Семейная стоматология

Решаем проблемы зубов

Экстренная помощь при острой зубной боли

вне очереди!

Запишитесь на прием по телефону

Кингисепп, Крикковское шоссе 20

Суждения это в логике? Сложные суждения примеры. Классификация.

image
image
image

В прошлых уроках рассказывалось о том, как правильно работать с понятиями и определениями. Хотя операции над ними очень важны и встречаются повсеместно, сами по себе они ещё не составляют рассуждений. В этом уроке мы как раз приблизимся к теме того, как правильно рассуждать. Мы будем рассматривать рассуждения на примере силлогистики. Силлогистика – это самая древняя логическая система. Она была изобретена древнегреческим философом Аристотелем в IVвеке до н.э. До сих пор она остаётся одной из самых понятных, приближенных к естественному языку и лёгких для изучения логических систем. Одно из главных её достоинств – возможность применения в повседневных ситуациях без особых усилий.

Блок 1. Суждения. Что такое суждения?

Суждение – это форма языкового мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, происходит утверждение либо отрицание чего-либо. Пример:

  • Федор Иванов работает менеджером по продажам.
  • Некоторые менеджеры по продажам компании являются туристами.
  • Никто из менеджеров по продажам не перевыполнил план продаж.

Суждения обладают набором свойств, которые в том числе отличают их от понятий.

1. Все суждения состоят из понятий, которые связаны между собой. Пример:

  • Понятие «Федор Иванов» и понятие «менеджер по продажам» образуют суждение «Федор Иванов работает менеджером по продажам».

2. Все суждения выражаются в форме предложения. Однако не любое предложение является суждением. Вопросительные и восклицательные предложения не являются суждениями, потому что в них ничего не утверждается и не отрицается. Повествовательное предложение всегда содержит утверждение или отрицание. Поэтому суждение выражается повествовательным предложением. Вместе с тем существуют риторические предложения, которые могут быть и вопросительными, и восклицательными по форме, в то время как по смыслу что – либо утверждают или отрицают. Примеры:

  • И кто из менеджеров по продажам не стремится заработать бонусы?
  • Вы сможете заработать свои бонусы, потому что их нельзя не заработать!

3. Все суждения можно разделить на истинные или ложные. Истинным является суждение, отражающее достоверное событие. Понятие «достоверное событие» определено в теории информации. Теория информации базируется на теории вероятности и математической статистике. Важно понимать, что здесь мы переходим к аппарату математической логики. В противном случае истинность или ложность суждения становятся уязвимы для критики, поскольку объем знаний отдельного субъекта в большинстве случаев не позволяет точно определить истинность/ложность события достоверно. Пример:

  • Никто из менеджеров по продажам не сможет выполнять план продаж в 10 млн руб.

Является это суждение ложным или истинным? Если менеджеры обычно продают на 1 млн. руб, то можно предположить, что суждение истинное. Однако, всегда остается вероятность того, что план продаж в 10 млн. руб. будет выполнен при случайном благоприятном стечении обстоятельств. И автор однажды столкнулся с таким «удивительным» событием, хотя математически ничего удивительного в этом нет.

В самых простых случаях, на бытовом уровне люди разделяют более-менее хорошо истинность/ложность суждений. Пример:

  • Все менеджеры по продажам нашей компании мужчины.

Если Вы получили такой опыт, что Вам оказались доступны к наблюдению первичные и вторичные половые признаки, то суждение будет истинным. Однако, если Вы делаете выводы на основании вторичных и третичных половых признаков, при этом не знаете, что такое трансгендерность, интерсексуальность, то можете допустить ошибку в своем суждении.

Формальная логика – это двузначная логика, когда все факты делятся только на истинные и ложные.

4. Все суждения могут быть сложными и простыми. Простые суждения с помощью союза объединяются в сложные.

ВИДЕО “Переговоры. Как устранить контроль со стороны босса?!”

image Responsive WordPress Gallery Plugin

image

Примеры извлечения вывода

Извлекать выводы из поступающей информации — не весь ум в полном объёме, но без этого человеку не прожить и дня. Важнейшая сторона человеческого ума — способность понять, что такое умозаключение и умение его выстроить. Даже самые простые явления и предметы требуют приложения ума: проснувшись, глянуть на термометр за окном, и если на нём столбик ртути опустился до -30, одеться соответственно. Казалось бы, мы это делаем, не задумываясь. Однако единственная информация, которая появилась, — это температура воздуха. Отсюда вывод: на улице мороз, хотя достоверно это ничем, кроме термометра, не подтверждено. Может, нам не будет холодно в летнем сарафанчике? Откуда знание? Естественно, такая цепочка усилий ума не требует. И дополнительных посылок тоже. Таковы непосредственные умозаключения. Умный человек может иметь максимум информации из минимума знаний и предвидеть ситуацию со всеми последствиями своих действий. Хороший пример — Шерлок Холмс со своим верным Ватсоном. Силлогизмы же составляются из двух и более посылок и тоже подразделяются, исходя из характера составляющих суждений. Бывают простые и сложные, сокращённые и сложносокращённые силлогизмы.

Блок 2. Суждения. Структура суждений.

2.1. Суждения по своей структуре состоят из четырех частей.

1. Субъект (S) – это предмет, о котором идет речь. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами. Субъект «менеджеры по продажам».

2. Предикат (P) – это то, что говориться о субъекте. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами. Предикат «туристы».

3. Связка – это то, что соединяет субъект и предикат. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами. Связка «являются».

4. Квантор – это указатель на объем субъекта. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами. Квантор «некоторые».

2.2. Отношения между субъектом и предикатом в суждении.

1. Равнозначность. Пример:

  • Все менеджеры по продажам (S) в нашей компании – это специалисты по заключению сделок (P). Формула: S=P. Субъект равен предикату.

2. Пересечение. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам (S) в нашей компании являются туристами (P). Субъект и предикат – это пересекающиеся понятия.

3. Подчинение. Пример:

  • Все менеджеры по продажам (S) это сотрудники отдела продаж (P). Субъект – это видовое понятие, а предикат – родовое понятие.

4. Несовместимость. Пример:

  • Менеджеры по продажам (S) не являются логистами (P). Субъект и предикат – это несовместимые понятия.

2.3. Термины суждения.

Термины суждения – это субъект и предикат. Выделяют две группы терминов.

1. Распределенный термин (+). В суждении говорится о всех объектах, включенных в объем термина. Пример:

  • Все работники трудоустроены в компании.

2. Нераспределенный термин (-). В суждении говорится не о всех объектах, включенных в объем термина. Пример:

  • Все менеджеры по продажам (S) работают в отделе продаж (P).

Субъект суждения распределен, потому что «все». Предикат суждения не распределен, потому что в отделе продаж работают и другие сотрудники, кроме менеджеров по продажам.

Простой категорический силлогизм: общие правила

Чтобы заключение в силлогизме получилось истинным, нужно пользоваться истинными посылками, чтить правила фигур и простого категорического силлогизма. Методы умозаключения требуют соблюдения следующих правил:

  • Не допускать учетверения терминов, их должно быть только три. Например, движение (M) — вечно (P); хождение в университет (S) — движение (M); заключение ложно: хождение в университет вечно. Средний термин здесь употреблён в разных смыслах: одно — в философском, другое — обиходное.
  • Средний термин обязательно распределяется хотя бы в одной из посылок. Например, все рыбы (P) умеют плавать (M); моя сестра (S) умеет плавать (M); моя сестра — рыба. Вывод ложный.
  • Термин заключения распределяется только после распределения в посылке. Например, во всех заполярных городах — белые ночи; Санкт-Петербург — не заполярный город; в Санкт-Петербурге не бывает белых ночей. Заключение ложно. Термин заключения содержит больше, чем посылки, больший термин расширился.

Существуют правила употребления посылок, которых требует форма умозаключения, их тоже необходимо соблюдать.

  • Две отрицательные посылки вывода не дают. Например, киты — не рыбы; щуки — не киты. И что?
  • При одной отрицательной посылке обязательно отрицательное заключение.
  • Из двух частных посылок невозможен вывод.
  • При одной частной посылке обязательно частное заключение.

Блок 3. Суждения. Классификация суждений.

Суждения подразделяются на три вида:

1. Атрибутивные суждения. В суждениях предикат является сущностным, неотъемлемым признаком субъекта. Пример:

  • Менеджеры по продажам (S) являются сотрудниками отдела продаж (P).

Работа в отделе продаж (P) – это сущностный признак менеджера по продажам (S). Еще пример:

  • Некоторые сотрудники отдела (S) продаж являются менеджерами по продажам (P).

Здесь уже субъект оказывается сущностным признаком предиката, но это также атрибутивное суждение, потому что его можно изменить и предикат станет главным признаком субъекта. Получается, что субъект может быть атрибутом предиката, а предикат может быть атрибутом субъекта.

2. Экзистенциальные суждения. В суждениях предикат указывает на существование или не существование субъекта. Пример:

  • Зубные феи (S) в жизни не встречаются (P).

Предикат указывает на отсутствие субъекта.

3. Релятивные суждения. В суждениях предикат выражает отношение к субъекту. Пример:

  • Федор Иванов (S) работает менеджером по продажам дольше всех (P) в своем отделе.

Предикат указывает на отношение к субъекту по времени (“дольше всех”).

Заказать услугу “Переговоры – Посредничество”

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Блок 4. Суждения. Простые суждения.

4.1. Что такое простое суждение?

Простое суждение содержат один субъект и один предикат.

Такие суждения разделяются по объему субъекта (общий – «все», частный – «некоторые») и по связке (утвердительная – «есть», отрицательная – «не есть»). Выделяют четыре комбинации:

1. Общеутвердительные суждения (A). Общий объем + утвердительная связка. Формула: «Все S есть P». Пример:

  • Все менеджеры по продажам – это сотрудники компании.

Субъект и предикат в общеутвердительных суждениях находятся в отношениях: равнозначности или подчинения.

2. Частноутвердительные суждения (I). Частный объем + утвердительная связка. Формула: «Некоторые S есть P». Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами.

Субъект и предикат в частноутвердительных суждениях находятся в отношениях: пересечения или подчинения.

3. Общеотрицательные суждения (E). Общий объем + отрицательная связка. Формула: «Все S не есть P». Пример:

  • Все менеджеры по продажам не являются логистами.

Субъект и предикат в общеотрицательных суждениях находятся в отношении несовместимости.

4. Частноотрицательные суждения (O). Частный объем + отрицательная связка. Формула: «Некоторые S не есть P». Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам не выполняют план продаж.

Субъект и предикат в частноотрицательных суждениях находятся в отношениях: пересечения или подчинения.

4.2. Распределенные термины. Виды простых суждений.

А. Равнозначность. Пример:

  • Все менеджеры по продажам – это специалисты по заключению сделок. Субъект всегда распределен.

А. Подчинение. Пример:

  • Все менеджеры по продажам – это сотрудники компании. Субъект всегда распределен.

I. Пересечение. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами.

I. Подчинение. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам подчиняются супервайзеру Ольге Сидоровой.

Е. Несовместимость. Пример:

  • Все менеджеры по продажам не являются логистами. Субъект всегда распределен. Предикат всегда распределен.

О. Пересечение. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам не выполняют план продаж. Предикат всегда распределен.

О. Подчинение. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам не подчиняются супервайзеру Ольге Сидоровой. Предикат всегда распределен.

4.3. Способы преобразования простых суждений.

1. Обращение (конверсия). Субъект и предикат меняются местами. Пример:

  • Все менеджеры по продажам являются сотрудниками отдела продаж (А-подчинение).

Преобразуем в другое суждение. Пример:

  • Некоторые сотрудники отдела продаж являются менеджерами по продажам (I-пересечение).

2. Превращение (обверсия). Связки меняются. Пример:

  • Все менеджеры по продажам являются сотрудниками отдела продаж.

Преобразуем в другое суждение. Пример:

  • Все менеджеры по продажам не являются не сотрудниками отдела продаж.

Здесь можно наблюдать логическую закономерность – всякое утверждение равнозначно двойному отрицанию, а любое двойное отрицание равнозначно утверждению.

3. Противопоставление предикату. Состоит из двух операций, сначала происходит превращение, а затем обращение. Пример:

  • Все менеджеры по продажам являются сотрудниками отдела продаж.

Сначала превращение: все менеджеры по продажам не являются не сотрудниками отдела продаж.

Затем обращение: все не сотрудники отдела продаж не являются менеджерами по продажам.

Еще раз повторим:

  1. Все менеджеры по продажам являются сотрудниками отдела продаж (первоначальное суждение).
  2. Некоторые сотрудники отдела продаж являются менеджерами по продажам (обращение).
  3. Все менеджеры по продажам не являются не сотрудниками отдела продаж (превращение).
  4. Все не сотрудники отдела продаж не являются менеджерами по продажам (противопоставление предикату).

4.4. Разделение простых суждений.

1. Несравнимые суждения. Характеризуются разными субъектами и предикатами. Пример:

  • Все менеджеры по продажам (S) стремятся выполнить план продаж (P).
  • Некоторые молодые мамы (S) надолго остаются дома (P).

В этих двух суждениях субъект и предикат не совпадают.

2. Сравнимые суждения. Характеризуются одинаковыми субъектами и предикатами, способны отличаться кванторами и связками. Пример:

  • Все менеджеры по продажам (S) стремятся выполнить план продаж (P).
  • Некоторые менеджеры по продажам (S) не стремятся выполнить план продаж (P).

В этих двух суждениях совпадают субъекты и предикаты, кванторы и связки не совпадают.

4.5. Разделение сравнимых суждений. Логический квадрат.

1. Сравнимые совместимые суждения. Способны быть одновременно истинными. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами.
  • Некоторые менеджеры по продажам не являются туристами.

Оба суждения истинные.

1.1. Совместимые суждение в отношениях равнозначности. Идентичны субъект, предикат, кванторы, связки. Пример:

  • Менеджеры по продажам являются сотрудниками отдела продаж.
  • Специалисты по заключению сделок являются сотрудниками отдела продаж.

1.2. Совместимые суждения в отношениях подчинения. Предикаты и связки идентичны, но субъекты пребывают в отношениях вида и рода. Пример:

  • Все работники отдела продаж являются сотрудниками компании.
  • Все менеджеры по продажам являются сотрудниками компании.

1.3. Совместимые суждения в отношениях частичного совпадения (субконтрарность). Субъекты и предикаты совпадают, связки не совпадают. В таком отношении пребывают только частные суждения. Пример:

  • Некоторые менеджеры по продажам являются туристами.
  • Некоторые менеджеры по продажам не являются туристами.

2. Сравнимые несовместимые суждения. Не могут быть одновременно истинными. Если одно из суждений истинное, то второе обязательно ложное. Пример:

  • Все менеджеры по продажам являются сотрудниками отдела продаж.
  • Некоторые менеджеры по продажам не являются сотрудниками отдела продаж.

2.1. Несовместимые суждения в отношениях противоположности (контрарность). Субъекты и предикаты совпадают, связки различаются. В таком отношении пребывают только общие суждения. Пример:

  • Все менеджеры по продажам являются сотрудниками отдела продаж.
  • Все менеджеры по продажам не являются сотрудниками отдела продаж.

Такого рода суждения способны быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными.

2.2. Несовместимые суждения в отношениях противоречия (контрадикторность). Предикаты совпадают, связки не совпадают, субъекты отличаются объемами (вид и род). Пример:

  • Все менеджеры по продажам являются сотрудниками отдела продаж.
  • Некоторые менеджеры по продажам не являются сотрудниками отдела продаж.

Подобные два суждения не могут быть одновременно ложными и не могут быть одновременно истинными. Если ложно одно, то другое истинно.

Итого, получаем логический квадрат.

Анализ простых конструкций

Изучение сложных мыслительных конструкций всегда начинается с самых простых элементов. Все человеческие рассуждения в повседневности или в профессиональной среде — тоже умозаключения, даже сколько угодно длинные цепи умозаключений — каждый извлекает новые знания из уже имеющихся.

Окружающая среда — природа — дала человечеству немного более, чем животным, но вот на этом фундаменте выросло великолепное колоссальных размеров здание, где человек узнаёт и космос, и элементарные частицы, и высокогорные образования, и глубины океанских впадин, и исчезнувшие языки, и древние цивилизации. Ни одно из имеющихся знаний не было бы получено, если бы человечеству не дана была способность строить умозаключение.

Блок 5. Суждения. Сложное суждение.

Суждения могут быть сложными, если содержат более, чем один субъект и предикат.

Различают следующие виды сложных суждений:

1. Конъюнктивные суждения (конъюнкция, соединение) (˄) – это сложные суждения, в которых используется соединительный союз «и». Формула: a ˄ b. Пример:

  • Наступил сезон и продажи увеличились.

2. Дизъюнктивные суждения (дизъюнкция)– это сложные суждения, в которых используется разделительный союз «или». Характер применения данного союза позволяет выделять два вида таких суждений.

2.1. Строгая дизъюнкцию (˅). Составные части исключают друг друга. Формула: a ˅ b (или a, или b). Пример:

  • Менеджер выполняет план продаж или не выполняет свой план продаж.

2.2. Нестрогая дизъюнкцию (˅). Составные части сосуществуют и не исключают друг друга. Формула: a ˅ b (a или b). Пример:

  • Менеджер сам хочет выполнить план продаж или его заставляют выполнять план продаж.

3. Импликативные суждения (импликация) (→) – это сложные суждение, в которых используется союз «если…, то» в условном значении. Формула: a → b (если a, то b). Пример:

  • Если сотрудник работает менеджером по продажам, то он отвечает за выполнение плана продаж.

В данных суждениях из основания вытекает следствие, однако основание не вытекает из следствия. Нельзя сказать, что если сотрудник отвечает за выполнение плана продаж, то он работает менеджером по продажам.

4. Эквивалентные суждения (эквиваленция) (↔) – это сложные суждения, в которых используется союз «если …, то» не в условном значении, а в тождественном. Формула: a ↔ b (если a, то b и если b, то а). Пример:

  • Если сотрудник работает менеджером по продажам, то он заключает договора с клиентами.

В эквивалентном суждении нет основания и следствия. Обе части равны между собой.

5. Отрицательные суждения (отрицание) (¬) – это сложные суждения, в которых используется союз «неверно, что…». Формула: ¬a (неверно, что a). Пример:

  • Неверно, что все менеджеры компании контролируют дебиторскую задолженность.

В логики истинность или ложность сложных суждений зависит от истинности или ложности простых суждений, входящих в его состав.

Разделительный силлогизм

Умозаключение называется разделительным силлогизмом, если состоит из сугубо разделительных посылок, а вывод тоже получается разделительным суждением. Таким образом увеличивается количество альтернатив.

Ещё большее значение имеет разделительно-категорическое умозаключение, где одна посылка идёт разделительным суждением, а вторая — простым категорическим. Здесь два модуса: утверждающе-отрицательный и отрицающе-утверждающий.

  • Больной либо живой, либо мёртвый (abc); больной пока живой (ab); больной не умер (ac). В данном случае категорическое суждение отрицает альтернативу.
  • Правонарушение — это проступок или преступление; в данном случае — не преступление; значит — проступок.

Блок 6. Суждения. Логические формулы.

Любое сложное суждение можно выразить с помощью формул. Пример:

  • Менеджер по продажам сейчас заключает договор с клиентом, или проводит аудит торговых точек, или на складе решает свои вопросы по товару с кладовщиком.

Формула: a˅b˅c (нестрогая дизъюнкция).

Пример:

  • Менеджер по продажам сейчас у клиента «А», или у клиента «Б», или у клиента «В».
  • Хотя уже вечер, поэтому он точно не у клиента «В» и не у клиента «Б».
  • Значит, он решает вопрос по долгам с клиентом «А».

Формула: ((a˅b˅c)˄(¬c ˄¬b))→a (первая часть в скобках – строгая дизъюнкция, вторая часть в скобках – два отрицания, связанных конъюнктивно, первая и вторая часть в больших скобках связаны конъюнктивно, данные в больших скобках связаны с суждением «а» импликативно.

Упражнения

Прочитайте следующие категориальные атрибутивные высказывания. Определите, к какому типу они относятся. С помощью диаграмм покажите, истинны они или ложны.

  • Всё действительное разумно, всё разумное действительно.
  • Соль – это яд.
  • Яд – это соль.
  • Все музыканты имеют хороший слух.
  • Некоторые музыканты имеют хороший слух.
  • Все люди, имеющие хороший слух, – музыканты.
  • Некоторые люди, имеющие хороший слух, – музыканты.
  • Некоторые вампиры опоздали на работу.
  • Волколаки – это разновидность оборотней.
  • Все круглые квадраты не имеют углов.
  • Никто не любит, когда у него болят зубы.
  • Ни один попугайчик не пьёт виски.
  • Некоторым не нравится их работа.
  • Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем.
  • Фильмы Тарковского считаются классикой русского кино.
  • Достоевский никогда не играл в карты.
  • Некоторые куздры совсем не глокие.
  • Каждый сотрудник мечтает о повышении.
  • Некоторые псы умеют читать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Некоторые акулы – это рыбы.
  • Некоторые люди не летали на Марс.

Как развить детское мышление: методы

Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений. Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках. Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы). Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока. Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.

Кратко о развитии форм мышления: психология мысли

Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:

  • знакомство с определенными вещами и явлениями;
  • определение признаков предметов;
  • отбор наиболее существенных свойств;
  • обозначение их конкретным словом.

Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).

Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:

  • Недостаток знаний и отсутствие опыта.
  • Замена незнакомых условий задач на знакомые.
  • Непоследовательное выражение мыслей.

Способы правильного построения умозаключений:

  • поиск целесообразности в реальности;
  • определение назначения и сущности окружающих вещей;
  • нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.

Основные виды

Они разделяются по функциям и возможностям. Классификация включает в себя три последовательные ступени развития мышления. Они созданы на основе генетического принципа

Наглядно-действенный тип

Характеризуется наблюдением за реальными объектами и их взаимоотношениями в действительности. Такое познавательное действие является основополагающим элементом любых мыслительных процессов. Этим типом умственной активности активно пользуются дети до 3 лет. Постепенно развиваясь, они:

  • сравнивают вещи между собой, кладя один на другой;
  • проводят опыты, разламывая пополам свою любимую игрушку;
  • синтезируют, строя из «Лего» различные элементы;
  • составляют классификацию, прибирая кубики по цветам.

Малыш ничего не планирует и не задается целью, он размышляет во время действия, так как оно опережает его мысли. Но у взрослых людей этот вид также проявляется при перестановке мебели или при использовании техники, которой никогда не пользовались. В этих случаях нельзя все предусмотреть и проконтролировать, что-нибудь может точно выйти из под контроля.

Наглядно-образный тип

Опирается на представление и образы. Оно способствует анализу, сравнению и обобщению. Этот тип тесно связан с воображением. Он проявляется у детей в возрасте от 4 до 7 лет, они способны познавать вещи, не применяя практический опыт, им необязательно определять предмет на ощупь, они воспринимают и запоминают его визуально. К примеру, наглядность проявляется в том, что на вопрос: «Почему машина едет?» – ребенок может ответить: «Потому что она зеленая».

Также это вид проявляется и во взрослой жизни при планировании ремонта. Человек заранее представляет себе дизайн интерьера, как бы он хотел расположить мебель, какого цвета обои выбрать или покрасить стены. Наглядно-образное мышление дает возможность продумать все вещи до мелочей, однако они являются невидимыми.

Словесно-логический тип

Это более поздний вид развития умственной деятельности. Он характеризуется применением различных терминов и составлением логических конструкций. Благодаря этому человек способен устанавливать общие связи, предсказывать развитие процессов в природе или обществе. Такой вид протекает по конкретной последовательности: сначала задействуется суждение, затем к нему добавляется другое, и при их соединении возникает умозаключение.

Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры

Следуя логической структуре умственной деятельности, выдвигаются следующие процессы:

  • сравнивание;
  • анализирование;
  • абстрагирование;
  • синтезирование;
  • обобщение.

Сравнительная операция основана на определении сходств и отличий между явлениями. Результатом выступает классификация, выступающая первичной ступенью теоретического понимания.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Анализирование – процедура расчленения одного значительного объекта на различные части или признаки с последующим сравнением.

Синтез – с его помощью можно мысленно создать сложный предмет из аналитических составляющих.

Абстрагирование – выделяет значимые свойства и связи явлений и абстрагирует от незначительных. Это процесс детального изучения, в результате исследования формируются понятия.

Обобщение – упорядочение объектов по общим и существенным характеристикам.

Мыслительные операции происходят на основе логических, но это не всегда работает как механизм, в котором функционируют только разум и логика. Очень часто в этот процесс вмешиваются эмоции и полностью его изменяют. Так как эмоциональная составляющая имеет способность менять и стимулировать мыслительную деятельность. Чувства склонны придавать напряжение, стремление к цели и амбиции. Без эмоций продуктивность сводится к нулю, так же как и без логики, знаний и навыков.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Семейная стоматология

г. Кингисепп, 

Крикковское шоссе, д. 20

Запишитесь на прием по телефону

ООО «CЕМЕЙНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ», ОГРН 1134707001021 ИНН 4707035559 КПП