Запоминание информации и способность хранить данные в течение определенного времени – одна из важнейших когнитивных функций. Некоторые болезни провоцируют развитие состояния, когда все забываешь. Ухудшение памяти – одна из распространенных жалоб пациентов, обратившихся к неврологу. Когнитивные расстройства преимущественно развиваются в старости. Однако некоторые заболевания и состояния, к примеру, травмы в зоне черепа, нарушение мозгового кровотока, протекающее в острой форме, хроническая ишемия мозга, сопровождаются подобной симптоматикой у пациентов любого возраста.
Классификация
Существует две равнозначных классификации забывания, каждая составлена по своему признаку.
По первой выделяют явление частичное (это означает, что такое забывание в психологии трактуется неполным или ошибочным воспроизведением ранее запомненного) и полное (абсолютную потерю информации). Считается, что забывается то, что мозг (сознание) фильтрует как незначительное, неважное.
Вторая классификация определяет временное (объясняется торможением нервных связей) и длительное (их угасание) проявление рассматриваемого процесса.
Почему оно возникает?
В общем случае причины забывания делят на две отдельные группы. Первая рассматривает данный процесс как естественный. Это, к примеру, плохо запомненная информация или забытые вечерние мысли, которые человек обдумывал непосредственно перед тем как лечь в постель. Также нам свойственно забывать плохие воспоминания: сон отлично стирает их из памяти. Отсюда и пошла поговорка: «Утро вечера мудренее».
Вторая группа менее масштабна. По существу, это все случаи неприродного забывания: например, следствия психологических проблем. Но и эта причина основана на принципе того, что человек чаще говорит «я забыл» по поводу неприятностей, а не радостных событий.
Процесс забывания
Процесс забывания имеет неравномерный характер. «Не помню» – это утверждение того, что информация не может быть воспроизведена. Но психологам свойственно рассматривать не уже совершенный процесс, а то, каким образом он происходил.
Тенденция забывания такова, что сначала оно идет быстрыми темпами, а затем все медленнее. На примере запоминания чего-либо: в первые 5 дней заучивания данные будут стираться скорее, чем по истечении этого срока. Конечно, стоит учитывать и то, что память у всех разная, и потому такие строгие рамки определяют еще не все.
Механизмы забывания
На вопрос о механизмах забывания существует сразу несколько ответов.
Первый из них не является даже по сути забыванием: человек утверждает: «Я забыл» не потому, что информация стерлась из его сознания, а потому, что она и не была туда помещена. В тот момент, когда данные передавались, они не были услышаны, приняты во внимание, а вследствие и запомнены. Пример: ученик на уроке, который совершенно искренне не помнит о том, что задали в прошлый раз, тогда, когда это говорилось, отвлекался на что-то другое: например, на товарища по парте.
Второй ответ ставит ударение на мимолетных событиях. Это полученная информация, но она в итоге так и не была передана ни в кратко-, ни в долговременную память. Скорей всего, мозг счел ее не столь значительной, и в большей степени так и есть.
Болезнь Альцгеймера: симптомы и признаки
▪️Нелишним будет знание того, как проявляется болезнь Альцгеймера. Хотя чаще всего ей подвержены люди после шестидесяти, стоит внимательно относиться к своему здоровью и более молодым «пенсионерам». Замечено, что мужчины реже страдают от этого синдрома.
▪️ Симптомы болезни Альцгеймера не сразу бросаются в глаза и накапливаются постепенно. Когда окружающие начинают подозревать неладное, недуг уже находится в активной стадии развития. Один из первых симптомов частое состояние, которое французы называют «жамевю». Это значит, что человек внезапно забывает что-то важное или то, что хорошо знал и никак не может вспомнить. Из памяти выпадают дела, которые нужно сделать и простые бытовые манипуляции. Такое может произойти с любым, даже со здоровым человеком, но при с. Альцгеймера явление приобретает систематический и тревожный характер.
Что именно должно вызвать подозрения:
- Систематические проблемы с памятью, рассеянность, потеря предметов ежедневного пользования;
- Повторение фраз и вопросов по несколько раз подряд. На это нужно обратить внимание близкому окружению, и заподозрить раннюю стадию синдрома;
- Агрессия по отношению ко всему новому в жизни, отрицание любых перемен, болезненный консерватизм;
- Неосознанное многократное повторение монологов, слово в слово;
- Потеря ориентации при простых действиях (расчёт в магазине, приготовление пищи, одевание);
- Дезориентация во времени и пространстве. Человек внезапно забывает цель своего визита куда-либо, не помнит адрес, не понимает, где находится;
- Внезапные вспышки агрессии по отношению к близким и чужим людям, эмоциональные перепады, беспочвенное раздражение;
- Утрата интереса к жизни, апатия, безразличие;
- Несвойственные гастрономические предпочтения к ограниченному числу блюд и продуктов;
- Постоянное ощущение голода – человек забывает, что недавно поел и просит кушать снова;
- Человек не может объяснить мотивы и логику своих поступков и действий;
- Утрата концентрации внимания, человек не способен сосредоточиться на чём-то одном, например, выполнить простое арифметическое действие;
- Больной не способен прогнозировать план своих действий даже на ближайшее время;
- Могут быть приступы головокружения, дурноты и головных болей;
- Походка меняется – человек не может высоко поднимать ноги, сгибать их в коленях. Она становится старческой, шаркающей.
Вытеснение
Вытеснение – вид забывания, происходящего исключительно на подсознательном уровне. Оно становится инструментом адаптации, когда человек неосознанно блокирует ужасные воспоминания, которые могут травмировать его. По мнению Фрейда, глубоко в подсознании эта информация остается, и ее можно «вытащить» оттуда при помощи гипноза или выявить в сновидениях.
Амнезия, крайняя степень рассматриваемого вида, определяется как психическое расстройство. Она характеризируется полной или частичной потерей личных воспоминаний. У амнезии есть свои интересные особенности: известно, что хотя человек и не помнит, кто он есть, привычки и умения у него остаются. Это означает, что жертв амнезии не требуется заново учить писать, читать, одеваться, есть и готовить себе пищу.
Формы амнезии
Истеричная амнезия является самой известной из форм данного психического расстройства. Она не вызывается физиологическими или органическими причинами. Зачастую такая амнезия есть часть посттравматического синдрома. Кроме того, она временная, а значит, память человека в скором времени полностью восстанавливаются. Кроме того, при лечении такой амнезии врачи, родные и близкие пострадавшего способствуют ему: назначаются специальные медикаменты, окружающие рассказывают о прошлом, человек привыкает к тому, кто он, постепенно вспоминая это.
Физиологические причины амнезии – это алкоголь и различные психотропные и наркотические вещества, заболевания и травмы, в особенности, повреждения мозга. Такое забывание может быть как временным, так и длительным. Его называют органической амнезией.
Рассеянность и забывчивость в быту – признаки амнезии у людей преклонного возраста. Это детальное воспроизведение прошлого, но крайне пространное ориентирование в настоящем. Такая форма амнезии, которая чаще всего оказывается постоянной, называется глобальной деменциальной. Психологи соотносят ее с законом Рибо, или законом обратного хода памяти. Также актуально название – закон регрессии. Он назван так в честь психолога, который его сформулировал еще в девятнадцатом веке. Закон Рибо характерен для пожилых людей или пациентов с определенными болезнями. Забывание (разрушение воспоминаний) начинается с недавних вещей, все более и более поражая прошлое. Последний этап – забывание привычек, навыков и умений. Этот процесс касается разрушения личности и инстинктивной памяти – самой стойкой ее части.
Если забывание по закону Рибо происходит вследствие болезни, оно поддается лечению, причем в том порядке, в котором наблюдается потеря воспоминаний. Однако если причина – старость, то остается только поддерживать текущее положение вещей (регрессия продвигается в медленном темпе).
Интересно, что, несмотря на то, что СМИ часто освещает случаи амнезии, встречается она далеко не так часто, как можно было бы подумать. В случаях забывания она и вовсе занимает малый процент.
Причины развития
Причины когнитивных нарушений связаны с соматическими, неврологическими, психиатрическими заболеваниями и состояниями, которые включают:
- Нейродегенеративные, в том числе болезни Альцгеймера и Паркинсона.
- Сосудистые патологии, в том числе инсульты ишемического и геморрагического типа, хронические ишемические процессы, протекающие в тканях головного мозга.
- Энцефалопатии дисметаболического генеза.
- Нейроинфекции.
- Интоксикации.
- Демиелинизирующие заболевания.
- Травмы в зоне головы.
- Опухолевые процессы.
- Нарушение ликвородинамики.
- Беременность.
- Депрессивное состояние, неврозы.
Большинство перечисленных заболеваний сопровождается появлением в мозговом веществе многочисленных очагов с измененной морфологической структурой, что приводит к нарушениям функционального характера в работе мозга. Факторы риска: пожилой возраст, атеросклеротическое поражение церебральных сосудов, артериальная гипертензия в анамнезе.
Причины состояния, когда все быстро забываешь, могут быть связаны с эндокринными болезнями, которые называются дисметаболические расстройства и ассоциируются с такими нарушениями, как гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы), печеночная и почечная недостаточность, нехватка витаминов группы B.
Ухудшение памяти происходит при длительном приеме некоторых препаратов. К ним относятся антидепрессанты трициклического типа, нейролептики (подавляют психическую деятельность, устраняют галлюцинации, бред и другие симптомы психоза), антихолинергические препараты (применяются для лечения паркинсонизма и экстрапирамидных расстройств), бензодиазепины (обладают противосудорожным, седативным, снотворным, миорелаксирующим действием).
Болезнь Альцгеймера
Состояние, когда забываешь слова и недавно произошедшие события, называется болезнь Альцгеймера, которая в клинической практике рассматривается, как основная причина развития деменции в пожилом возрасте. Заболевание характеризуется прогрессирующим повреждением и гибелью нейронов. На поздних стадиях течения больной теряет способность к самообслуживанию, наблюдаются необратимые грубые нарушения когнитивных функций и поведения.
Цереброваскулярные патологии
Патологии кровеносной системы, питающей мозг, занимают второе место после нейродегенеративных болезней, среди причин, вызывающих расстройство памяти и развитие деменции. Болезнь, когда человек все забывает, называется нарушением мозгового кровотока, которое может протекать как в хронической, так и в острой форме. Основные причины: атеросклеротическое поражение сосудов, артериальная гипертензия, нарушение нейрогуморальной регуляции тонуса сосудистой стенки. Провоцирующие факторы: сахарный диабет, нарушение липидного обмена в анамнезе.
Рассеянный склероз
Одна из болезней, когда ничего не помнишь, называется рассеянный склероз, в клинической практике рассматривается, как демиелинизирующее заболевание. Это аутоиммунный патологический процесс хронического, прогрессирующего течения, который характеризуется повреждением миелиновой оболочки, покрывающей нервные волокна.
Из-за разрушения миелиновой оболочки, которая защищает нервные волокна от повреждений и улучшает передачу нервных импульсов, происходит многоочаговое поражение нервной системы. Заболевание сопровождается неврологической симптоматикой, в том числе ухудшением памяти и других корковых функций.
Травмы в зоне черепной коробки
Угасание и искажение
Как угасание, так и искажение встречаются куда чаще, чем подавление или вытеснение.
Невостребованные знания рано или поздно начинают угасать: к примеру, человек знает, что какой-то момент уже сохранен в памяти его телефона, а значит держать это в своей памяти уже не столь важно, достаточно только понимать, где эта информация. Навыки и умения почти не подвержены угасанию, в отличие от конкретных данных. Кроме того, известно, что чем раньше получены знания, тем лучше они запоминаются. Пример: выученный в раннем детстве иностранный язык останется в памяти прочнее, чем будь он изучен в подростковом, а то и в зрелом возрасте.
Однако угасание нельзя однозначно считать основной причиной забывания. Ведь часто случается так, что человек без уловок говорит «не помню» о значимых вещах, используемых им не единожды, а в то же время бесполезные мелочи находятся в его сознании постоянно.
Что известно о болезни Альцгеймера?
❗️Альцгеймер — это постепенное самоуничтожение клеток головного мозга, которое сначала протекает не заметно, а затем стремительно. В результате разрушительных процессов (появление нейритических бляшек и нейрофибриллярных образований) развивается деменция – возрастное слабоумие. Хотя болезнь может появиться и в относительно раннем возрасте. Например, при наследственной предрасположенности она может пробудиться и в сорок лет, а также с.Альцгеймера взаимосвязан с синдромом Дауна. В этом случае может заболеть даже ребёнок.
► Синдром Альцгеймера получил своё название благодаря немецкому психиатру Алоису Альцгеймеру. Именно он обратил внимание на характерные симптомы (1907 г.).
► После этого изучением недуга занимались многие врачи, а в отдельную категорию его вывел Эмиль Крепелин.
Интерференция
Искажение, или интерференция, – это смешивание новых событий (данных, знаний, информации) со старыми воспоминаниями. Это приводит к последующему частичному забыванию. Кроме этого, интерференция также мешает запоминанию. Нетрудно заметить, как связаны между собой запоминание и забывание. Даже факторы, влияющие на них, порой аналогичны, связаны или взаимно порождают друг друга. Конкретно в данном рассматриваемом случае важны таких два фактора, как проактивная и ретроактивная интерференция.
Лечение
Болезни, при которых происходит нарушение функции памяти, и все забываешь, лечат с учетом причин возникновения. Лечение в медицинском центре показано при остром течении заболевания с выраженной неврологической симптоматикой или при необходимости оперативного вмешательства, к примеру, с целью удаления опухоли. В терапии когнитивных нарушений применяют фармацевтические препараты:
- Ингибиторы фосфодиэстеразы (Винпоцетин, Эуфиллин). Расширяют сосудистый просвет, улучшая характеристики (скорость, объем) церебрального кровотока.
- Блокаторы кальциевых каналов (Нимодипин, Циннаризин). Вызывают расслабление, релаксацию гладкой мускулатуры сосудистой стенки, что приводит к расширению сосудистого просвета.
- Блокаторы альфа-адренорецепторов (Ницерголин). Нейтрализуют действие нейромедиаторов адреналина и норадреналина, которые провоцируют сужение просвета сосуда.
- Антиоксиданты, корректоры процессов метаболизма (Гинкго Билоба).
- ГАМК-ергические (Пирацетам).
- Пептидергические средства, аминокислоты (Актовегин, Глицин).
- Корректоры клеточного метаболизма (Энцефабол).
Адекватная терапия возможна после всестороннего изучения состояния здоровья пациента. Устранение и предотвращение прогрессирования нарушения корковых функций осуществляется комплексно. Проводится лечение неврологических и соматических болезней, которые участвуют в патогенезе развития когнитивных расстройств.
Ретроактивная интерференция
Ретроактивная интерференция – это явление, при котором при получении новых знаний блокируется воспроизведение старых. При этом данные должны быть схожи чем-то между собой: например, два иностранных языка. Человек, знающий английский и приступивший к изучению немецкого столкнется с трудностями воспроизведения английских слов, которые совсем недавно не вызывали у него никаких проблем. В то же время немецкие аналоги будут вспоминаться гораздо проще.
Еще один пример: подготовка к экзаменам. Ретроактивная интерференция не станет помехой, когда изучаются одновременно физика и химия, а вот одна за другой прочитанные темы по экономике вполне могут блокировать друг друга.
Этапы заболевания
✔️ Деменция относится к тем недугам, которые прогрессируют, постепенно состояние больного становится только хуже. Этот недуг носит индивидуальный характер и может проявляться по-разному. Однако существует схема, которая типична для всех, кого коснулась эта беда. Симптоматика с течением времени изменяется из-за того, что мозг разрушается постепенно, с нарастающими темпами.
✔️ Как начинается болезнь Альцгеймера, первые признаки: сначала недуг лишает способности строить логические цепочки, рассуждения и уничтожает память. Итог у заболевания печален – человек теряет связь со своим телом, перестают функционировать все системы организма, одна за другой. Проявление болезни Альцгеймера зависит от того, какая область серого вещества пострадала сильнее. Существует несколько стадий, которые принято считать схемой развития болезни. Но возможны отклонения в ту или иную сторону.
Стадии болезни Альцгеймера:
1. На первом этапе больной не ощущает изменений в своём поведении, и не демонстрирует каких-либо внешних признаков того, что его коснулась болезнь. Ранний Альцгеймер характерен внутренними пагубными процессами, которые начинаются внутри головы. Скопления аномального белка только начинают формироваться, а нейронные связи ещё функционируют. Связь между клетками не нарушена в заметной степени, человек не испытывает проблем с памятью, координацией и логикой.
2. Когда наступает второй этап (стадия) недуга, окружающим могут броситься в глаза лёгкие симптомы болезни. Чаще всего случаются эпизодические провалы в памяти, человек теряет мелкие предметы – ключи, телефон и забывает о том, что должен с кем-то встретиться. Эти мелкие неприятности, в общем, не сильно ухудшают качество жизни. Они остаются, также малозаметны для взгляда близких и врачей. Подобные проявления принято списывать на возраст.
3. На третьей стадии особенности поведения, связанные с общением и памятью, становятся более заметными. Человек забывает имена, не запоминает недавно полученную информацию. Вещи теряются чаще, а планирование действий становится проблемой. Возникают трудности с организацией трудового процесса и распределением времени. На этом этапе врачи могут поставить диагноз с помощью специальных тестов. Эта стадия всё ещё считается лёгкой.
4. На четвёртом этапе спутанность сознания и проблемы с памятью становятся более явными. Деменция заметна окружающим и врачам. Утрачивается не только кратковременная память, но и долгосрочная. Провалы в воспоминаниях посещают больного всё чаще, хотя события давнопрошедших лет они осознают намного лучше. Например, детство и юность. При этом могут забывать о существовании собственных детей или путать их со своими родителями. Способность производить арифметические вычисления деградирует, и человек уже не способен самостоятельно заниматься денежными операциями. Больной погружается в себя, становится замкнутым и всё более молчаливым, контакты с людьми вызывают у него эмоциональный дискомфорт, тревожность.
5. Ухудшение состояния на этом этапе превращает самостоятельную жизнь человека в проблему. Он больше не способен справляться с обычными повседневными делами, нуждается в опеке. Разрушение мозга достигает той стадии, когда больной не понимает, где он сейчас находится, не осознаёт дату. Из памяти выпадает адрес проживания и важные номера телефонов. Чтобы заполнить пустоту в памяти, вызывающую дискомфорт, он цепляется за остатки воспоминаний и повторяет свои истории раз за разом, будто проигрывает пластинку, не осознавая этого.
Некоторые жизненные функции ещё сохраняются, и больной способен частично себя обслуживать, с помощью опекунов или сиделок. Возможно, он ещё помнит своё имя и не забыл, как зовут членов семьи. Умение самостоятельно принимать пищу и справлять естественные нужды организма, на этой стадии, как правило, ещё не утрачено.
6. Предпоследняя стадия недуга характерна началом разрушения личности. Сознание становится более спутанным, а поступки теряют мотивацию. В таком состоянии человек, сохранивший физическую силу, может уйти из дома и потеряться. Из-за дезориентации он не сможет назвать домашний адрес, а порой и собственное имя.
Таких людей посещают видения или странные мысли, зрительные галлюцинации и навязчивые состояния. Теряется способность к распознаванию лиц, но появляется тревожность и возбудимость. Появляются неконтролируемые движения в виде раскачиваний, кивания головой или заламывания рук. Состояние ухудшается во второй половине дня (вечерня спутанность). Больной нуждается в постоянном контроле и присмотре. Он подобен младенцу, не способному к самостоятельным простейшим действиям – умыванию, одеванию, посещению туалета, приёму пищи. Возникают проблемы со сном. Нарушается режим бодрствования и отдыха.
7. Последняя стадия развития синдрома является заключительной. Страдалец всё больше теряет связь с внешним миром и собственным организмом. Поражение мозга носит обширный, локальный характер. Человек уже не способен обслуживать себя даже в самых простых действиях, все системы организма отказывают. Утрачиваются рефлексы – глотание, дефекация и мочеиспускание. Появляется риск инфицирования. Даже если у человека нет таких крайних осложнений, синдром всё равно приводит к окончанию жизни. Разрушение мозга ведёт к нарушению всех жизненных функций, отключению дыхания и прекращению работы сердца.
Причины и факторы риска
Читать подобные статьи крайне тяжело, особенно если беда коснулась кого-то из близких людей. Хочется разобраться, узнать причины болезни Альцгеймера, способы лечения и профилактики недуга. Отчего возникает болезнь Альцгеймера врачи и учёные не знают до сих пор. Исследования в этом направлении ведутся в самых прогрессивных научных учреждениях. Наш мозг – одна из самых больших тайн мироздания.
Тем не менее исследователям удалось вывести некую систему и составить список возможных причин развития болезни.
- Накопление в организме алюминия может стать причиной недуга;
- Генетическая предрасположенность;
- Травмы головы;
- Воздействие нитратов на организм;
- Аутоиммунные болезни, патологии иммунитета;
- Факторами риска принято считать вредные привычки, гипертонию, частые инфекционные заболевания.
Лечение и профилактика
Хотя недуг является неизлечимым, люди с болезнью Альцгеймера могут получить облегчение симптомов и продлить одну из более лёгких стадий. Для этого применяют медикаменты и средства преодоления психологического дискомфорта. Учёные обратили внимание, что люди, склонные к умственной деятельности, реже становятся мишенью для синдрома «А». Вероятно, это связано с большим количеством нейронных связей. Чем более разнообразна интеллектуальная деятельность человека, тем больше их образуется. Это означает, что мозг может продолжать работу в обход поражённых участков.
☝️Решение сложных интеллектуальных задач является хорошей профилактикой болезни. Люди, посвятившие себя математике, изучению языков и изобразительному искусству, создают препятствие для возникновения болезни. Они ежедневно решают сложные задачи, тренируя свой мозг, создавая новые нейронные связи и укрепляя те, что имеются. Очень полезно заниматься новыми видами деятельности, требующими сосредоточения и приобретения навыков, которых не было или они были забыты.
Больные Альцгеймером обречены, но они могут сохранять ясность ума и качество жизни, если будут приняты меры. При ранней диагностике заболевания есть шанс замедлить его развитие и избежать разрушения личности. Поэтому так важно обращать внимание на состояние близких людей старшего возраста, и вовремя принимать меры по диагностике и облегчению симптомов.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни. В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Проактивная интерференция
Проактивная интерференция – явление, противоположное предыдущему. В этом случае старые знания, напротив, мешают усвоению новых. Они смешиваются между собой и искажаются.
Проактивную интерференцию легко рассмотреть на примере заучивания параграфа: начало легко запоминается вследствие эффекта первичности, конец – потому, что знания свежи и их легко достать их памяти, они, так сказать, на поверхности. А вот середина либо исказится, либо вовсе сотрется. На нее-то в большей мере и повлияет проактивная интерференция.
Эббингауз о забывании
Г. Эббингауз, психолог из Германии, еще два века назад исследовал закономерность, с которой человек забывает информацию. Закон забывания Эббингауза с годами не потерял актуальности и по-прежнему используется даже в современной психологии. Пример, указанный выше для проактивной интерференции, наглядно отображает также и рассматриваемый закон, ведь ученый выяснил, что именно информация в начале и в конце запоминается лучше всего. Свои выводы Эббингауз сделал вследствие многочисленных экспериментов. Его же изобретением является кривая забывания, иллюстрирующая закономерность этого процесса. Коротко ее можно описать так: чем больше проходит времени с момента запоминания, тем меньше влияние этой информации.
Также Эббингауз выяснил, что данные, имеющие смысл, запоминаются человеком лучше, чем те, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
Основные теории забывания
Таким образом, начинают возникать различные теории забывания, одна из которых несет название «теория распада». Она заключается в том, что память пассивно распадается с течением времени вне зависимости от каких-либо событий.
Вторая теория — теория интерференции, которая гласит, что мы забываем определенные данные во время процесса обучения, приобретая новые навыки и знания.
Разделить эти две теории так же нельзя, поскольку всегда с течением времени мы приобретаем какую-то новую информацию, значит, память ухудшается по одной из двух вышеизложенных причин.
Что касается исследований, существующих на момент с 2010 г. по 2014 г., наиболее существенным является исследование активного забывания, смысл которого заключается в выявлении неслучайных провалов в памяти. Организм это совершает преднамеренно, происходит адаптивный и необходимый процесс.
В большинстве случаев теории забывания основаны на том, что забывание — недостаток или ошибка, которая случилась в памяти головного мозга.
Активные теории забывания характеризуют забывание, как специфичный отдельный процесс. Произведены три линии исследований, проводимые на моллюсках, насекомых и млекопитающих. На моллюсках (прудовике обыкновенном) был проведен эксперимент, в котором разрушалось тело определенного нейрона в его мозге. У моллюсков имеются довольно крупные нервные клетки, без которых животное не сможет нормально функционировать. Также имеется одна нервная клетка, без которой прудовик не может обучиться новому навыку. Ко всему прочему, стало известно, что после обучения этому новому навыку, когда клетка находится в сохранности, при ее разрушении моллюск не сможет обучаться дальше, но он так же потеряет возможность и забыть то, что выучил до этого момента.
Закон (кривая) забывания по Эббингаузу выглядит следующим образом:
Как уменьшить забывание?
Рекомендации по борьбе с забыванием при попытке заучить информацию следующие:
- При запоминании необходимо осмысливать информацию (исходя из указанного выше вывода, сделанного Г. Эббингаузом). То есть, если необходимо что-то запомнить, лучше воспользоваться старой доброй мудростью – лучше учить это и понимать, а не зубрить.
- Повторение информации, причем время между заучиванием и первым повторением должно составлять не менее сорока минут. Количество повторений максимально в первые дни и постепенно уменьшается.
Рекомендации наводят на мысль, что для качественного запоминания и во избежание забывания для усваивания информации необходимо уделять времени больше, чем один день. «Победа любит подготовку», качественную и длительную.
Это мой конёк. Наука запоминания и забывания
Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет книгу Хильды и Ильвы Эстбю «Это мой конёк. Наука запоминания и забывания» (перевод Дарьи Гоголевой, научный редактор Ольга Ивашкина, редактор Антон Никольский).
Почему мы помним? Как мы забываем? И что же такое память, в конце концов? Отвечая на эти и другие вопросы, умная и веселая книга «Это мой конёк» позволяет нам по-новому увидеть одну из самых поразительных человеческих способностей. Две сестры из Норвегии, нейропсихолог и известная писательница, искусно вплетают в повествование историю, науку и собственные исследования, открывая перед читателем захватывающую панораму понимания памяти — от эпохи Возрождения и открытия гиппокампа, напоминающего по форме морского конька, до нашего времени.
В свете самых актуальных научных идей XXI века показана роль различных отделов мозга, причины забывания детских воспоминаний и трудностей с памятью при стрессе и депрессивных состояниях. Авторы берут интервью у специалистов всех мастей — от крупнейших нейробиологов планеты до дочери Ингмара Бергмана, — которые помогают разобраться, как работает наша память, почему она иногда подводит и что нам делать, чтобы ее укрепить.
Предлагаем прочитать фрагмент, в котором рассказывается об исследованиях под руководством британского нейробиолога Элеонор Магуайр.
Элеонор Магуайр — профессор Университетского колледжа Лондона и Центра нейродиагностики фонда Wellcome Trust. Она прославилась исследованием, показавшим, что для мозга лондонских таксистов характерны явные, значительные изменения, если сравнивать с мозгом тех, кто не готовился к сдаче The Knowledge. Так называется тест, который, прежде чем сесть за руль, в Лондоне сдают все водители такси; согласно требованиям, им необходимо помнить наизусть 25 000 улиц и 320 маршрутов — и всё это без помощи карт и GPS. Тот факт, что подобный тест способен оставить в мозге заметный след, пошатнул базовые представления о водителях такси.
«К нашему собственному удивлению, мы обнаружили, что у таксистов изменен сам гиппокамп: его задняя часть намного крупнее, чем у большинства среднестатистических людей», — рассказывает Магуайр.
Лондон — это не только лабиринт новых и старых улиц и переулков, это еще и среда, способная натренировать пространственную память до весьма высокого уровня. Пока Магуайр, сидя у себя в кабинете, раздумывала, кто поможет ей в исследовании, тысячи выдающихся мнемонистов ездили мимо на отполированных до блеска машинах. И вдруг она поняла, за кого возьмется. Не будь у Лондона столь хаотичного плана и жесткого тестирования, обязательного для всех водителей такси, она бы не приобрела мировую известность как исследователь памяти, причем среди не только собственных коллег- ученых, но и целого профессионального сообщества водителей.
Почему именно у таксистов нашелся ключ к ряду тайн памяти? Таксисты-англичане годами учатся и сдают тесты. Многие трудятся в совершенно другой профессиональной области, живут в Лондоне, а в свободное время верхом на мопеде внимательно изучают улицы и маршруты, закрепив на руле табличку с буквой L и карту.
«Семнадцать лет назад, когда я сдавала The Knowledge, маршрутов было 400», — рассказывает Джуди Эллиотт — с явной гордостью и долей презрения к тем, кто столь дешево отделывается во время экзамена в наши дни.
На подготовку к тесту ей самой понадобилось два года и десять месяцев, и ей пришлось очень нелегко.
«Я одна из немногих женщин-таксистов, и уже поэтому мне было важно его пройти», — говорит она.
Поэтому она не сдалась. Во время экзамена проверяющие сделали всё, чтобы заставить испытуемых понервничать. Если те планируют работать таксистами в одном из крупнейших мегаполисов мира, им необходимо уметь справляться со стрессом.
Как таксисту, Джуди пришлось выучить все участки с круговым движением и немалую часть светофоров, а также научиться подъезжать к пункту назначения так, чтобы клиент спокойно выходил с левой стороны автомобиля. А еще она постоянно учит названия пабов, сменивших владельца, новых модных мест, регулярно открывающихся по всему мегаполису, и следит за объявлениями о перекрытии улиц и крупных пробках. Если таксист везет вас в объезд, значит, самый короткий путь именно сегодня — не обязательно самый быстрый.
Кажется, мы подкинули ей непростую задачу. Мы находимся в Блумсбери, а попасть нам надо на Шортстрит — до этой совсем маленькой улочки возле Темзы всего четыре километра. Мелкая, невзрачная улица — ее запомнить гораздо сложнее, чем крупное шоссе. Сначала она решила, что нам нужна Шортер-стрит, расположенная рядом с Тауэром.
«Подождите. Да, теперь я поняла, — говорит она и описывает театр, паб, магазин и их расположение вдоль Шорт- стрит. — Я совершенно четко представляю себе улицу».
Джуди везет нас по городу, а мы, улыбаясь и кивая, про себя допускаем вероятность того, что она ошибается. Но направление движения во всяком случае верное.
«Мы изучаем так называемые точки притяжения — благодаря им я мысленно представляю себе улицу, вижу ее перед собой и понимаю, куда ехать», — говорит она.
Сначала Джуди обшаривает все уголки памяти в поисках точек притяжения — когда она обнаруживает нужные, перед ее глазами разворачивается карта необходимой части города со всеми улицами. И вот мы оказываемся на месте, а за окном проплыли небольшое здание театра, магазин и паб — всё как она и говорила.
«Люди считают, что интернет заменит им память, но точно так же говорили и про другое новомодное изобретение — книги, когда они только- только появились, — замечает Элеонор Магуайр. — В будущем всем нам понадобится наша собственная память. Хотя теперь у нас есть GPS, она нужна нам, чтобы сориентироваться, например, в крупной больнице, где все отделения похожи друг на друга. А водители такси принимают более правильные решения, чем GPS, и делают это быстрее».
Сама она признается, что у нее плохая пространственная память и в больших зданиях ей бывает сложно найти нужный зал, хотя путешествует она много — почти как премьер-министр — и, по идее, возможность потренироваться у нее была.
Ее исследовательская группа изучала мозг водителей такси по нескольким параметрам. В начале эксперимента ученые привлекли к себе внимание, впервые обнаружив зримые доказательства того, что мозг меняется, когда мы осваиваем новый навык. В итоге исследование получило Шнобелевскую премию — шуточного двойника Нобелевской — с формулировкой «за доказательство того, что лондонские таксисты имеют более развитый мозг по сравнению со своими соотечественниками». Профессор Магуайр отправилась за премией в Гарвард — за наночастицей золота в прозрачном футляре.
Всю дорогу домой она сжимала крохотный трофей в руках — а затем он разбился об пол у нее в кабинете. Судя по всему, нанослиток золота проглотил пылесос. Но лондонские таксисты гордятся тем, что выдающиеся свойства их мозга теперь известны всем. Вероятно, открытие совсем незначительно повлияло на их профессиональную гордость — она и раньше была на весьма высоком уровне.
Исследование Магуайр поставило больше вопросов, чем дало ответов. Оказалось, что у таксистов, активно тренировавших пространственную память, увеличилась масса задней части гиппокампа. Но является ли это доказательством пластичности — то есть способности влиять на мозг?
А вдруг те, кому удалось сдать тест The Knowledge, изначально имели к этому способности, то есть их гиппокамп был больше? Чтобы получить окончательный ответ на этот вопрос, команда Элеонор Магуайр провела масштабное исследование. Ученые наблюдали за желающими стать таксистами с первого дня и до сдачи экзамена. Они измеряли объем мозга испытуемых и тестировали их память и до начала обучения, и в самом конце. В этот раз исследование четко продемонстрировало, что процесс обучения влечет за собой изменения в гиппокампе. До начала учебы гиппокамп будущих таксистов по размерам не отличался от гиппокампа среднестатистического человека. Увеличение гиппокампа стало заметным спустя месяцы и годы упорного труда и долгих поездок на мопеде. Это вполне доказывает, что мозг поддается тренировке. Но ученые обнаружили еще одну особенность: изменения появились лишь у тех, кому удалось сдать тест The Knowledge. Очевидно, количество практики напрямую связано с тем, пройдет испытуемый тест или нет, — вот еще одно доказательство эффективности занятий. Если у испытуемого не получилось сдать The Knowledge, причин тому огромное количество: одни не выдерживают многолетней гонки — тяжелое финансовое положение в сочетании с постоянными поездками в свободное время; другим уделять учебе достаточно времени мешают семейные обязанности. Есть также качество, трудно поддающееся измерению: а может быть, у тех, кто сдал The Knowledge, мозг обладал большим потенциалом к изменениям, чем у тех, кому это не удалось? Что именно является решающим фактором — пол, какие- то особые вещества, способствующие росту мозга, питание или что-то еще, — науке неизвестно до сих пор.
«Сейчас мы точно знаем, что память меняется в зависимости от наших потребностей, в том числе и в старости», — говорит Магуайр.
Тем самым она дарит надежду не только всем тем, кто стремится как можно дольше поддерживать мозг в наилучшей форме, но и тем, на чью память повлияли травма, эпилепсия, болезнь Альцгеймера или даже ранние стадии деменции.
Столь специфичная тренировка одного отдела мозга — это лишь крошечная зацепка. Возможности для роста у органа в нашей голове небезграничны, а потому благодаря тренировке памяти ни у кого из нас мозг не раздуется до огромных размеров. На самом деле за тренировку памяти приходится платить — во всяком случае, лондонским таксистам.
«Задняя часть гиппокампа увеличивается, но в тоже время слегка уменьшается передняя, — говорит Магуайр. Из-за тренировки пространственной памяти у таксистов ухудшается другой ее вид — они хуже запоминают фигуры.
Магуйар с помощью простого теста выявила заметное отличие от обычных людей.
«Для мозга приоритет приобретает пространственная память, а потому другим формам визуальной информации приходится уступить ей место», — объясняет она.
Как же тренировать мозг?
Происходящее в мозге во время обучения — большая тайна. Когда мы качаем мышцы, мы знаем, что меняются мышечные клетки — они заметно увеличиваются в размерах у поднимающих тяжести спортсменов. Однако с мозгом всё не так просто. Элеонор Магуайр выявила значительные изменения в мозге лондонских таксистов — со стороны они, разумеется, не видны. А если говорить о мозге целиком, они и вовсе крошечные. Еще менее понятно, в чем, собственно, эти изменения состоят. Каждое образующееся воспоминание создает тысячи изменений в связях между нейронами — Терье Лёмо продемонстрировал это на мозге кролика. Увеличивается ли гиппокамп именно благодаря им?
При долговременной потенциации изменения в клетках протекают в том числе на морфологическом и биохимическом уровнях. Появляются новые отростки, улучшающие передачу сигнала. В принимающих сигнал клетках образуются специальные молекулы, сильнее реагирующие на воздействие от отправителя сигнала. Ученые долго предполагали, что больше ничего в мозге не происходит. До недавнего времени считалось, что к 20 годам рост мозга человека в целом завершается. Если говорить о нейронах, они занимают свои места с самого нашего рождения. Все сто с лишним миллиардов нейронов! После рождения и вплоть до смерти человека они постепенно отмирают — один за другим. Уменьшение массы мозга, вероятно, ждет всех нас. Но взрослые особи певчих птиц способны вырастить новые клетки мозга во взрослом состоянии — новые нейроны есть и в мозге взрослого человека.
Забывание: а так ли это плохо?
На вопрос, что такое забывание в психологии, дается очень точный и научный ответ без эмоциональной окраски, только дефиниция. Но если спрашивать о нем у простого обывателя, он придаст ему также и свое отношение, и чаще всего негативное. Мы считаем, что память, забывание – понятия противоположные. Помнить – хорошо, не помнить – плохо. Конечно, забывание может вызывать трудности и препятствия, но в нем есть и положительные стороны. Подобно жесткому диску, человеческая память очищается, что дает больше пространства для новой информации. Более того, как было рассмотрено выше, такие явления, как амнезия, могут быть полезны, так как блокируют воспоминания, травмирующие сознание. В конечном итоге все процессы памяти помогают четко функционировать этому сложному механизму, включая и запоминание, и забывание, и узнавание, и воспроизведение.
Диагностика
Чтобы поставить точный диагноз, проводится всестороннее обследование человека, который все забывает, после чего врач может сказать, как называется заболевание и как его лечить. Методы инструментальной диагностики помогают определить состояние мозговых структур и элементов кровеносной системы, снабжающей мозг. Основные методы исследования:
- КТ, МРТ.
- Ангиография.
- УЗИ-допплерография.
- Электроэнцефалография.
Для оценки когнитивных способностей применяют тесты, которые предполагают запоминание и воспроизведение рисунков, слов, предложений. Оценка психического статуса выполняется при помощи монреальской (тест MoCa) и других когнитивных шкал. Анализ крови показывает уровень гормонов и витаминов, концентрацию глюкозы, холестерина и других веществ.