Память в психологии – это способность человеческого мозга запоминать, хранить, воссоздавать собственный опыт. Благодаря процессу запоминания человек может говорить, учиться, читать, совершать поступки: он живет. Отсутствие памяти превратило бы человека в растение.
Память конструирует человеческую психику. Она укореняет в пространстве и времени, выстраивает индивидуальную историю: мы можем посмотреть в прошлое и перекинуть мост в будущее.
Процесс запоминания постоянно меняется. С возрастом способность запоминать ухудшается, ее важно поддерживать.
Определение
Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение
Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память
Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».
Эмоциональный и образный виды памяти
Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.
Образы могут быть зрительными, обонятельными и даже вкусовыми. Эмоциональные образы лучше всего запоминаются актерами и поэтами. Именно для этих людей эмоциональная память является всегда ведущей. И так же, как в любой другой профессии, образами нужно уметь управлять.
Как работает?
В качестве примера можно привести собаку, которая попала под машину. После травмирующей ситуации она больше никогда не появится рядом с дорогой
То же самое происходит и с людьми, только в отличие от животных такой страх может привести не только к повышенной бдительности и осторожности, но даже к затворничеству. Если человек в детстве часто переживал отрицательные эмоции, а в частности – страх, то в будущем, вероятнее всего, он станет боязливым и недоверчивым индивидуумом
Получается, что состояние эмоциональной памяти сродни индикатору нашей способности не только к самосохранению, но и к сочувствию, и к состраданию — эмпатии. Хотя негативные эмоции могут и не нести за собой устрашающих последствий. Например, человек в детстве подавился утиной косточкой, родители так испугались, что отвезли мальчика в больницу. Все обошлось, но теперь уже взрослый человек на дух не переносит ни утятину, ни гусятину.
Последствия могут быть и более существенными. Так, люди, пережившие в детстве насилие или буллинг, нередко ограничивают свои коммуникации, не могут реализоваться в жизни, не могут испытывать чувство сострадания, участия к бедам других.
Эмоции
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
Если говорить биологическим языком, то эмоции отражают соответствие какой-либо актуальной потребности и возможности её выполнения.
Потребности:
- Витальные – физиологические (сон, пища) (см. Рис. 1)
Рис. 1
- Социальные (карьера, навыки) (см. Рис. 2)
Рис. 2
- Творческие (музицирование, рисование)
Рис. 3
При невозможности достижения потребности возникают отрицательные эмоции, при достижении – положительные.
Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови специальных биологических веществ (адреналин – «гормон страха») (см. Рис. 4).
Рис. 4
- Поговорки про эмоции:
- От ужаса волосы встали дыбом
- От страха ударило в пот
- По спине побежали мурашки
- От радости сердце защемило
Появление эмоциональных реакций связано с работой коры больших полушарий и с работой промежуточного мозга (см. Рис. 5).
Рис. 5
Кроме физиологических проявлений, эмоции очень ярко выражаются в мимике и жестах человека. Мимика и жесты передают особый смысл, настроение человека и позволяют лучше понять его эмоциональное состояние.
Самообладание – умение владеть собой. Приобретается человеком в процессе его воспитания. И между прочим, все высококультурные люди умеют владеть своими эмоциями, что необходимо и нам, если хотим таковыми быть.
Компоненты успеха
Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект. Условия развития идеальной памяти следующие:
Условия развития идеальной памяти следующие:
Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода. Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить. Полноценный сон. Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. Богатая белком и легко усвояемая пища – необходимое условие для плодотворных умственных усилий
При этом важно соблюдать равновесие между голодом и слишком переполненным желудком.
Как видим, методы развития памяти разнообразны, но все они подразумевают активное задействование мышления, причем результат можно получить при условии многократного повторения тренировочных упражнений и соблюдения правил здорового образа жизни.
Отзывы и комментарии
Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Когнитивная сфера личности
- Упражнения для развития памяти у дошкольников
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Как тренировать память
- Непроизвольное запоминание: почему ненужная информация запоминается, а нужная вылетает из головы
- Эффект дезинформации
- Два важных закона памяти
- Теория когнитивной нагрузки
- Виды памяти и их особенности
- Основные идеи Константина Станиславского
Ключевые слова:1Мнемотехники
Характеристика
Эмоциональная память помогает сохранять в сознании человека все то, что он испытал в определенной ситуации. Впоследствии эта информация становится сигналом к тому, чтобы снова повторить пройденное, если эмоции, испытанные от этого действия в прошлом, были положительными или остановит нас от совершения того или иного действия или поступка, если делая то же самое раньше, мы испытали негатив.
Павел Петрович Болонский – выдающийся педагог и философ прошлого века, изучая психологию, пришел к выводу, что человек гораздо ярче воспринимает события, которые происходят здесь и сейчас. Но все-таки, попав в похожую со случившейся ранее ситуацию, он тут же получает сигнал из прошлого, который заставляет его остановиться или, наоборот, продолжить делать начатое по примерам прошлого. При этом особенно отчетливо мозг архивирует такие чувства, как удивление, страдание, страх. Причем это касается не только людей, но и животных.
Восприятие и внимание
Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.
Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.
Внимание — это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание — это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.
Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным — человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.
Развитие эмоциональной памяти у ребенка
Эмоциональную память следует развивать с раннего детства. В детском возрасте можно сформировать позитивное отношение к окружающим, определенный интеллектуальный потенциал и уверенность в себе на основе множества позитивных воспоминаний. Вот несколько простых упражнений, которые помогут развить эмоциональную память у ребенка:
1. Для прогулки выберите место, где ребенок еще не был
Во время прогулки обращайте его внимание на окружающее вас пространство (звуки, птиц, насекомых, деревья), при этом комментируя происходящее в позитивном контексте и сопровождая свой рассказ лаской, объятиями, всевозможными приятными сюрпризами. Эти воспоминания помогут в дальнейшем ребенку легче перенести неприятные события в жизни
2. Упражнение “Волшебный мешок”. Суть его заключается в том, что ребенку предлагают вспомнить события, которые вызвали у него неприятные ощущения, страхи, боль. Затем эти эмоции мысленно трансформируют в какой-либо предмет или предметы, складывают их в мешок и плотно завязывают. При этом ребенок образно избавляется от негатива, который у него забрали и положили в мешок.
3. Упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.
Влияние эмоций на память
Из всех познавательных процессов наиболее глубоко, по-видимому, изу- чено влияние эмоций на память. Во-первых, авторов интересовали особен- ности запоминания эмоционально окрашенной информации. Во-вторых, исследовалась связь между эмоциональным состоянием человека и мне- мическими процессами.
Хорошо известно, что эмоционально окрашенная информация лучше запоминается. На этом наблюдении основана мнемотехника, к которой прибегают некоторые педагоги, чтобы добиться лучшего запоминания уче- никами определенного учебного материала. Достаточно вызвать бурную эмоциональную реакцию (например, заставить класс расхохотаться) и мож- но с уверенностью утверждать, что на следующем уроке каждый из при- сутствовавших в классе будет помнить, о чем шла речь в тот момент.
А.А. Смирнов [Смирнов, 1948] в широко известных экспериментах, по-
Влияние эмоций на память
священных непроизвольному запоминанию, просил испытуемых через 1,5—2 ч после начала рабочего дня рассказать, что с ними происходило, когда они шли утром на работу. Особенно хорошо людям запоминались те события, которые препятствовали или, наоборот, способствовали их ско- рейшему прибытию на работу, что и являлось основной целью их действий в тот момент. Согласно современным представлениям, главным аспектом события, вызывающего эмоциональную реакцию, является его соответ- ствие (или несоответствие) цели индивида. Таким образом, в эксперимен- тах А.А. Смирнова испытуемые непроизвольно запоминали те события, ко- торые были для них эмоционально окрашены.
Как правило, люди хорошо помнят те события своей прошлой жизни, особенно детского периода, которые вызвали у них сильную эмоциональ- ную реакцию. Такие воспоминания бывают очень яркими, и обычно люди уверены в том, что все происходило именно так, как им помнится. Одна- ко степень точности этих воспоминаний и даже их соответствие реально- сти рядом авторов ставится под сомнение. Описаны случаи, когда сохра- нялось яркое воспоминание об определенном событии, якобы произошед- шем в детстве, однако удавалось доказать, что этого события на самом деле не было, а «воспоминание» было сконструировано рассказами взрослых и собственным воображением.
Особенно дискуссионным в последние годы стал вопрос о воспомина- ниях по поводу сексуальных домогательств, перенесенных в детском воз- расте. Такие воспоминания иногда возникают у клиентов в ходе психоте- рапевтических сеансов. Одни авторы считают, что воспоминания об эмо- циональном травматическом опыте были вытеснены из сознания и возвра- тились в него благодаря психотерапевтической работе [Bass, Davis, 1988]. Другие авторы утверждают, что в ряде случаев это ложные воспоминания, невольно сконструированные с помощью внушения самим психотерапев- том, верящим в то, что у клиента такие воспоминания должны быть [Ofshe, Walters, 1994].
Какие характеристики события приводят к его запечатлению в памяти на длительный срок? Для ответа на этот вопрос М. Линтон [Linton, 1982] провела эксперимент на себе. В течение 6 лет она ежедневно записывала на карточки по меньшей мере два значимых для нее события с указанием даты и оценкой степени их эмоциональной окрашенности. В конце каждого месяца она слу- чайным образом выбирала несколько карточек, проверяла, помнит ли, в ка- ком порядке происходили события, и заново оценивала их эмоциональную окрашенность. Линтон пришла к выводу, что те события, которые сохраняют- ся в памяти на долгие годы, должны обладать следующими характеристиками. • Событие должно привлекать внимание и иметь яркую эмоциональную окраску в тот момент, когда оно произошло. Возможно следующее ис- ключение: событие воспринимается как заурядное, а указанные харак- теристики ему приписываются через некоторое время задним числом. Так происходит при знакомстве с человеком, в которого испытуемый влюбляется, но не с первого взгляда, а по прошествии некоторого вре- мени. В этом случае первая встреча, не являвшаяся важным событи-
Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов
ем, переосмысливается, стано- вится эмоционально значимой и может надолго запечатлеться в памяти.
Рис. 12.1. Связь между приятностью события и длительностью его удержания в памяти [Wa- ganaar, 1986). |
• Событие должно привести к ка- ким-то изменениям в жизни че- ловека. За ним следуют новые события или открываются но- вые возможности.
• Событие должно быть относи- тельно уникальным. Воспоми- нание о нем не должно размы- ваться последующим много- кратным повторением анало- гичных событий.
Повторение исследования Лин- тон, проведенное У. Ваганааром [Waganaar, 1986] с применением несколько более изощренной методики, дало сходные результаты: лучше всего удерживаются в памяти события, имеющие яркую эмоциональную окраску и стоящие особняком на жизнен- ном пути испытуемого. Интересны данные относительно степени прият- ности события и его запоминания, представленные на рис. 12.1. В памяти сохраняется больше приятных событий. Однако воспоминания о непри- ятных событиях, хотя их и меньше, остаются в памяти, не угасая, в тече- ние трех лет; наблюдается даже небольшая реминисценция.
Для изложения имеющихся экспериментальных данных относительно связи между эмоциональными состояниями человека и памятью удобно ис- пользовать схему, изображенную на рис. 12.2. На схеме представлены три типа связей, каждый из которых будет проанализирован ниже.
Связь между эмоциональным состоянием человека и эмоциональной окраской запоминаемой информации
Основное предположение в данном случае состоит в том, что эмоциональ- ное состояние влияет на то, какая информация запоминается человеком бо- лее успешно. Это предположение согласуется с изложенными выше данны- ми относительно восприятия и памяти, согласно которым человек прежде всего перерабатывает информацию, связанную с его эмоциональным состо- янием. В серии экспериментов, которые провели Бауэр, Гиллигэн и Мон- тейро [Bower, Gilligan, Monteiro, 1981], было четко продемонстрировано су- ществование такого влияния. Основная гипотеза состояла в том, что при чте- нии текста лучше запоминается та информация, эмоциональная окраска которой соответствует эмоциональному состоянию испытуемого в момент чтения. В упрощенном изложении эксперимент состоял в следующем. Две группы испытуемых по восемь человек в каждой с помощью гипноза вво- дились в определенные эмоциональные состояния: одна группа — в радост-
Влияние эмоций на память
Эмоциональная окраска Эмоциональная окраска
запоминаемой информации воспроизводимой информации
Рис. 12.2.
Типы связей между эмоциональным состоянием человека и эмоциональной окрас- кой запоминаемой информации.
ное, другая — в грустное. Испытуемым давали читать рассказ, состоявший из 121 предложения. Рассказ прочитывался дважды в удобном для испытуе- мых темпе. В тексте описывалось, как два студента вместе проводят свобод- ное время. Один из них, Эндрю, характеризовался как веселый человек, ко- торому все в жизни удается (в учебе, в личных отношениях и т.д.). Другой студент, Джек, описывался как человек грустный, которому в жизни сопут- ствуют постоянные неудачи. 54 предложения, посвященных Эндрю, имели радостное эмоциональное содержание, а 57 предложений, посвященных Джеку— грустное; еще 10 предложений были нейтральными.
■ «Грустные» испытуемые • «Радостные» испытуемые |
о I* |
100 80 60 40 201 О |
II |
Радостные |
Грустные |
Эмоциональная окраска предложении Рис. 12.3. Связь между эмоциональным состо- янием испытуемых и эмоциональной окрас- кой воспроизводимых предложений [Bower, Gilligan, Monteiro, 1981]. |
По прочтении рассказа испытуемые выводились из состояния гипноза и через 24 ч письменно воспроизводили рассказ. Испытуемые из обеих групп воспроизводили примерно одинаковое количество предложений из расска- за. Однако испытуемые, находившиеся во время чтения в грустном состоя- нии, воспроизводили предложений с грустным содержанием (т.е. посвящен- ных Джеку) значительно больше, чем предложений с радостным содержани- ем (посвященных Эндрю). У испытуемых из «радостной» группы наблюдалась противоположная картина — они воспроизводили больше предложений с ра- достным содержанием. Результаты эксперимента представлены на рис. 12.3. Одно из возможных объяснений полученного эффекта состоит в том, что эмоциональное состояние испытуемых способствовало возникновению идентификации с одним из персонажей — с Эндрю в случае радостного со- стояния и с Джеком в случае груст- ного состояния. Поэтому испытуе- мые запоминали больше предложе- ний, описывающих персонаж, с ко- торым они себя идентифицировали. В дополнительно проведенных экс- периментах авторам удалось проде- монстрировать неправомерность та- кого объяснения полученных резуль- татов. Таким образом, было показа- но, что существует связь между эмо- циональной окраской информации и эмоциональным состоянием испы- туемого в момент запоминания.
Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов
Связь между эмоциональным состоянием человека и эмоциональной окраской воспроизводимой информации
Рис. 12.4. Связь между эмоциональным состо- янием испытуемых и воспоминаниями об эмоционально окрашенных событиях детства | Bower, I981). |
Довольно много экспериментальных данных свидетельствует о том, что люди легче вспоминают информа- цию, соответствующую по эмоцио- нальной окраске их эмоциональному состоянию в момент воспроизведе- ния. В одном из экспериментов Гор- дон Бауэр [Bower, I98I] попросил 14 испытуемых записать несколько приятных и неприятных событий, произошедших с ними за последнее время, и оценить интенсивность эмоциональной окраски каждого из них по 10-балльной шкале. Через неделю испытуемым было предло- жено вспомнить эти события. С помощью гипноза семь испытуемых были введены в радостное состояние, а другие семь — в грустное. У «радостных» испытуемых процент приятных событий (по отношению к общему коли- честву приятных событий, записанных неделей ранее) был выше, чем про- цент неприятных событий. У «грустных» испытуемых, наоборот, был выше процент неприятных событий. При этом испытуемые чаще вспоминали приятные и неприятные события, получившие высокие оценки по шкале интенсивности.
В ходе другого эксперимента Бауэр [Bower, 198I] просил испытуемых в течение 10 минут вспоминать события, произошедшие в их жизни до 15- летнего возраста и описывать каждое из них 1-2 предложениями. На сле- дующий день испытуемые классифицировали эти события как приятные, неприятные или нейтральные. Еще через сутки испытуемых с помощью гипноза вводили в радостное или грустное состояние и просили вспомнить события, с которыми они работали накануне. Полученные результаты представлены на рис. 12.4. Данные этого эксперимента, как и предыдуще- го, показали, что в радостном состоянии испытуемые вспоминают боль- ше приятных событий, в грустном — больше неприятных.
Влияние связи между эмоциональным состоянием человека в момент запоминания и в момент воспроизведения на успешность воспроизведения информации
В некоторых работах 1960—70-х годов изучалось влияние на мнемические процессы особых психофизиологических состояний, возникающих под
воздействием алкоголя, марихуаны или амфетаминов [Martins, 1985]. Вы- яснилось, что если испытуемые находятся в одинаковом психофизиологи- ческом состоянии в момент запоминания и в момент воспроизведения, то им удается воспроизвести больше материала. Однако в экспериментах Айка
В чем заключается развитие эмоциональной памяти и интеллекта у взрослых?
Взрослые должны учиться:
- Осознаванию собственных эмоций, умению назвать их. Четыре основных типа эмоций:
- радость;
- страх;
- гнев.
- Учиться контролировать свое поведение, наблюдать за собой, слушать себя, понять свою реакцию на сложную ситуацию, трудного человека.
- Учиться эмпатии – пониманию психологического состояния другого человека: члена семьи, друга, коллеги. Учитесь видеть, как они реагируют на ваши слова, поведение.
- Научиться выражать эмоции.
Иногда трудно признаться себе в собственных чувствах. Однако факт озвучивания проблемы помогает контролировать ее, а не просто страдать. Ваш пример побудит другого человека сделать также. Так выстраиваются спокойные, доверительные межличностные отношения.
Аффективная память, эмоциональный интеллект – это источники творческой энергии, открывающие нам мир музыки, живописи, театра.
Функции ЭП
Развитие данной разновидности памяти требуется всем, поскольку человек без эмоций не будет интересным во время беседы. Помимо этого, у таких людей отсутствует сопереживание, сострадание. Исходя из этого, возможно выделить следующие функции:
- формирование разносторонней личности;
- образование эмоционального интеллекта;
- улучшение ориентирования в обществе;
- стимулирование творческого начала.
Эмоциональная память позволяет человеку чувствовать себя более уверенно и поднять самооценку в глазах других.
Развитие эмоциональной памяти у взрослых
Взрослым тоже имеет смысл развивать эмоциональную составляющую своей личности. Это однозначно будет полезно как для профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Вот несколько проверенных приемов развития эмоциональной памяти у взрослых:
1. Возьмите себе за правило вести дневник. Это очень хороший способ развить эмоциональную память. Ведите его регулярно. В дневник записывайте свои чувства, эмоции, мысли. Перечитывая его по прошествии определенного времени, Вы можете ощутить свои чувства вновь, проанализировать их и свои действия.
2. Занимайтесь медитацией. Для выполнения приема Вам необходимо мысленно перенестись в определенный момент прошлого, когда Вы пережили сильные эмоции, и попытаться заново прочувствовать их. Например, вспомните свое первое свидание.
3. Погружайтесь в пережитые Вами ранее ощущения. Для этого устройтесь поудобнее на кресле или диване, закройте глаза и представьте процесс, который вызывает приятные ощущения. Например, представьте, как Вы лакомитесь любимым блюдом, при этом старайтесь прочувствовать его вкус и аромат.
4. Анализируйте чувства, возникающие в Вашем подсознании
Сконцентрируйте внимание на различных, даже незначительных событиях, и пытайтесь понять, что Вы чувствуете, когда они происходят, и почему. В процессе анализа пытайтесь разделить чувства и эмоции
5. Библиотерапия. Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги. Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.
Успехов Вам в познании себя и саморазвитии. Мы стремимся, чтобы онлайн тренажеры Битрейники способствовали развитию Вашей памяти.
Фото: hydra arts
Для детей и взрослых
Аффективную память полезно развивать с детства, формируя у ребенка позитивные воспоминания и повышая интеллектуальный потенциал, в том числе эмоциональный интеллект. Но и во взрослом возрасте не все потеряно: можно практиковать определенные упражнения. Они помогут повысить продуктивность в делах, наладить отношения с близкими и стать успешнее в карьере.
Детям:
Изучение окружающего мира во время прогулки. Помогая ребенку знакомиться с внешним миром, рассказывайте интересные факты, вовлекайте его в игру, сопровождая ее проявлением заботы, прикосновениями, лаской. Борьба с неприятными воспоминаниями. Каждый ребенок сталкивался с негативными ситуациями. Кто-то обсуждает их с родителями, а кто-то старается закопать как можно глубже, что может в неожиданный момент нанести сильную психологическую травму. Обсуждайте с ребенком его тревоги, страхи, боль и превратите это в своеобразное упражнение. Присвойте каждой негативной ситуации образ предмета и мысленно убирайте этот предмет в коробку. Это помогает освободиться от негатива, так он не будет воздействовать на подсознание ребенка изнутри. «У меня все хорошо». Это групповое упражнение, которое можно делать всей семьей, оно пойдет на пользу каждому. Возьмите мяч и бросайте его друг другу по очереди. Каждый поймавший должен рассказать ситуацию, когда он был счастлив, или в какой сфере у него все хорошо
Важно быть искренним с самим собой.
Взрослым:
- Ведите дневник. У нас очень много дел и забот, поэтому детали часто вытесняются из нашей памяти, а уж позитивные — в первую очередь. Регулярно записывайте приятные моменты, которые произошли с вами за день, свои чувства и соображения по этому поводу. Перечитывайте время от времени свой дневник, это поможет не только вернуться в позитивное состояние, но и способствует глубокому самоанализу.
- Медитируйте. Для этого необязательно владеть какими-то специфическими техниками, достаточно найти тихое место, удобно расположиться и погрузиться в собственные воспоминания. Мысленно перенеситесь в ту ситуацию, которая вызывает у вас приятные ощущения, переживите ее снова. При более глубоком погружении в практику медитации вы сможете анализировать свои текущие чувства, эмоции, переживания.
- Читайте позитивную литературу. Хорошо написанная книга не просто показывает какие-либо события, она заставляет нас переживать вместе с героями их чувства и эмоции.
Для более глубокой работы с собственными эмоциями и состояниями, которые они вызывают, мы создали курс на развитие критического мышления. Освоив такой тип мышления, вы сможете четко отслеживать, что и как повлияло на ваши решения. Развивайтесь вместе с Викиум!
Методы развития
Развить эмоциональную память несложно
Важно заниматься этим с раннего детства, формировать у ребенка позитивный взгляд на окружающий мир, ведь так он не только станет добрее, но и сам будет чувствовать себя увереннее. Помните, чем больше у человека хороших воспоминаний, тем удачнее складывается его жизнь
Вот небольшой список советов, которые обязательно помогут вашему малышу в будущем.
Будьте ласковее с ребенком, причем не только тогда, когда есть, за что его похвалить, а постоянно. Даже когда просто гуляете
Обращайте его внимание на красивые вещи, рассказывайте о природе, птицах, животных только в позитивном ключе. Поверьте, если вы каждый раз будете вздрагивать при появлении собаки и говорить, что она страшная, ваш ребенок с высокой вероятностью станет бояться, причем не только дворовых псов, но и других животных.
Чаще радуйте ребенка поцелуями, «обнимашками», делайте хотя бы маленькие приятные подарки
Помните, что плохое запоминается лучше, а значит, помочь заполнить эмоциональную память положительными воспоминаниями нужно не качеством, а количеством.
Если ребенок чем-то расстроен, попробуйте выбросить или стереть это чувство из его памяти. Придумайте, как можно отвлечь его. Пойдите на хитрость. К примеру, заставьте ребенка поверить, что его неудача – это просто ненужная бумажка, которую легко выбросить. При этом обязательно покажите ему эту бумажку, вместе порвите и выкиньте. Кстати, такой фокус работает и со взрослыми.
Еще один похожий способ избавиться от негатива. Переведите свои переживания или переживания ребенка на какой-нибудь ненужный предмет или даже несколько предметов, заверните его или их в ненужный мешок и отнесите в мусорное ведро.
Проведите игру с мячом. Она напоминает известную нам «Съедобное – несъедобное». Участники по кругу бросают друг другу мяч. Тот, кто поймал его, должен рассказать остальным о каком-нибудь событии, которое принесло ему радость. Таким образом, он и сам «очищает» свою эмоциональную память, и других настраивает на положительную волну.
Но если в детстве вы все-таки недополучили позитивных эмоций, то заполняйте свою голову ими самостоятельно. Медитация – способ, проверенный веками. Когда чувствуете, что «мир к вам несправедлив», закройте глаза и вспомните какой-нибудь хороший момент из вашей жизни. Первый поцелуй, к примеру.
Еще один способ медитации: закройте глаза и перенеситесь из серой осени к теплому морю, даже если давно там не были и еще долго не собираетесь. Вспомните или даже придумайте запах и цвет волны, вы сами не заметите, как вскоре почувствуете дуновение морского бриза.
Больше читайте. Погрузившись в чужую историю, будь то история вымышленного персонажа или известной личности, вы непроизвольно забудете о своих заботах и невзгодах.
Физиологическая основа процессов памяти
Физиологические механизмы памяти изучают в физиологии, психологии, биохимии. Говоря про механизмы памяти, речь идет о неких процессах, необходимых для запоминания информации и дальнейшего ее воспроизведения. Информация, которую человек пытается запомнить, проходит определенный процесс, в который включены механизмы головного мозга: в коре больших полушарий нашего мозга остаются следы после процесса возбуждения. Именно они дают возможность возникнуть ассоциативным связям, даже при отсутствии раздражителя.
Эти механизмы являются основой главных процессов памяти в психологии, к числу которых относятся:
- запоминание,
- сохранение,
- воспроизведение
- забывание информации.
Запоминание – процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.
Сохранение – процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.
Воспроизведение – процесс, который совершается в три этапа. На первом этапе совершается узнавание объекта, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом. На втором этапе совершается припоминание – активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала. Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.
Забывание – процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти. Виды памяти человека:
Как образуются произведения искусства? Роль эмоциональной памяти
Люди творческих профессий хорошо оперируют образами. Им необходимо уметьи анализировать и синтезировать образы, приводить анналогии и продуцировать новые идеи. Без постоянного внимания к этим умсвенным процессам; к накопленному эмоциональному опыту образы будут расплывчатыми. Соответственно, актер не сможет достаточно ярко воспроизвести их на сцене.
Важное значение имеет способность к каждому образу подбирать цепь похожих образов. Все великие гении умели держать в память множество таких цепей эмоциональных образов, которые затем воплощали в музыку или рисунок. Этому можно научиться. Еще одна важная характеристика эмоциональной памяти творческого человека — низкий порог чувствительности. Чем ниже порог эмоциональной чувствительности, тем больше информации о мире и других людях творческая личность может воспринимать и воплощать.
Эмоциональная (аффективная) память
Эмоциональная память — осознанные или бессознательные воспоминания, связанные с сильными переживаниями. Они несут на себе сильнейшую эмоциональную окраску: радость, печаль, гнев, восторг. Этот тип памяти возвращает события из прошлого в настоящее, оживляет их. Накапливается личный жизненный опыт.
Поэтому отрицательный опыт прошлого пагубно влияет на настоящее. Особенность эмоционально окрашенной памяти состоит в том, что чувства вспоминаются легче, быстрее, чем связанные с ним события.
Жизнь отмечена сильными переживаниями, грустными, даже трагическими происшествиями, но и лучами счастья тоже. Все, что человек проживает и запоминает, формирует его личность.
Эмоциональная (или аффективная) память связывает настоящее с прошлым и будущим, выстраивает представление человека о себе и окружающем мире. Этот аспект человеческого подсознания — ключ к становлению социализированной личности. Человек принимает важные жизненные решения, опираясь на свое внутреннее состояние.
Без запоминания эмоций и чувств человек не может учиться на собственных ошибках.
В течение долгого времени эмоции рассматривались как нечто отрицательное, нечто личное, нечто, что следовало прятать от посторонних. В 90-е годы эмоции стали изучать. Более того, эмоциональный интеллект рассматривается как стержень личностного развития, основа благополучного вхождения в общество.
Жизнь, память и эмоции
Любое воспоминание эмоционально окрашено: радостью, грустью, гордостью или презрением. Эмоционально нейтральные события не фиксируются, не влияют на формирование личности. Эмоции «надзирают» за глубинной сущностью человека.
Это лупа, с помощью которой мы рассматриваем мельчайшие детали событий и запоминаем их.
Каждая женщина помнит, как рождался ее первый ребенок, какого цвета были его первые ползунки и ботиночки. Каждый человек помнит, как он получал свой первый школьный диплом, учителей, директора школы, одноклассников.
Такие события сохраняются в сердце, потому что они часть нашего повседневного существования. Разум опирается на эти картинки, чтобы создать наш образ, видение самого себя. Позитивно окрашенные события остаются в нас навсегда. Это помогает сделать правильный жизненный выбор, способствует личностному росту.
Эмоциональная память в актерском искусстве
Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.
К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.
Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо
Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде
Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?
В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.
Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.
Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».
Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.
Особенности эмоциональной памяти
Эмоциональный вид памяти является своего рода индикатором внутренного состояния человека. Наши эмоции характеризуют то, насколько успешно складываются наши взаимоотношения в личной жизни и обществе.
По мнению выдающегося ученого П. П. Блонского, эмоции, испытываемые человеком во время конкретного события, ярче, чем те, которые он переживает, извлекая из памяти по прошествии времени. Постепенно они ослабевают, смешиваясь с другими эмоциями и рассуждениями. Но стоит человеку попасть в аналогичную ситуацию – и ярко выраженная эмоция моментально извлекается из памяти и может нас подтолкнуть к совершению определенных действий или, наоборот, удержать от них. Особенностью эмоциональной памяти является то, что человек особенно ярко и отчетливо запоминает три чувства: страх, страдание и удивление. При этом существует определенная разница в восприятии этих чувств. Так, удивление запоминается как фактор, который удивил, и само чувство во время припоминания повторно не переживается. Страдание и страх запоминаются в виде чувства.
Какие эмоции запоминаются лучше, положительные или отрицательные? Практика показывает, что лучше запоминается негатив, ведь даже у животных отрицательные эмоции присутствуют в сознании долгие годы, что, кстати, позволяет им сохранять свою популяцию. Кроме того, человеку присуща способность “переносить” полученные эмоции с одного раздражителя на аналогичные. Если, например, человек в детстве сильно отравился грибами, то, повзрослев, он наверняка подсознательно будет бояться употреблять их в пищу. Другой пример: если ребенок в детстве неоднократно переживал сильный страх, то в дальнейшем это может привести к недоверчивости и боязливости. То же самое наблюдается и у животных. Так, например, если собака, которую сбила машина, осталась жива, то всю оставшуюся жизнь она наверняка будет бояться машин.
Виды
Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.
- Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
- Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.
- Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
- Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.
В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:
- Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
- Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
- Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
- Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.