пациентов легко воспринимают и естественно используют.
Психотерапевтическое лечение может быть представлено в двух видах: в первом случае используется внушение, уверения и другие «родительские» методы; второй, или «рациональный», подход основан на методах конфронтации и интерпретации, таких, как недирективная психиатрия и психоанализ. «Родительский» подход страдает большим недостатком: при нем игнорируются или подавляются архаичные фантазии пациента, и в конечном счете терапевт часто теряет контроль над ситуацией и сам бывает удивлен и разочарован исходом лечения. Рациональный подход предназначен для установления контроля изнутри; при обычных методах на это может потребоваться очень много времени, а тем временем не только сам пациент, но все его родственники и окружающие подвержены результатам его неблагоразумного поведения. Если у пациента есть маленькие дети, слишком долгий путь к положительным результатам лечения может оказать решающее воздействие на развитие характера этих детей.
Структурно-трансакционный подход преодолевает эти трудности. Поскольку он имеет тенденцию быстро увеличивать способность пациента
Чему учит трансактный анализ
Важно сказать о том мировоззрении, которое воспитывает трансактный анализ. Это принципиально позитивный взгляд на мир. Он утверждает, что ты и я – ОК и достойные уважения люди, мы имеем ценность как личности.
Мы не должны подстраиваться друг под друга, и, даже если наши точки зрения не сходятся, то это просто расхождение во взглядах, оно не меняет главного положения о нашем равенстве. Мы имеем право на поступки, которые выбираем и должны отвечать за них. Мы можем и должны меняться, если считаем это правильным. Даже если мы находимся под давлением обстоятельств, только за нами остается право принять решение – подчиниться или нет этому давлению, потому что только на нас лежит ответственность за нашу жизнь.
Узнавая себя, мы меняем старые модели поведения, мешающие свободной жизни, мешающие нашему здоровью и счастью.
Звоните, мы поможем!
Трансакционный анализ (трансактный анализ) — лженаука или эффективная методика улучшения жизни?
Почувствуй себя в параллельной вселенной. Или как некоторые светила популяризации науки манипулируют фактами и утверждают, что трансакционный анализ (трансактный анализ) — лженаука и якобы всё ещё остаётся на уровне всего лишь гипотезы эффективного направления вариантов психотерапии и личного коучинга.
Кроме того, поговорим немного о стандартах доказательной медицины и том, как отличить нормальное исследование от низкокачественного.
Я постараюсь объяснить всё максимально простым языком, но иногда меня немного заносит.