Причины стресса заключается в негативных и позитивных ситуациях: отсутствие контроля над эмоциями запускает стрессовое состояние. Стрессоры – это «возбудители» паники, депрессии и апатии.
Стрессоры вызывают разные реакции , от паники до апатии
Виды стрессоров определяются психоэмоциональным состоянием жертвы и пережитым опытом. Отличаются такие факторы по длительности воздействия и частоте повторений.
Что такое стресс?
Стрессоры запускают стресс: в большей мере негативные ситуации разрушают защиту человека и вызывают ответную реакцию. В конфликтологии для стрессоров отведена отдельная категория причин затяжных межличностных конфликтов.
Стресс – это потеря контроля над эмоциями и собственным поведением. Состояние повышенного напряжения возникает после длительного воздействия стрессоров. Определив первопричину эмоциональной нестабильности человека можно избавиться от навязчивых мыслей и страхов.
Почему появляются «раздражители»
Стрессоры окружающей среды проявляются с определенной частотой или всего раз. На фоне постоянных депрессивных состояний любое напоминание о травматическом событии запускает реакцию организма. Усиливается воздействие негативных факторов личным не восприятием себя, как личности. Такие стрессоры: голод, холод, экстремальные условия окружающей среды могут вызвать необратимые изменения психики жертвы.
Какие причины стресса самые опасные:
- смена основного места работы,
- смерть близкого человека,
- физиологические изменения (заболевания, увечья),
- несправедливость (чувство вины, зависти, предательства),
- неблагоприятные факторы внешней среды.
Агрессивные реакции вследствие стресса могут изменить жизнь человека: лишить спокойствия, разрушить семейную идиллию, нарушить гармонию. Такие факторы, как смерть близкого человека или потеря любимого запускает сильное отторжение.
Жертва стресса не принимает трагедию, а отрицание смерти приводит к усугублению психических расстройств. Уровень стресса зависит от индивидуальной устойчивости человека.
Психологические проблемы могут возникнуть из-за плохой адаптации человека. Выход из зоны комфорта является причиной стресса у людей любого возраста.
Зависть , одна из причин стресса
1.2. Понятие аустресса и дистресса
Стрессовая реакция организма на воздействие внешних факторов подразделяется на две стадии: аустресс и дистресс. Аустресс — это мобилизация ресурсов организма человека и его противодействие негативным реакциям путём использования адаптационных резервов. На этой стадии стресса активация нервной системы не превышает критического уровня. Аустресс называют полезной стадией стресса. Дистресс — стадия, на которой происходит гипермобилизация организма, активация нервной системы значительно превышает критический уровень. Дистресс называют опасной стадией стресса. Физиологические исследования показали, что человек должен работать с затратой 40-60 % своих возможностей (энергетических ресурсов организма). Этого вполне достаточно, чтобы успешно решать текущие задачи. В экстремальных ситуациях человек может использовать до 80 % всех энергетических и физиологических возможностей организма. Такая высокая степень мобилизации, которую в физиологии обозначают термином гипермобилизация, не может продолжаться долго. Организму рано или поздно понадобится время на восстановление сил и энергии. Оставшиеся 20 % — это неприкосновенный резерв организма, который можно использовать только в ситуациях угрозы для жизни. На стадии дистресса особенно страдает ориентация человека: он перестаёт контролировать процесс труда. В таком состоянии человек кажется мечущимся, работающим «через силу», не видящим ничего из того, что происходит вокруг. Уменьшается точность движений человека, он начинает совершать ошибки, и, как следствие, возникает аварийная ситуация. Реакция на стрессовые ситуации у разных людей не одинаковая: люди с сильной нервной системой в стрессовой ситуации только улучшают результаты своей деятельности, и они не склонны к дистрессу. Люди со слабой нервной системой легко впадают в дистресс. Возникновению дистресса способствует также чрезмерная настороженность, торопливость, вспыльчивость и даже плохой характер человека, из-за которого он часто попадает в конфликтные ситуации (т. е. личностные и социальные качества человека). При изучении проблемы влияния эмоций на профессиональную деятельность необходимо различать эти два вида стресса. Современный человек должен быть готов к стрессовым ситуациям, не нужно избегать стресса, необходимо научиться жить и справляться со стрессом, не допускать его перехода к стадии дистресса. Эмоциональное состояние человека и связанная с ним активация нервной системы зависят от степени устремления человека решать трудные ситуации. При столкновении со стрессовой ситуацией человек может испытывать два состояния: тревожное ожидание и страх. Тревожное ожидание возникает в ситуации неопределённости, когда человек не уверен, что нежелательные для него последствия непременно наступят. Психологи считают, что тревожное ожидание является субъективным аспектом стрессовых реакций, которые возникают в качестве ответа на опасность. Такая реакция на опасность необходима для предотвращения аварий и несчастных случаев, так как она побуждает работающего человека к осторожности. Тревожное ожидание, если оно адекватно опасности, целесообразное и полезное состояние в трудовой деятельности, оно мобилизует внутренние резервы человеческого организма и поддерживает постоянную готовность к нежелательным ситуациям. Тревожное ожидание — это полезная стадия стресса, аустресс. Но эта же тревога может перерасти в настоящую проблему боязни любой экстремальной деятельности, что нередко происходит, например, у лётчиков. Кроме того, у людей, подверженных непрерывным стрессовым ситуациям во время работы, часто возникают невротические и психосоматические заболевания (язва желудка, сердечно-сосудистые заболевания), и это может стать причиной их профессиональной непригодности. Тревожное ожидание связано с возможностью человека создавать в своём воображении различные модели. Речь идёт о «внутреннем проигрывании» различных ситуаций в будущем и своей линии поведения в надвигающихся событиях. Такое «проигрывание» ситуаций — необходимое условие решения задач, возникающих перед оператором. Именно при «проигрывании» возможных неблагоприятных исходов в тех или иных событиях у человека возникает состояние тревожного ожидания, сопровождающееся существенными вегетативными изменениями в организме. Для некоторых людей, писал И. П. Павлов, «ожидание неприятностей бывает сильней самих неприятностей». Но, как правило, для людей с сильной нервной системой и уравновешенным темпераментом это тревожное ожидание в работе постепенно сглаживается, а затем и полностью исчезает. Невроз ожидания, по мнению многих психологов, возникает только в тех случаях, когда проигранная модель с неблагоприятным исходом становится навязчивой. Для профилактики развития неврозов ожидания необходимо в процессе профессионального обучения создавать доверие к технике, воспитывать уверенность в том, что если возникнут те или иные экстремальные и непредвиденные ситуации, то с ними можно справиться. Другое состояние, которое может возникнуть в экстремальной ситуации, — страх. Страх — это реакция человека на опасность, которая неизбежна. Страх вызывает в организме реакцию самозащиты, которая часто проявляется в полном бездействии, пассивности. Страх — это дистресс. У человека в состоянии страха возникает так называемый «эмоциональный паралич», он испытывает чувство пустоты в голове, отсутствия мыслей, теряет способность к логическому осмыслению происходящего. При этом наблюдаются вегетативные нарушения в виде бледности лица, учащённого пульса, потливости, дрожания рук. Но не смотря на это многие операторы в аварийных ситуациях действуют уверенно, правильно, в соответствии со складывающейся обстановкой. В таком поведении проявляются моральные качества личности, её установки, которые мобилизуют человека на принятие адекватного решения. При стрессовых ситуациях морально- психологический фактор и профессиональная подготовка играют значительную роль. Но при этом необходимо помнить, что нагрузка, которая ложится на психику личности в экстремальной ситуации, — это нагрузка на его нервную систему, которая имеет свой предел работоспособности. Именно этим можно объяснить, что острые аффективные реакции развиваются в экстремальной ситуации далеко не у всех людей. Основное условие успешного выхода из экстремальной ситуации — активные действия. Для понимания роли активности человека в условиях опасности рассмотрим эксперимент, который проводили американские психологи, занимающиеся вопросами влияния эмоций на операторский труд. Учёные брали небольшую группу собак и вырабатывали у них состояние страха. Для этого собак неподвижно закрепляли в станке и через определенные промежутки времени подавали звуковой сигнал, после которого собаки получали болезненный удар током. Затем эту группу собак помещали в вольер, из которого они могли свободно убежать, и продолжали подавать звуковой сигнал и удары током. При этом собаки длительное время беспомощно ожидали и сносили боль, несмотря на то, что они могли легко выбежать из вольера. Другие собаки, которые не прошли первую стадию эксперимента, быстро убегали из вольера и избегали ударов током. У первой группы собак выработалось состояние «выученной беспомощности». Подобное состояние «выученной беспомощности» наблюдается у людей, которые неоднократно сталкиваются с ситуациями, приводящими к неизбежным страданиям и неудачам. Основная причина появления такого состояния — потеря веры в собственные силы и возможности. Человек- оператор часто сталкивается с ситуациями, которые могут принести физические и моральные страдания. При профессиональной подготовке операторов очень важно не допустить формирования у них эффекта «выученной беспомощности». Для безошибочной и безопасной работы операторам необходимо поддерживать у себя высокую поисковую активность, т. е. устремлённость на поиск выхода из ситуации страдания и опасности.
Разновидность стрессоров
В психологии классификация стрессоров охватывает физиологические и психические изменения человека. Основные негативные реакции сказываются на самочувствии жертвы, на ее мироощущении и восприятии окружающих людей. Личность теряется в обществе, отстраняется от социума , слабая коммуникация не позволяет человеку устроиться в жизни и завести крепкие отношения.
Классификация стрессоров и их характеристик:
- Факторы активной деятельности. Основные типы нагрузки заключаются в перегрузке физического состояния человека. Тело посылает сигналы об угрозе жизнедеятельности. Недогрузки и перегрузки могут создавать стресс. Производственные факторы связаны с профессиональными обязанностями: стрессором является ответственность за свою жизнь и ответственность за подчиненных. Конкурсы и соревнования нарушают спокойствие личности.
- Факторы оценки. Бывают социальные стрессоры с неудачным опытом. Боязнь соревнований, выступлений, страх перед публикой возникают из-за ожидания провала. Такие типы стрессоров возникают спонтанно. Социальные факторы формируются на фоне постоянных побед или поражений. Любовные неудачи, проблемы в семье (разрушение семьи ребенка или семьи взрослого человека) создают стрессовые факторы.
- Рассогласование действий. Отношения семьи, влюбленных, коллег порождают стресс от разобщения. Социальные проблемы, нарушенная коммуникация, перезагрузки в повседневных делах создают предпосылки для стресса и психических расстройств. К числу стрессоров относится сенсорная депривация, заболевания, которые не поддаются контролю (вирусные и инфекционные болезни). Разногласия в семейной жизни приводят к напряжению, к неоправданному ожиданию. В результате социальная личность замыкается в себе, отчуждается от семьи. Уровень стресса от рассогласованных действий равносилен потере близкого человека.
- Физиологические стрессоры. Мышечные нагрузки среди спортсменов, травмы, хирургическое вмешательство повышают уровень стресса и создают условия для развития расстройств психики. Психоэмоциональная реакция человека является естественной защитой. Социальные навыки и коммуникация в таких случаях не играет важной роли. Виды физиологических стрессоров: звуки, темнота, ограниченное пространство, условия среды.
- Психологические «раздражители». Психологические нагрузки повышают уровень стресса у людей, занимающих высокие должности или ведущие активную социальную жизнь. Такие виды психологических стрессоров, как ожидания общественности или повышенная ответственность оказывает сильное влияние на личность. Психологические проблемы возникают от мыслей человека, от внутреннего давления.
1.1. Теория стресса Г. Селье
Широко распространённое мнение о том, что положительные эмоции всегда благоприятствуют процессу труда, а отрицательные мешают ему, не всегда правильно. Эмоции — это очень сложное физиологическое и психологическое явление, и их влияние на человека не поддаётся такой однозначной оценке. В любой деятельности высокий эмоциональный подъём мешает работе: затрудняется процесс мышления, рассеивается внимание, понижается точность моторных действий. В то же время отрицательные эмоции (экстремальное состояние), напротив, могут способствовать активизации энергетических процессов, мобилизации организма на решение важных задач.
Влияние эмоций на процесс труда и результаты деятельности трактуются в психологии и профессиональной психофизиологии с точки зрения теории стресса.
Стресс — эмоциональное состояние, вызванное трудностями и опасностями значимой для человека задачи. Это состояние напряжения, которое наступает в ответ на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды — охлаждение, голодание, физической и психической нагрузки. Термин «стресс» был введён канадским учёным Г. Селье и получил международное распространение. Г. Селье обнаружил, что организм отвечает на физическое повреждение определённым комплексом реакций: если повреждения сильны — организм пытается с ними бороться, переходя на более высокий энергетический уровень; если повреждения не значительны, то организм приспосабливается к ним. Позднее психологи установили, что и на психические воздействия организм вырабатывает в ответ подобные реакции. Эти стрессовые реакции имеют три стадии: 1) тревога от столкновения с негативным фактором; 2) приспособление к нему (резистенция), если воздействие не очень сильное; 3) истощение организма, если воздействие слишком сильное или продолжительное. Таким образом, протекание стрессовых реакций зависит от интенсивности негативных воздействий и от их продолжительности. На первой стадии включаются приспособительные механизмы, которые обеспечивают мобилизацию всех энергетических ресурсов человека, переход на более высокий энергетический уровень, при этом используются «глубинные» запасы организма. В физиологическом плане в организме человека происходят изменения, которые помогают ему справиться с возросшими физическими и психическими нагрузками (поднимается артериальное давление, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется химический состав крови, учащается дыхание, повышается уровень гормонов стресса — адреналина и норадреналина). В данном случае стресс является полезной реакцией организма. Если негативное воздействие слишком сильное и продолжается длительное время, это приводит к истощению организма. Стресс — это защитная реакция организма и механизм, способствующий успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Семейные кризисы
Вертикальные и горизонтальные стрессоры возникают в семье. Основой таких факторов является воспитание детей, мифы о семейной жизни, заложенные в новое поколение. Вертикальные факторы проходят через убеждения, которые каждый из супругов получил в детстве. Формируются вертикальные факторы стресса в трех и более поколениях: это заблуждения о положении мужа и жены, об их роли и основных обязанностях.
Горизонтальные факторы относятся к стадиям семейных отношений. По своей сути такие проблемы возникают из-за внешних затруднительных ситуаций: безденежье, проблемы с жильем и организацией жизни семейства.
Горизонтальные факторы основываются на материальных ценностях и не относятся к духовной жизни семьи. Нормативные кризисы проявляются на стадии формирования семейной жизни. Столкновение ценностей и принципов создают нормативные кризисы в будущей семейной жизни. В нормативных кризисах могут учувствовать горизонтальные и вертикальные факторы. Роль таких стрессоров определяется происхождением партнеров и их воспитанием.
Ссоры в семье , еще один вид стрессоров