Начиная с середины прошлого века, гештальт-терапия вызывает неподдельный интерес как у профессионалов, так и у простых обывателей. Курсы и тренинги, посвящённые данному направлению, всегда переполнены. Ежегодно в этой области пишется огромное количество научных трудов и изысканий. Проводятся эксперименты. Оставляется масса отзывов.
Критика и восхищение, осуждение и одобрение — вокруг неё всегда много разговоров. Что же она собой представляет и почему данное ответвление в психологии вызывает такое живое обсуждение?
Что это такое
Гештальт-терапия (термин восходит к немецкому слову «Gestalt», которое переводится как «целостный образ») — гуманистическое направление в психологии и психотерапии. Основана на экспериментальной феноменологии и экзистенционализме. Ключевое понятие — восприятие человека как целостной личности со всеми её потребностями, мыслями, переживаниями, опытом, внешними данными. Цель — развитие самоосознавания, а не работа с подсознанием.
Если объяснять простыми словами, гештальт-терапия убеждает человека в двух вещах:
- Он сам ответственен за каждое своё действие, а не какое-то непонятное и неизвестное подсознание.
- Он не похож на остальных, он уникален, самобытен, а значит, не должен равняться на остальных, мнение общества и поступать лишь так, как считает нужным сам.
Соответственно, гештальт-терапевт не копается в детских психотравмах и не выискивает там, почему сейчас его клиент несчастлив в любви. Он выяснит, какие чаяния и надежды не оправдались, на каком этапе произошло прерывание контакта (основное понятие гештальт-терапии, объяснение дано ниже), и будет постепенно восстанавливать его.
Данное направление сильно отличается от всех остальных, существующих на сегодняшний день в психологии. Если на приёме у обычного специалиста клиенты лишь отвечают на правильно поставленные вопросы или просто изливают душу в виде монолога, то в гештальт-терапии такого нет. Здесь обе стороны выступают как полноправные участники процесса, как партнёры. Придётся вовлекать совершенно чужого человека (психолога) в свой внутренний мир.
Это один из тех камней преткновения, за который многие, побывавшие на приёме у гештальт-терапевтов, критикуют данное направление. На самом деле их недовольство вполне понятно. Во время сеанса с обычным психологом мы даже рады, что все наши неудачи можно списать на психотравму детства. Это не мы виноваты, а родители, которые недолюбили; одноклассники, которые не приняли; учительница, которая незаслуженно ставила «двойки». Гештальт-терапевт вместе с пациентом будет выяснять, в какой момент именно ОН сам сделал что-то не так. А потом будет помогать ему исправлять собственные ошибки.
Одним словом, решаясь воспользоваться помощью гештальт-терапии, будьте готовы к осознанной и кропотливой работе над собой без всяких поблажек и сваливания вины на какого-то другого. На это способны не все.
Идеи, законы, принципы
Ключевые идеи гештальтпсихологии
Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.
- Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
- Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
- Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
- Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
- Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.
Законы гештальтпсихологии
Закон фигуры и фона:
фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.
Закон транспозиции:
психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.
Закон прегнантности
: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.
Закон константности:
все стремится к постоянству.
Закон близости:
тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.
Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.
Принципы гештальта
Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
- Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
- Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
- Замкнутость (приобретение фигурой формы);
- Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
- Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).
Гештальт – качество
Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.
Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:
- разные тональности одной и той же мелодии,
- картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
Константы восприятия
Константность размера:
воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
Константность формы:
воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости:
яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру
, расположенный на фоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.
По страницам истории
Важно понимать, что гештальт-терапия — далеко не одно и то же, что гештальтпсихология. Это даже не её ответвление. Она лишь базируется на каких-то отдельных идеях и теоретических выкладках последней. Поэтому Вертгеймер, Кёлер и Коффка к ней не имеют никакого отношения.
Основатель гештальт-терапии — немецкий врач-психиатр, психотерапевт Фредерик (Фриц) Перлз. Ярый приверженец Зигмунда Фрейда, на каком-то этапе своей жизни он начал переосмысливать свои взгляды и идеи. Дополнив психоанализ элементами гештальтпсихологии, психодрамы, экзистенциализма и других модных в середине XX века направлений, он создал нечто уникальное.
Работал не один. Ему помогали его жена Лаура Перлз, Пол Гудмен (американский писатель и психотерапевт) и американский профессор психологии Ральф Хефферлин. Совместно они выпустили в 1951 году монументальный труд, который стал настоящей библией нового течения в психологии, — «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности».
После этого Перлз со своими сподвижниками переезжает в Америку и организует в Нью-Йорке Гештальт-институт. Идеи быстро приобрели популярность. Буквально за 10 лет подобные учреждения были созданы во всех крупных городах США, а в 60-е гг. — в Европе.
За 70 лет своего существования гештальт-терапия претерпела существенные изменения. Если Перлз настаивал на групповых занятиях и даже полностью предлагал отказаться от индивидуальных, то сейчас перевес на стороне последних.
Второй момент, который подвергся полному пересмотру, — конфликт терапевта и пациента, на котором настаивали основатели направления. По их мнению, только так можно войти в доверие и внутренний мир собеседника, вскрывая его самые неприглядные стороны, обвиняя, обличая. С течением времени подход стал более гуманным, специалисты отказались от натиска и грубости.
Неизменными остались основные принципы, сама идея воспринимать каждого человека как целостный образ, работа над его самоосознаванием, тесный контакт с терапевтом. И вот уже столько десятилетий неприкосновенна молитва, сочинённая самим Перлзом и применяемая на практике до сих пор. Специалисты советуют начинать день с этих строк, чтобы с самого утра настроить себя как личность, которая в этом мире единственная и неповторимая:
Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты — это ты, и я — это я, И, если нам случилось найти друг друга, — это прекрасно. А если нет — этому нельзя помочь.
В этих словах заключается самая суть гештальт-психологии. Каждый человек самобытен, уникален и не должен стремиться отвечать чьим-то ожиданиям. Несмотря на то, что за столь эгоистический подход данное направление и текст молитвы в частности постоянно подвергались нещадной критике, это маленькое стихотворение оказало огромное влияние на культуру 70-х гг. прошлого века.
Его цитировали, изменяли, включали в песни и фильмы. Возможно, оно так идеально легло на мировоззрение этой эпохи, так как именно в эти годы велась активная борьба за права, отвергались прописные истины, устанавливались новые форматы отношений.
Школа гештальтпсихологии
Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена»
, суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:
- Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
- Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
- Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
- При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».
Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.
Макс Вертгеймер —
известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.
Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.
Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление»
, в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).
Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.
В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития»
, посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.
Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.
Основные понятия
Человек, попавший на сеанс гештальт-терапии впервые и никогда ранее не сталкивавшийся с ней, может находиться в состоянии шока от применяемых методов и роли самого специалиста во всём этом действии. Поэтому желательно заранее подготовиться к такой встрече и хотя бы схематично понять, как работает данное направление, его основы.
Гештальт-терапия — чемпион терминов и ключевых понятий по сравнению с другими направлениями. Многих это отпугивает. На самом деле все эти заумные определения можно легко объяснить простым языком, вникнуть в их суть, что поможет понять смысл самого метода.
Цикл контакта
Цикл контакта – это фундаментальное понятие гештальт-терапии, разработанное Полом Гудманом. Согласно ему, каждое действие человека можно разложить на 4 основные фазы:
- Форконтакт (преконтакт).
- Контактирование.
- Полный контакт.
- Постконтакт (отступление).
В совокупности они и составляют цикл контакта.
Фаза 1. Преконтакт (id)
На данном этапе человек воспринимает собственное тело как некий фон. На нём возникает фигура (данность, id опыта), которая представляет собой физическое влечение (голод, жажда, сон) или средовый стимул (стремление к общению, любви, моральное удовлетворение). Появившаяся потребность осознаётся через чувства и ощущения. Происходит встреча со своим желанием («то, что я хочу»).
Происходит контакт фона и фигуры.
Фаза 2. Контактирование (ego)
Осознав свою потребность, человек начинает искать способы её удовлетворения во внешней среде. Первый вопрос — возможно это вообще или нет. Второй — насколько полным оно будет. Если такой возможности нет, происходит возвращение на исходную точку (преконтакт). Здесь идёт в расход всё: фигура, способности и энергия собственного тела. Сама личность в данной фазе называется самостью. Она максимально приближена и к фону, и к данности. Она их оценивает, рассматривает, анализирует, а затем соотносит с окружением и пытается извлечь из него максимум пользы для себя. Реализуется ego-функция произвольно и осмысленно.
Согласно гештальт-психологии, здоровый (психически и физически) человек будет искать способ удовлетворения своего желания до тех пор, пока не найдёт его. Если он махнёт рукой, так ничего и не подобрав, происходит прерывание контакта (понятие объясняется ниже), и тогда ничего не останется, как идти на приём к психотерапевту для восстановления цикла.
Происходит контакт фона, фигуры и внешней среды.
Фаза 3. Полный контакт
Происходит удовлетворение потребности.
Фаза 4. Постконтакт
Удовлетворённая самость не видит больше смысла в активных действиях. Она насыщена и постепенно угасает. Происходит выход из контакта и завершение не только фазы, но и всего цикла.
Пример:
- Преконтакт: молодая девушка хочет отношений.
- Контактирование: поиск объекта, отвечающего её запросам. Она регистрируется на сайтах знакомств, регулярно посещает клубы и рестораны либо знакомиться конкретно с кем-то.
- Полный контакт: находится молодой человек, завязываются отношения.
- Постконтакт: когда «химия» любви заканчивается, отношения либо разрываются, либо молодые люди оформляют брак.
Согласно гештальт-терапии, вся жизнь человека представляет собой непрерывный поток из таких вот циклов контакта. Если они являются полными, психика и тело здоровы и не требуют вмешательства врачей и психологов.
Наглядно увидеть весь цикл контакта можно по схеме:
Прерывание контакта
Проблемы начинаются, когда фазы оказываются не пройденными до конца по каким-то причинам. Причём произойти это может на любом этапе.
Примеры проблемных ситуаций на разных фазах цикла контакта:
- Преконтакт: молодая девушка хочет отношений, но не с молодым человеком, а с девушкой или женатым мужчиной.
- Контактирование: поиск отношений не увенчивается успехом.
- Полный контакт: только завязавшись, отношения терпят крах из-за несовместимости характеров или быта.
- Постконтакт: один в паре полностью пресыщается отношениями и уходит из них, в то время как вторая самость остаётся не удовлетворённой.
В связи с этим вводится ещё одно базовое понятие — прерывание контакта, когда цикл не доводится до конца и блокируется на одной из фаз. Виной этому несколько процессов, для каждого из которого есть свои термины.
Конфлюэнция (слияние)
Личность не устанавливает границ между собой и внешней средой. Это приводит к тому, что она не может осознать собственные чувства, ощущения, желания, потребности. Такое часто встречается у подростков, когда они стремятся быть такими, как все, и не выделяться из толпы. Это происходит в паре, когда один полностью растворяется в другом в ущерб своим интересам.
Конфлюэнция — бич современного общества, когда происходит демонстрация в соцсетях, что «я не хуже других». Из-за отсутствия удовлетворения самости выхода из контакта не происходит — цикл прерывается.
Интроекция
Состояние, похожее на конфлюэнцию, но более конкретизированное. Личность не просто стирает границы, а начинает воспринимать нечто внешнее, чужеродное ему как что-то родное, своё. Происходит подмена потребностей, желаний, чувств. Причём это касается не обобщений, как в выше описанном механизме (я ем то, что все едят; я ношу ту одежду, которую носят все; я езжу отдыхать туда, куда ездят все), а какого-то определённого момента. Например, во время акта оккупации со стороны личность может сама занять место агрессора. На самом же деле такая социальная роль чужда человеку, самость остаётся неудовлетворённой и опять происходит прерывание цикла.
Интроекция — понятие, заимствованное гештальт-терапией из психоанализа. Его автор — Фрейд. Многие психологи считают, что оно лежит в основе Стокгольмского синдрома.
Проекция
Понятие, по своей сути полностью противоположное двум предыдущим. Не происходит контакта самости и внешней среды (прерывание на 2-3 фазах). При этом человек ошибочно думает, что всё хорошо, что он налаживает межличностные связи и вбирает в себя извне что-то новое, нужное и полезное. На самом деле истоки всех идей, мыслей, взглядов — исключительно он сам. Это чревато тем, что в кульминационный момент он уходит от ответственности, обвиняя в совершённом других («это он меня заставил», «я сделал как все»).
Профлексия (ретрофлексия)
Похожа на проекцию. Но здесь человек не занимается самообманом, что он якобы контактирует с внешней средой и у него всё хорошо в межличностных и прочих отношениях. Пытаясь удовлетворить собственные желания и потребности, он ищет решение всех проблем внутри себя. При этом ему кажется, что он постоянно самосовершенствуется, развивается, пытается что-то изменить в себе. Однако со стороны это выглядит как аутизм, затворничество, закрытость и даже самоистязание.
Эготизм
Состояние, максимально похожее на профлексию, но в более болезненной форме. В процессе изменения самого себя человек начинает слишком завышать свои способности и возможности. Так как в большинстве ситуаций он обходится без сторонней помощи, он искренне думает, что на голову выше всех остальных. Рождается нарциссизм чистой воды. Самость считает, что она сама может удовлетворить все свои потребности.
Дефлексия
Данное состояние называется ещё потерей функции эго. Человек переносит свои переживания в промежуточную зону, которая не касается ни его внутреннего мира, ни окружающей среды. Это сфера умственных процессов, куда самость сбегает и начинает впадать в абстрактные рассуждения, жить неосуществимыми мечтаниями и фантазиями.
Разграничение данных процессов схематично дано в таблице:
Цель гештальт-терапии — помочь человеку осознать тот процесс, который мешает ему закончить цикл контакта, и избавиться от него. Для этого применяются различные методы и приёмы. Однако сразу следует отметить, что в 90% случаев 1 и даже 2 сеансами дело не ограничивается. Курс лечения может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет, пока человек освободится от всех этих патологических реакций и не научится все циклы доводить до конца.
Перенос и контрперенос
В гештальт-терапии большое внимание уделяется взаимоотношениям специалиста и пациента. Они обязаны тесно контактировать между собой, доверять друг другу, а в определённые моменты (по классическому образцу) даже вступать в конфликт.
Перенос — те чувства, которые пациент испытывает по отношению к гештальт-терапевту. Но это не симпатия или антипатия, как при работе с обычными психологами или психотерапевтами. В процессе сеанса специалист подводит человека к тому, чтобы тот перенёс на него свои переживания, которые его тревожат и являются для него проблемой на данный момент. Это позволяет ему приблизиться к его внутреннему миру.
Контрперенос — обратная реакция психотерапевта на пациента. Если в процессе сеанса были нечаянно затронуты те проблемы, которые актуальны для самого специалиста (он же тоже человек), это позволяет ему лучше понять те механизмы, которые движут его клиентом.
В редких случаях они могут меняться местами.
Выделяют 6 типов взаимодействия психотерапевта и пациента:
- Перенос пациента на гештальт-терапевта.
- Контрперенос гештальт-терапевта в ответ на перенос.
- Перенос терапевта только на определённую группу пациентов.
- Контрперенос пациента в ответ на перенос.
- Актуализации клиента, затрагивающие личность самого терапевта.
- Актуализации терапевта к пациенту.
Особенное значение перенос и контрперенос приобретают в «работе в двойке» (в паре, когда проводятся индивидуальные сеансы без привлечения третьих лиц). Наглядно проследить все эти взаимоотношения можно по схеме:
В гештальт-терапии используется огромное количество других терминов и понятий, но выше рассмотренные считаются базой, отражающей суть данного направления.
Обучение гештальт-терапии
В нашей стране получить квалификацию гештальт–терапевта можно в 4 базовых заведениях с международными стандартами, три из которых находятся в г. Москва и один в Санкт-Петербурге.
Обучение будущих специалистов начинается с их отбора
:
- выясняются мотивы обучения с целью избегания дальнейшего разочарования в профессии;
- отсеиваются претенденты с выраженной психопатологией.
В качестве первого базового образования предпочтение отдается медицинскому или педагогическому.
Обучение осуществляется от низшей (1) к высшей (3) ступени
:
- На 1 этапе могут обучаться люди с образованием не ниже среднего, по окончании выдается сертификат. Преподаются основы терапии, введение в профессию.
- На 2 ступени обучаются прошедшие курсы первого этапа или имеющие средне-специальное и высшее образование. В заключение вручается также сертификат или удостоверение о профессиональной переподготовке.
- На 3 этапе предлагается выбор специализации (работе в группе, с детьми, другие узкие направления). Выдается сертификат международного стандарта.
Если все три этапа пройдены, то проводится трехлетнее обучение по направлению «супервизор в гештальт-подходе», «групповой ведущий». На 4 курсе обучение длится 3 года.
Основные принципы
Принцип «сейчас»
Концентрация на том, что происходит в данный момент: внутри человека, как он ведёт себя, в окружающей среде. Поэтому гештальт-терапевты просят пациентов рассказывать всё, что с ними произошло.
Принцип «я и ты»
Это те самые перенос и контрперенос, о которых было рассказано выше. В процессе сеанса терапевт приводит пациента к тому, чтобы тот устанавливал открытый и непосредственный контакт с окружающим миром.
Данный принцип реализовывается несколькими способами. Если это групповое занятие, организуются ситуации, в которых пациентам нужно научиться устанавливать контакт с другими участниками посредством вербальных и невербальных упражнений. Работа идёт либо в двойках, либо в тройках.
Человеческой природе свойственно говорить абстрактными вещами. Даже когда мы обижены, мы стараемся не называть имён, кто виноват в нашей психотравме. «На работе меня не ценят», «Дома меня ни во что не ставят», «Меня бросили» — это всё безличные предложения. На занятиях гештальт-терапии придётся адресовать все эти обвинения конкретному лицу: «На работе Николай Иванович, мой начальник, меня не ценит», «Дома Маша, моя жена, меня ни во что не ставит», «Саша, мой любимый человек, меня бросил».
Принцип субъективизации
Напоминает предыдущий принцип, но работа направляется не во внешнюю среду, на кого-то, а внутрь себя. Опять-таки, согласно человеческой природе, мы всё обобщаем: «Мне почему-то плохо», «Мне что-то мешает уйти от мужа». На сеансах гештальт-терапии всё это конкретизируется, причём без привлечения кого-то со стороны: «Я сам делаю себе плохо», «Я сама себе мешаю уйти от мужа». Это заставляет пациента брать ответственность за происходящее на себя.
Принцип непрерывности (континуума)
На сеансах люди учатся воспринимать свою личность как целостный образ, который состоит из спонтанного потока переживаний. Их нужно осознать, прочувствовать и проговорить. Это позволяет человеку ориентироваться внутри себя и давать объяснения своим мыслям и поступкам. Это помогает налаживать контакт с окружающим миром и доводить цикл до конца.
Данный принцип переносит акцент с вопроса «почему?» на «что и как?». В этом заключается одно из главных отличий гештальт-терапии от всех остальных направлений в психологии и психотерапии.
Приёмы
Для реализации вышеописанных принципов в гештальт-терапии используются следующие приёмы:
- Исключение сплетен, домыслов и обсуждений кого бы то ни было — проговариваются только факты. Например, вместо «у меня отвратительный муж» — «я застала мужа с любовницей».
- Прямые высказывания без завуалированных фраз со скрытыми смыслами и загадками. Например, вместо «моя жизнь — настоящая Санта-Барбара» — «я пережила 2 развода и похоронила сына».
- Аутоэкспрессия для повышения самооценки — высказывание с одной-единственной целью, получить удовлетворение. Например, «я хорошо выгляжу для своих лет», «я лучший специалист по консалтингу в нашем городе».
Гештальт-терапия использует множество приёмов для достижения своей основной цели — создание целостного образа, не разделяя его на мать, сестру, дочь, жену, любовницу, начальницу отдела. Всё это — один человек. И, пока он сам это не осознает, он постоянно будет прерывать цикл контакта, так как одна социальная роль будет мешать переходить с фазы на фазу другой.
Пример.
- Преконтакт: женщина хочет пойти на свидание с любовником.
- Контактирование: назначает встречу, освобождает для неё время.
- Полный контакт: свидание происходит.
- Постконтакт: любовники разъезжаются.
Внешне цикл видится законченным и не нарушенным. Однако женщина всё равно приходит на приём к терапевту с вопросом, что в её жизни не так, почему она не может быть счастлива. И оказывается, что сбои идут уже на фазе контактирования, когда приходится ущемлять интересы законного супруга и детей, врать, что пошла к подруге. Это порождает разрушающее чувство вины. То есть изначально неправильно был дан ответ на вопрос: насколько полным будет удовлетворение этой потребности. Идут вразрез социальные роли матери, жены и любовницы.
Принцип целостности — основополагающий в гештальт-терапии.
Упражнения гештальт-терапии: примеры
В рамках описанных методов гештальт-терапии применяются следующие упражнения.
Пустой стул
Перед человеком ставится стул, на котором никого нет. Психолог предлагает клиенту, обращаться к стулу так, будто на нем сидит человек и рассказать обо всех проблемах. Это помогает, во-первых, выпустить пар, поскольку на стуле никого нет и никого нельзя обидеть, а во-вторых, глубоко заглянуть в суть переживаний.
Недостающий человек
Это упражнение выполняется в одиночестве. Необходимо приготовить листок и ручку и записать на нем человека, которого не хватало в вашем прошлом (родители, бабушка, сестра, друг и т.д.). Это тот человек, который, по нашему мнению, мог бы сделать нашу жизнь лучше.
Далее нужно описать, каков бы был этот человек, чтобы вы могли вместе делать, как взаимодействовать, в чем бы вам стало легче и в прошлом, и сейчас.
Затем постарайтесь понять, произошла ли в вашей текущей жизни компенсация этого человека, есть ли ему замена в настоящем?
Упражнение позволит понять почему рядом с вами находятся те или иные люди и какие детские потребности у вас не удовлетворены.
Битье дивана
Если внутри давно сидит не вымещенная обида и злость на кого-то или что-то, психологи рекомендуют взять палку (другой тяжелый предмет) и побить диван, подушку или боксерскую грушу. Во-первых, так выйдет застарелый гнев, во-вторых, мы сможем ясно понять, что нам мешает жить.
Плюсы и минусы
При детальном изучении гештальт-терапии она кажется целостной и гармоничной системой без изъянов. У неё множество преимуществ:
- гибкий подход, помощь любому пациенту в любой ситуации;
- долгосрочные и глубокие результаты;
- работа на разных уровнях: от смысла человеческого существования до не вынесенного мужем мусорного ведра;
- относится к гуманистическим направлениям, так как ориентирована на личность и все имеющиеся методы подчиняет ей, а не наоборот.
Однако есть ряд моментов, из-за которых критика не ослабевает и только набирает обороты год от года:
- длительность курса лечения (от нескольких месяцев до нескольких лет);
- работа с глубинными слоями личности под силу не каждому;
- отсутствие практических рекомендаций и прямых советов от психотерапевта — приходится делать выбор самостоятельно и брать за него полную ответственность;
- отсутствие логики: идёт чистое наблюдение за собственными переживаниями и чувствами без анализа;
- среди гештальт-терапевтов мало настоящих профессионалов;
- есть мнение, что пациентами гештальт-терапии не могут быть люди с ограниченным IQ, а значит, маленькие дети, слабоумные и старики, страдающие деменциями, не могут рассчитывать на её помощь.
В основном гештальт-терапия подвергается критике потому, что её теоретические выкладки, в отличие от остальных направлений, мало подтверждены практическими исследованиями и экспериментами. И результаты сеансов, курсов, групповых и индивидуальных занятий не берутся в счёт, так как являются сублимацией субъективных переживаний.
Что касается тех, кто побывал в кресле пациента, они критикуют её за то, что она заставляет брать на себя ответственность за происходящее и постоянно работать над собой без оглядки на остальных. Многим не нравится прямота высказываний психотерапевтов, которые нередко нарушают личные границы и провоцируют на сильные травмирующие эмоции.
Лучшие психотерапевты: ТОП-7 по мнению самих психологов
Рейтинги 27674
Возвращаясь к истории с далматинцем, ваша психика сравнила отдельные пятна и сформировала из них образ собаки. Но почему единожды увидев эту собаку, вы не сможете разделить её обратно?
Потому что одно из базовых формирование гештальта — это стремление к завершению. Так, например, официант отлично помнит заказ посетителя, пока выполняет его. Но тот час же забывает, что принес ему, едва тарелка касается столика. Выполнив заказ, официант закрыл гештальт. А до этого — он помогал ему фокусироваться на заказе.
Виды
Детская
Многие считают, что детской гештальт-терапии не существует. Даже сами сторонники этого направления относятся к детству как к периоду жизни человека, который символизирует собой преконтакт, то есть самое начало цикла.
С чем тут работать, если перехода к остальным фазам ещё не осуществляется в силу возраста? Ребёнок только учится устанавливать границы между собственными потребностями и внешней средой. Вот когда он осознанно научится решать задачи посредством различных инструментов извне, тогда он и становится объектом гештальт-терапии. Однако это лишь одна точка зрения.
На самом деле детская гештальт-терапия сейчас активно развивается и внедряется на практике даже в детские сады и школы. Её основная идея — помочь ребёнку полноценно завершить стадию преконтакта и научить его безбоязненно и без потерь для психики переходить на следующие фазы.
Какие установки терапевты дают детям, начиная с самого раннего возраста:
- не зацикливаться на прошлом, жить настоящим;
- работать только с тем, что есть в реальности, а не в мечтах;
- меньше фантазировать;
- меньше предаваться ненужным анализам и размышлениям — больше наблюдать;
- открыто выражать свои чувства;
- принимать боль и разочарования наравне со счастьем и удовлетворением;
- не ориентироваться на других.
Далеко не все взрослые могут усвоить подобные постулаты и жить в соответствии с ними. Однако детская психика — чистый лист бумаги, на который все эти заповеди отлично укладываются в единый рисунок.
Здесь есть подводный камень — не вырастить из ребёнка эгоиста, который говорит что хочет и поступает только с оглядкой на себя. Если сеансы проводил профессионал, это исключено, так как попутно маленькому пациенту объясняются моральные и этические нормы общества, которые необходимо соблюдать.
Приёмы работы с детьми в гештальт-терапии мало отличаются от тех, что применяются в других направлениях. Это игры, сказки, рисунки, скульптурные методы, развитие сенсорного опыта и др.
Семейная
В принципе, детская терапия уже в какой-то мере является семейной, так как сеансы с ребёнком проводятся в присутствии родителя. Это называется «работа в тройках». Такой же тип занятий практикуется, когда на приём приходят муж и жена.
При работе с супругами используются 4 линзы, позволяющие всем троим (мужу, жене и психологу) увидеть проблемы пары. Как только они предстанут под увеличением, их будет проще разрешить.
Линза первая
Позволяет увидеть сильные и слабые стороны брака (отношений в паре). Причём об этом рассказывают оба участника сеанса — учитываются мнения обоих.
Линза вторая
Позволяет увидеть, как общаются между собой супруги. Задаётся вопрос, не почему вы ненавидите или раздражаете друг друга, а каким тоном вы разговариваете между собой, обнимаетесь ли, прикасаетесь ли друг к другу, есть ли визуальный контакт.
Линза третья
Позволяет увидеть полярные искривления в паре на фоне первых двух линз. Муж видит в жене больше положительных сторон, смотрит ей в глаза, пытается приобнять. Жена называет только отрицательные момента брака, отстраняется от супруга, избегает любого контакта с ним.
Линза четвёртая
Позволяет увидеть отсутствие или наличие слияния двух людей в одно целое. Даже если все остальные линзы показали, что дисбаланс в отношения вносит жена, но при этом она видит в будущем семью только со своим нынешним мужем и даже не думает о разводе, работа по восстановлению счастливого брака продолжается.
Семейная гештальт-терапия эффективна, но у неё есть один существенный минус. Она предполагает слишком медленный прогресс. Сеансы могут затянуться на несколько месяцев, и не все пары выдерживают такой срок, чтобы работать над отношениями.
Общество практикующих психологов «Гештальт-подход» (ОПП ГП) программа МОСКОВСКИЙ ГЕШТАЛЬТ ИНСТИТУТ
Личность гештальг-терапевта формируется в профессиональном сообществе на основе единства и взаимосвязи трех процессов: теоретическое обучение, включающее в себя философское, методологическое, техническое и процедурное знание, получаемое в группе (я не очень верю в самостоятельное изучение гештальт-теории по книжкам ), а также формирование языка анализа опыта, личная терапия (индивидуальная и групповая) и супервизия (индивидуальная и в группе). Интегрирующей системой всех перечисленных процессов выступает практика, которая всегда носит отпечаток личности терапевта, его профессионального самосознания. Профессиональное самосознание психотерапевта представляет собой индивидуальный «миф», не всегда отчетливо осознаваемый. Выбор заниматься психотерапией означает делать что-то со своей жизнью, реализовывать какую-то собственную программу, что проявляется в знаках и акцентах конкретных посланий, которые терапевт отправляет клиенту. В индивидуальном «мифе» проявляется жизненная философия терапевта , экзистенциальный смысл его психотерапии и его личная тревога. Анализ профессионального самосознания терапевта – основа глубинной супервизии, как я ее понимаю. Психотерапевт находится не только «здесь и теперь» в конкретной сессии или в контакте с супервизором, он также находится в отношениях с профессиональным сообществом и, одновременно, в некоторой смысловой точке собственной жизни. Исследование этого вопроса позволяет подойти к проблеме методологии практики и систематического обучения супервидению.
Супервизия является основой профессиональной культуры психотерапевтического сообщества.
Не существует «нейтральной терапии» и «нейтральной супервизии». На эти процессы неизбежно влияет как личная история терапевта и супервизора, так и их личная философия практики, а также социальный контекст образования, личность руководителя обучающих программ и т.д. Рабочие супервизорские группы и обучающие супервизорские программы служат задаче преодоления изолированности практикующих психотерапевтов и формированию профессионального сообщества. «Клиническая мудрость» (термин, введенный Э.Уильямсом) развивается в контексте межличностных отношений, развивается интерсубъективно, в сообществе личностей, толерантных к различиям в позициях и во взглядах, способных находиться в диалоге между собой, способных как к поддержке и уважительному прояснению чужих взглядов, так и к адекватной конфронтации и профессиональному анализу межличностного напряжения в терапии и в супервизии. Принимая ответственность за формирование и поддержание такой атмосферы, супервизор стремится к развитию у участников процесса экологического сознания, учитывающего долговременную перспективу отношений и препятствующего созданию жестких иерархических систем и бытовому отреагированию кризисных состояний. Конференции и интенсивы, представляющие более или менее развернутую модель функционирования сообщества, программы подготовки гештальт-терапевтов, супервизоров и преподавателей гештальт-терапии, тренерские сборы – все это различные межличностные пространства, в которых с неизбежностью по мере их развития все острее встает вопрос о лояльности целому и свободе различий, поддержке индивидуального стиля и авторских программ, с одной стороны, и корпоративных возможностей, с другой. Особенно важно это в создании тренерских команд в образовательных программах и на интенсивах.
Принцип гештальт-терапии: «целое не равно сумме составляющих его частей». Гештальт-сообщество не есть совокупность работающих в стиле гештальт-подхода терапевтов, студентов различных программ, преподавателей и супервизоров. Сообщество – это не структура и не набор изолированных индивидуальных сущностей. Гештальт-сообщество есть процесс своего собственного формирования. При решении динамических проблем, возникающих в сообществе, экологическое сознание неизбежно включает в себя не только процессы, образующие контекст анализа, но и саму анализирующую систему.
Педагогика гештальт-подхода реалистична. Не очень верится, что жесткие рамки породят живые процессы. Напротив, легализация реальных проблем, их ясное осознавание (не того, как должно быть, а того, как оно есть) и отношение к происходящему восстанавливает функцию эго, функцию выбора. Ведь выбор — это не то, что мы должны сделать, стать кем-то еще (как часто понимают выбор). Выбор заключается в том, что мы реально делаем, уже делаем; все кажется, что еще выбираем, что мы еще на пороге выбора, а по факту уже выбрали и живем, живем… Анти-нарциссическая логика побуждает работать феноменологически, с тем, что есть, поддержать реальное развитие, а не пытаться создать что-то еще для достижения хорошего результата.
Чему мы учим, когда обучаем гештальт-терапии? На мой взгляд – чувствительности к процессу. Чувствительности к процессу клиента, чувствительности терапевта к тому, что происходит с ним, терапевтом, чувствительности к фигурам контакта и диалога, к групповому процессу и т.д. Терапия – это «чувствительность к..», «обращение с…» и «бытие для…». Для психотерапевта безусловно важно выяснить, что происходит, но гораздо важнее как человек относится к тому, что с ним происходит и как он обращается со своим отношением. Бытие терапевта в контакте это бытие для клиента. Психотерапевт не выступает в позиции эксперта, предполагая заранее, что любая проблема есть проблема внутри клиента (фрейдовская концепция индивидуализма). Гештальт-терапевт, согласуясь с теорией поля, предпринимает совместный с клиентом поиск, используя осознавание себя в контакте с клиентом, в процессе совместного создания фигур контакта.
Терапевт предъявляет себя не только как объект переноса, но и реального себя. По мере освобождения контакта от проекций и переносов клиента, а также от реакций на эти переносы со стороны терапевта клиент и терапевт все более и более становятся участниками диалога, способными переносить различия, сохраняя симпатию. При обучении важно формирование таких качеств терапевта как внимательность, сочувствие и способность сохранять свои границы, не сливаясь с клиентом. Терапевты стремятся сделать своих клиентов более свободными. Но для этого терапевтам стоит подумать о своей собственной свободе. Р.Мэй писал, что свобода локализована между стимулом и реакцией (May, 1981). Используя осознавание своих чувств в процессе терапии, терапевт не сливается с чувствами, а включает профессиональное видение ситуации, т.е. терапевтическую паузу, в течение которой выбирает, как именно с данным клиентом предъявить себя на границе контакта, сохраняя аутентичность и терапевтическую позицию. Очень важна способность терапевта держатьтерапевтическое напряжение, принимать и переживания клиента и свои переживания, делая их фигурой профессионального анализа.
Одно из главных правил терапии – не наказывать клиента за то, что он клиент. Терапевта от клиента отличает то, что терапевт, сталкиваясь с динамическим напряжением в работе с клиентом или с группой, сохраняет способность к профессиональному исследованию напряжения, независимо от интенсивности возникающих у него чувств, не прерывая контакта. Формирование такой способности является основой долговременных стратегий работы терапевта. Находясь в контакте с терапевтом, способным обращаться со своим состоянием, клиент постепенно также становится способным к с свободе обращения со своими реакциями. Качество присутствия психотерапевта в сеансе зависит от того, как терапевт сам обращается со своими чувствами, насколько он сам позволяет себе «быть» в жизни и в психотерапии, позволяет ли он существовать собственному возбуждению, следует ли за своим любопытством? Доверяет ли он себе и своим чувствам, относясь к ним как к ценным сигналам, а не как к помехам в терапии? (Подробнее о нарциссической составляющей психотерапии см Калитеевская, 1998)
Теоретическое образование в области гештальт-терапии участвует в формировании личности терапевта, только если оно становится опытом, притом опытом личной интеграции знания. Например, основным содержанием программы подготовки супервизоров и преподавателей гештальт-терапии (т.н. «третьей ступени») я считаю разрешение нарциссического кризиса в отношениях с родительскими фигурами, без которого нереален переход в партнерские отношения со своими бывшими учителями и развитие корпоративных отношений в профессиональном сообществе. Обучение ведению обучающих долговременных программ на данном этапе также становится возможным только при профессиональном анализе реальных динамических процессов, возникающих в группе, и формировании у участников способности осознавать и создавать рамки этого процесс-анализа. Такая теоретическая подготовка соответствует педагогической модели гештальт-подхода – обучение через открытие. Безусловно ценными являются информация, ориентация и инструктирование, а также чтение литературы в том случае, если они предполагают индивидуальную интеграцию получаемых знаний в терапевтической практике. Необходимым условием обучения гештальт-терапевтов является принятие участниками процесса личной ответственности за собственное обучение.
Несколько слов о пользе личной терапии в формировании личности терапевта. На мой взгляд, личная терапия уменьшает зону неосознаваемой тревоги терапевта, делает его более чувствительным и осознанным, в значительной степени свободным по отношению к своим проблемам, заинтересованным собственной жизнью и компетентным. Если клиент предъявляет тему, болезненную для терапевта, терапевт оказывается несвободным в обращении с этой темой. В этом случае обращение за поддержкой необходимо. Количество непроработанных тем терапевта равно количеству «ловушек», в которые он будет попадаться. Об этом написано так много, что я, пожалуй, скажу еще лишь об одном. Терапевт, который работает технически и избегает появляться сам на границе контакта, это или начинающий терапевт, у которого со временем пройдет страх перед клиентом, или это терапевт, стремящийся казаться кем-то другим, нежели тем, кем он является на самом деле. Личная терапия помогает человеку и терапевту проявиться таким, каков он есть, поддерживая это право как важнейший ресурс доверия и свободы в межличностном контакте. Я видела достаточно юных терапевтов, презрительно отвергающих свой возраст и стремящихся казаться опытными и зрелыми. Видела и обратную картину. Я убеждена в том, что признание реальности бытия человека, как терапевта, так и клиента, означает уважение к нему.
И, наконец, собственно о супервизии. Честно говоря, я намеревалась писать эту статью именно и исключительно о супервизии.
Супервизия – профессиональная помощь терапевту по поводу его профессиональных проблем.
Супер- видение — это взгляд,. предлагающий терапевту вновь увидеть процесс, в который он вовлечен, это отнюдь не навязанный ему взгляд супервизора. Это процесс поддержки терапевта в человеке, поддержка профессиональной позиции терапевта.
Супервизия – это процесс, побуждающий к более глубокому пониманию человеческих переживаний и терапевтических возможностей.
Супервизия призвана помочь терапевту заинтересоваться своей собственной практикой, своими взглядами на теорию, позаботиться о своем состоянии в терапии, развить любопытство к поиску в отличие от следования «хорошим инструкциям», почувствовать свой индивидуальный стиль и доверие к собственному видению.
В данной статье я не задаюсь целью систематического описания супервизии. Этому вопросу должна быть посвящена отдельная методологическая статья с подробным изложением подходов к супервизии в различных психотерапевтических школах, обозначением фокусов супервизии и супервизорских ролей, разновидностей и уровней супервизии, основных моделей и принципов обучения супервидению в контексте теоретических и клинических перспектив гештальт-терапии. Такая статья относится скорее к проблеме формирования личности супервизора и отражает содержание программы подготовки супервизоров и преподавателей гештальт-терапии. Частично мои взгляды на супервизию и исследования профессионального самосознания терапевтов опубликованы раньше (Калитеевская, 1996). В настоящее время вышло много книг по супервизии. Предпринимаются многочисленные попытки ввести формализованные процедуры в процесс супервизии, однако большинством практикующих терапевтов, не связанных жестко с отчетностью, супервизия воспринимается скорее как вид искусства. Велик и инструментальный арсенал супервизии. Э.Уильямс пишет: «Всем всегда хочется техник, которые можно было бы просто брать и использовать; однако в итоге каждый должен найти для себя «наилучшую практику»,- читая литературу, набираясь опыта, внимательно наблюдая за происходящим и осознавая контекст….список рецептов …сделает вашу работу отнюдь не глубокой, а ужасающе грубой и некомпетентной.» (2001, с.129). На мой взгляд, супервидение – это создание пространства возможностей исследования терапевтической практики, структурирование же этого пространства определяется реальными запросами терапевтов в значительно большей степени, чем представлениями супервизора о том, как должно его структурировать. Это не очень удобно, но это жизнь, предполагающая, что супервизор (так же как и ведущий программу преподаватель) с необходимостью сам развивает творческое приспособление в индивидуальном и групповом процессе.
В этой статье я ставлю акцент на том, как супервизия помогает процессу становления терапевта. Иными словами, как терапевт может использовать супервизора или возможности супервизорской группы для своего развития?
Супервизия помогает терапевту развить профессиональную рефлексию своей практики, получить компетентную информационную поддержку и осознать ресурсы своего индивидуального стиля. Незавершенная фигура терапии проецируется в ситуацию супервизии. За счет рассмотрения и анализа параллельных процессов в терапевтической и в супервизорской ситуации терапевт получает возможность разблокировать осознавание собственных трудностей и обратиться с ними к личному терапевту. Супервизия отличается от терапии терапевта, поскольку направлена на работу с профессиональными затруднениями, а не с личными проблемами терапевта. Супервизия отличается и от процесс-анализа, т.к. осуществляется по запросу терапевта и лично для него в зоне его терапевтического волнения. С этим можно спорить, однако сколько и что именно терапевт получает от супервизора, определяет не супервизор, а терапевт. Процесс-анализ – это в большей степени «разбор полетов», абсолютно необходимая часть образования терапевта, описывающая self–процесс, построение и разрушение гештальта.
Отвлекаясь от многочисленных теорий (которые обязательно следует внимательно изучить хотя бы для того, чтобы знать, от чего именно отвлекаться), мне хочется предложить рабочее описание процесса супервизии, не претендуя на его исключительность и осознавая краткость изложения. Я много лет использую эту схему в своей практике и, как мне кажется, она работает.
- Прежде всего стоит выяснить состояние терапевта перед супервизией (особенно это касается очной супервизии)
- Отметить позитивные стороны работы, выяснить у терапевта что, по его мнению, ему удалось
- Расспросить терапевта о зоне его волнения, интереса или озабоченности, тревоги
- Поддержать ценность профессиональной рефлексии терапевта, проявить интерес к тому, как сам терапевт видит свою работу, проясняя его субъективное видение
- Определить запрос к супервизору (или помочь сформулировать запрос)
- Осуществить совместное исследование в рамках запроса (поиск, эксперимент, обращение к ресурсам, при необходимости, прояснение параллельных процессов в терапии и в супервизии, адекватная конфронтация, информирование, обратная связь, впечатления супервизора и т.д.)
- Поддержать самостоятельную интеграцию терапевтом опыта супервизии (прояснить состояние после супервизии и первичную интеграцию, поскольку размышления терапевта могут продолжаться далеко за пределами супервизорской сессии)
- Не стремиться дать терапевту больше, чем он готов взять в данный момент
Эта последовательность действий, на мой взгляд , может быть представлена в виде цикла-контакта, где вначале мы обнаруживаем терапевта, затем находим его возбуждение или тревогу, проясняем контекст, поддерживаем исследование терапевта и оставляем пространство для интеграции. Для каждого терапевта эта работа строится индивидуально и лишь приблизительно может быть сведена к указанным пунктам.
В работе супервизорской группы (как, впрочем, и в индивидуальной супервизии) терапевт может получить необходимую информацию о возможностях и видах супервизии, теоретическое обоснование терапевтических интервенций, дидактическую поддержку, «разыграть» своего трудного клиента для расширения диапазона терапевтических возможностей работы и катартического отреагирования и т.д. Возможностей масса.
Группа может дать терапевту возможность исследовать свои трансферентные характеристики, т.е. некоторый спектр фантазий, которые возбуждает данный терапевт. Я имею в виду групповую игру в «Если бы ты был моим психотерапевтом, то …». В трансферентных характеристиках неизбежно отражен личный жизненный опыт терапевта, история его индивидуального знакомства с миром людей и человеческих отношений, корнями уходящая в детство, а также стиль его самопрезентации. Это увлекательное исследование способствует осознаванию терапевтами своих сильных и слабых сторон в межличностном поле, а также создать большую устойчивость терапевта в работе с переносами клиентов и их ожиданиями. Это не психодиагностическая процедура, а испытание реальностью. Мы реагируем не на то, что нам говорят, а на то, что мы слышим. Любой контакт состоит как из материала клиента, так и из материала терапевта. Супервизоры также обладают трансферентными характеристиками. Размышления терапевта: чем меня может поддержать именно этот супервизор? Например, по факту – супервизор старается поддержать терапевта в его субъективном видении, а терапевт, зачастую, может ощущать себя брошенным. И только критика со стороны супервизора успокаивает. Или супервизор злится, открыто конфронтирует, а терапевт замечает эмоциональную вовлеченность супервизора и воспринимает это как поддержку. Терапевты часто не слышат, что говорит супервизор, ссылаясь на слова, которых он никогда не произносил. Ожидания нередко одерживают победу над реальностью…Кто здесь прав? И в этом ли дело? Есть о чем задуматься. Супервизорский контакт ведь также состоит из материала личности терапевта и из материала личности супервизора.
Прошло много лет. А мне по-прежнему хочется закончить свою статью теми же словами, что и в 1996 году: — И немного грустно, кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? И где нам найти силы продолжить путь?
Литература:
Калитеевская Е. Супервидение. О профессиональном самосознании гештальт-терапевта // Гештальт 96. М.: МГИ, 1996, С.63-71.
Калитеевская Е. Ресурсы творческого несовершенства // Гештальт-97. М.: МГИ, 1998, с.41-49.
Уильямс Э. Вы – супервизор. М.: Класс, 2001.
Якобс Д., Девис П., Мейер Д. Супервизорство. СПб.: Б.С.К., 1997.
May R. Freedom and destiny. N.Y.: Norton, 1981.
Практика
Работа с травмой
Гештальт-терапия невероятно эффективно зарекомендовала себя в лечении психических травм независимо от их происхождения. Шоковые, сексуальные, эмоциональные — при правильном подходе квалифицированный специалист устранит все последствия. Правда, это будет долгий и нелёгкий процесс, но в итоге он себя оправдает на все 100%.
В гештальт-терапии под психотравмирующей ситуацией подразумевается прерывание контакта, которое было подробно расписано выше. Поэтому единственным способом избавления от неё считается завершение полного цикла, то есть удовлетворение первоначальной потребности.
Пример работы с травмой:
- Преконтакт: реализация материнского инстинкта у женщины — базовая потребность, заложенная природой.
- Контактирование: попытки зачать ребёнка.
На этом цикл заканчивается, потому что попытки заканчиваются неудачей, и женщина получает эмоциональную травму. Ей кажется, что жизнь потеряла смысл. Рушатся отношения с мужем, идёт дисбаланс в гормональной и эмоциональной сферах.
Задача терапевта — подтолкнуть её к тому, чтобы закончить цикл и перейти на следующую фазу через другое решение задачи. Он должен вывести её на альтернативные методы зачатия (ЭКО или суррогатное материнство). Возможно, она готова рассмотреть другого мужчину в качестве отца для своего ребёнка. Ещё один путь — взять малыша из детского дома. В процессе сеансов женщина сама находит вариант завершения цикла и закрывает свой гештальт.
Упражнения
Работать с гештальт-терапией самостоятельно достаточно трудно. Если всё-таки хочется попробовать, можно почитать книгу Старака Я., Кей Т. и Олдхейма Дж. «Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым» и освоить некоторые предложенные ими упражнения. Их всего 6, каждое выполняется последовательно, раз в день. Воскресение — выходной.
- Разделение своего окружения на вредных и полезных людей.
- Найди пользу во вредных отношениях.
- Увидеть их ценность для собственной жизни.
- Оценить и детально представить, что будет после разрыва этих вредных отношений.
- Детально раскритиковать человека, который отравляет жизнь.
- Придумать для него наказание, представить его до мельчайших подробностей.
Гештальт-терапия — уникальное, интересное, не похожее на остальные направление в психологии и психотерапии. Её эффективность во многом обусловлена профессионализмом специалиста, который проводит сеансы. Поэтому, решаясь воспользоваться её помощью, тщательнее ищите того, кто будет работать с вашим гештальтом.
Вам также может быть интересно:
Отзывы пациентов
Об эффективности метода свидетельствуют отзывы клиентов, прошедших гештальт-терапию. Вот некоторые из них.
Анастасия, 28 лет
«Поняла, что при терапии важно трудиться самой. Нельзя ожидать от психолога, что он решит все мои проблемы. Откинуться в кресле и наслаждаться покоем не получилось, было очень страшно и больно, не физически, разумеется. Приходится выскребать изнутри все гадости и слезы, которые там накопились.
Постепенно появляются ответы, которые раньше не могла найти, что-то перестает волновать совсем, мучения, наверное, прекратятся. Хорошо, что научилась закрывать гештальты сама, поняла, что нужно делать».
Игорь, 37 лет
«Наступило какое-то озарение, понял, что в течение последних лет, просто забивал на себя и свою жизнь, катился по накатанной. Оказалось, что за себя нужно бороться, кто бы раньше подсказал как.
Столько лет прожил чужими ожиданиями в надежде на признание и похвалу. Кто сам, чего хочу, давно забыл. Собственные эмоции давно заглохли, никакого чувственного опыта поэтому и не было.
Оказалось, мужчина имеет право на эмоции, и вообще только они могут привести к тому, чтобы понять свои потребности желания. Вот так. Это пипец, как я жил, ни о чем.
Труд большой, конечно, психолог только направляет, думать надо много, зато когда приходит осознание, понимаешь что тебе делать дальше. А жить в текущем моменте, это вообще круто!».
Отзывы людей разного возраста и пола, но общее у них одно: гештальт терапия – это труд двоих людей (клиента и врача), а ее результат – путь к себе истинному.
Кто основатель?
Основоположником и основателем гештальт терапии является Фредерик Перлз. Именно он сформулировал самые основные ключевые идеи всего направления, которые впоследствии развивал со своими коллегами и соратниками – Лаурой Перлз, Полом Гудманом и прочими. Не стоит думать, что этот вид терапии так и остается неизменным – она динамично развивается по сей день.
Фредерик Перлз
Психотерапия основана на базисных понятиях об устройстве человеческой психики, о возникновении психологических проблем, путях их решения и на понятиях об организме. Стоит также отметить, что под проблемой подразумевается любое состояние, приносящее дискомфорт человеку.
Фредерик Перлз
В данном виде терапии человек рассматривается как организм, обладающий способностью к саморегуляции, при помощи эмоций и чувств. Именно благодаря этим аспектам человек может удовлетворять собственные потребности должным образом. При этом речь идет не о базовых потребностях вроде сна, еды и отдыха. В конкретном случае ключевую роль играет удовлетворение психических, эмоциональных потребностей – без этого, конечно, можно жить и организм не умрет, но удовольствие от происходящего будет в разы меньше.
Лаура Перлз, фото 1988 года
Не случайно психологи сходятся во мнении, что все проблемы человека идут из детства. Несмотря на многообразие подходов к определению этих самых детских психотравм, результат все равно один – во взрослой жизни это представляет трудность.
Особенно это заметно когда начинают разбираться разнообразные гештальты – вне зависимости от ситуации, являющейся им, терапевт видит, какие именно проблемы в удовлетворении собственных потребностей через эмоции и состояния имеются. Но что же именно может вызывать эти проблемы?
На самом деле ситуаций и примеров масса. Это некорректные определения, даваемые родителями еще в детстве. Как не печально это признавать, но зачастую современные родители допускают еще больше ошибок, чем раньше, благодаря массовому интересу к психологии. Проблема в том, что далеко не каждый человек, прочитавший специализированную литературу, способен грамотно применять описанные методики на практике.
Простой пример, который можно встретить где угодно – обращенное к ребенку «Ты же не хочешь, чтобы мама расстраивалась?». Или, пример, с которым хоть раз, но сталкивался любой из читателей: ребенок играет, бегает, прыгает, и тут кто-то из его родителей подзывает этого ребенка к себе и начинает его укутывать – шапка/шарф/перчатки/капюшон – не имеет значения.
Ребенок отбрыкивается, говорит, что он не хочет, что ему жарко, или просто выражает недовольство, но ему в категоричной форме говорят «Тебе холодно, не спорь. А то простудишься, заболеешь и….». Безусловно, родителей понять можно – они желают добра и переживают за ребенка. Но описанные формулировки, когда подрастающему человечку с неустоявшимися взглядами, пониманием и ощущением прививают определенные установки, которые противоречат его внутреннему состоянию – есть те самые зерна проблем, которые разрастутся к более зрелому возрасту.
Конечно, ребенок еще не в состоянии здраво оценивать многие вещи, так как у него просто еще нет должного жизненного опыта, но с возрастом понимание происходящих процессов появляется, а вот способности правильно реагировать на происходящее не добавляется. В конечном итоге это выливается в разнообразные трудности в общении и в обществе.
Итак, любые подавления чувств и эмоций в детстве, их изначально неверное определение, подмена понятий – все это с большой вероятностью в более старшем возрасте перерастет в незакрытый гештальт.
Почему для себя вы выбрали именно этот метод?
Сначала я увлекался математикой и физикой,а когда пришел в психологию,меня заворожила математическая простота гештальт-метода и человечность отношений терапевта и клиента. Гештальттерапия незаметна,ее не всегда можно отличить от обычного межличностного контакта. Она не требует заумности — наоборот,всячески иронизирует над чрезмерным наукообразием и теоретизированием.
Он настолько разнообразен и многолик,что проблема выбора для того,кто заинтересован в получении психологической помощи,скорее,состоит в опознании«своего» терапевта. Критерии и средства поиска просты: прислушиваться к интуиции,доверять терапевту как человеку(не бояться,что он может осознанно обмануть или утаить правду), чувствовать заинтересованность,доброжелательность и уверенность терапевта,не ощущать опасности давления,дискомфорта от его манеры общения и основных«инструментов контакта»(диалог,игровые,рисуночные,телесные или другие техники).
Частые проблемы и гештальты
Каждому хотелось бы быть уникальным, чтобы вот прямо «таких как я – больше нет». Психология наука жестокая, которая подводит абсолютно всех под общую статистику. Хоть это и может показаться обидным, но зато подобное положение дел до определенной степени облегчает жизнь и работу как психологам, терапевтам, так и их пациентам.
Очень часто в гештальт терапии можно встретить такую ситуацию как «синдром предвосхищения» когда человек не способен проживать текущий момент, а постоянно думает о том, что будет дальше. Терапевт в этом случае должен вернуть человека из другого времени и научить жить с полным осознанием текущего момента.
Вообще многие гештальты возникают у людей, обладающих живым умом и богатой фантазией. Дело даже не в том, что они это все придумывают, нет просто, эта самая развитая фантазия позволяет сгущать краски, делая их яркими и насыщенными, словно настоящими. Поэтому любые надежды, мечты, страхи, связанные с прошлым или будущим привлекают гораздо больше внимания за счет этой яркости, уводя человека все дальше от реальности.
Точно также существование проекций и интроекций способно сильно ухудшить человеку жизнь. В чем они заключаются? В случае с проекциями, человек постоянно, неосознанно (или осознанно) проецирует на окружающих собственные мысли, догадки, поведение, то есть гештальт. Он оценивает действительность и окружающих людей именно на основании собственных проекций на них. То есть, по факту, он оценивает лишь их образ, самостоятельно придуманный, взаимодействуя с ним же.
Интроекция не намного лучше. Она тянется из далекого детства, когда родители внушили маленькому ребенку какую-то свою мысль или идею. Причем зачастую она является сама по себе конфликтной и/или травмирующей для родителей. И вот ребенок вырастает с этой интроекцией, помнит о ней, несет сквозь года, холя и лелея.
Что бы вы пожелали нашим читателям как гештальттерапевт?
Психолог,специализирующийся в гештальт-методе,умеет многое. Например,просто выслушать человека,обратившегося за помощью. Доброжелательно и с интересом расспрашивать клиента о подробностях его жизни,внутренних переживаниях. Внимательно наблюдать за тем,как проявляет себя собеседник в процессе взаимоотношений с терапевтом«здесь и сейчас».
С уважением и любовью относиться к себе,к собственным устремлениям,интересам,но и с не меньшим уважением — к людям,среди которых живете,и особенно — с которыми тесно связаны. Не жалейте времени и усилий на поиски баланса между независимым выражением своего Я и развитием отношений с партнерами,семьей,окружающим миром.
Работа терапевта
Как вообще строится работа гештальт-терапевта и его пациента?
В подавляющем большинстве терапевты работают индивидуально. Каждый прием занимает от 40 до 60 минут – это то время, когда никто и ничто не сможет помешать, отвлечь, потребовать своего внимания – именно поэтому перед началом сеанса отключается вся техника, а время сеанса неприкосновенно. Это обусловлено тем, что между терапевтом и пациентом создается особая доверительная атмосфера, а беседа идет именно в рамках этого доверия. Что угодно может нарушить и разрушить эту атмосферу.
В чем особенность общения с гештальт-терапевтом от общения со специалистами других направлений? В том, что терапевт принимает активное участие в общении, может противоречить или соглашаться, может высказывать свою точку зрения, а может отнестись с пониманием… И нет, если вы думаете, что в этом нет ничего сложного, можно не тратиться на специалиста, а поговорить с любым хорошим другом, то вы ошибаетесь.
Терапевт данного профиля сначала учится 4-6 лет, чтобы стать гештальт специалистом, а затем совершенствуются и учатся чему-то новому всю оставшуюся жизнь. Это все происходит для того, чтобы было возможно вести беседу в правильном русле, раскрывающем как саму проблему, так и позволяющую найти в режиме реального времени пути ее решения.
Конечно, любые найденные трудности проговариваются, объясняются, подбираются возможные пути разрешения. Терапевтическая беседа в этом случае является как моделированием обычного повседневного общения. Большой плюс заключается в том, что терапевт, будучи человеком посторонним и не заинтересованным в каких-то аспектах, способен высказать мнение, которое, возможно, ближайшее окружение пациента по каким-то причинам скрывает.
Это еще один интересный момент – возможно, человек чувствует наличие своей проблемы, или его окружение видит эту проблему, но ввиду определённых условий, традиций, сложившихся в обществе, положения – сторонние наблюдатели молчат или утверждают, что проблемы не существует. Это особенно заметно там, где имеются жесткие традиции, или высокие чины и положения. Порой именно терапевт по сути является первым человеком, указывающим на проблему и ее яркие проявления, которые умалчивают все окружающие.