Ранее имеющиеся классификации деменции (приобретенного слабоумия) имели множество недостатков и неточностей. Простое деление на старческую и нетипичную формы не позволяло учитывать механизм развития и причину заболевания, а между врачами возникали разногласия при формулировке диагноза. Исследования в области психиатрии и неврологии позволили создать новую клиническую классификацию, полностью охватывающую многообразие форм приобретенного слабоумия. Однако, некоторые старые классификации также не утратили своей значимости: они используются для уточнения степени тяжести заболевания и локализации очага поражения в головном мозге.
Виды деменции
У детей выделяют:
- резидуально-органическую деменцию,
- прогрессирующую деменцию,
Эти виды разделяются в зависимости от характера патогенетических механизмов. При менингите может появиться резидуально-органическая деменция
, она же возникает при значительных черепно-мозговых травмах, и отравлениях ЦНС медикаментами.
Прогрессирующая деменция у детей
считается самостоятельным заболеванием, которое может являться частью структуры наследственно-дегенеративных пороков и , а также поражений сосудов головного мозга. Сам синдром слабоумия связывают по названию с болезненной формой ребенка, приведшей к этим проявлениям слабоумия.
Симптомы деменции у детей
Деменция зачастую является симптомом олигофрении, шизофрении и иных серьезных психических патологий у детей. У них деменция по большей части выражается в заметном затухании умственных способностей, главной среди которых является память, то есть резко снижается способность к запоминанию. Таким детям весьма сложно запомнить даже такие элементарные вещи, как свое имя.
Проявляются довольно рано, а основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Намного реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Диагностируя деменцию у детей, врачи берут во внимание стадию олигофрении и тяжесть заболевания. Диагностика проводится с помощью тестов и непрерывного врачебного наблюдения, однако применяются и такие лабораторные исследования, как резонансное сканирование головного мозга и томография.
Литература
- О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2—е, переработанное. — Москва: Медицина, 1968. — 448 с. — 75 000 экз.;
- О. К. Напрєєнко, І. Й. Влох, О. З. Голубков. Психиатрия = Психіатрія / Под ред. О. К. Напрєєнко. — Київ: Здоров’я, 2001. — С. 325—326. — 584 с. — 5000 экз. — ISBN 5-311-01239-0.;
- Ю. А. Антропов, А. Ю. Антропов, Н. Г. Незнанов. Интеллект и его патология // [fb2.booksgid.com/content/6D/yu-antropov-osnovy-diagnostiki-psihicheskih-rasstroystv-ruk-dlya-vrachey/55.html Основы диагностики психических расстройств]. — 2—е, переработанное. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — С. 257. — 448 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9704-1292-3.;
- Н. Н. Пуховский. Терапия ментальных расстройств, или Другая психиатрия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Москва: Академический проект, 2003. — 240 с. — (Gaudeamus). — ISBN 5-8291-0224-2.
Лечение заболевания
Лечение деменции у детей – довольно продолжительный процесс, он проходит под контролем врача-психиатра, однако стойкого улучшения добиваются далеко не всегда. Больным с подобным заболеваниям необходим ежедневный уход.
Лечение деменции у детей
проводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток.
При резидуально-органической деменции предпочтение отдается психолого-педагогическим собеседованиям.
То есть первая ступень, это , а вторая — определение причины ее возникновения. Явные синдромы еще не являются основанием для постановки диагноза деменции. Если у ребенка значительно нарушен уровень сознания и его психическое состояние не дает возможности адекватно оценить его психический статус, то и диагноз поставить не удастся.
Расстройства восприятия
На снижение когнитивных функций при шизофрении негативное воздействие оказывают глубокие нарушения восприятия – дереализация и деперсонализация.
Дереализация – больной ощущает себя безжизненной фигуркой, сторонним наблюдателем жизни. Окружающий мир он воспринимает искаженно, в слишком ярких или тусклых красках. Реальность принимается за вымысел, спектакль.
Деперсонализация – расстройство самосознания. Больной представляет, что находится в чужом теле, а не в своем. Убежден в гибели, расщеплении или перевоплощении своего «Я».
При обоих синдромах пациент жалуется на утрату эмоциональности, ощущение себя вне реальности.
Осложнения
Иногда больные деменцией демонстрируют депрессивное состояние, но это тоже не явный симптом деменции у детей, хотя это и может натолкнуть на подозрение о развивающейся деменции. Эта депрессия в основном проявляется на ранних этапах болезни, ведущих к последующей деменции. Прогрессирование болезни сопровождается непременным ухудшением умственных возможностей, но депрессии встречаются заметно реже.
В детском возрасте деменция и олигофрения являются понятиями, связанными между собой.
Деменция, чаще всего, это следствием различных заболеваний, поэтому лечить ее должен только специалист, врач-психиатр и невропатолог.
Предупреждающий признак №1: проблемы с кратковременной памятью.
Все мы иногда забываем, куда положили свои ключи, но если вы обнаружили, что стали чаще забывать о том, что произошло недавно, это может быть признаком деменции.
При кратковременных проблемах с памятью человек может вспомнить то, что произошло несколько десятилетий назад, но не помнить, что он делал накануне.
Фармакологическое лечение деменции
Фармакологическое лечение деменции подразумевает применение средств группы психостимуляторов, например, кофеина (Кофеин-бензоат натрий), мезокарба (Этимизол, Сиднокарб). Из средств растительного происхождения применяют тонизирующие препараты:
- элеутерококка,
- женьшеня,
- лимонника,
- левзеи и ряда других.
Эти средства, воздействуют на ЦНС и повышают выносливость при психических и физических нагрузках, они малотоксичны и больные хорошо их переносят.
К числу Ноотропных средств относят:
- Нооцетам,
- Ноотропил,
- Луцетам,
- Пирацетам
- препарат гидролизата мозга животных – Церебролизин.
Развитие деменции связано с влиянием на организм ребёнка различных факторов, способных вызывать нарушения в функционировании головного мозга. Иногда заболевание присутствует с рождения малыша, но проявляет себя по мере роста ребёнка.
К причинам, вызывающим деменцию в детском возрасте, относят:
- генетические заболевания, обнаружить которые возможно только через несколько лет после рождения ребёнка (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу);
- инфекционные болезни, затрагивающие мозг (менингит, энцефалит);
- сотрясения мозга, черепно-мозговые травмы;
- ВИЧ-инфекция;
- неполноценное питание тканей мозга вследствие проблем тока крови в сосудах;
- отравление лекарственными средствами.
Существуют и другие предпосылки для развития деменции у ребёнка, связанные с различными заболеваниями и патологиями здоровья.
Симптомы
Различают прогрессирующую и резидуальную органическую форму деменции среди детей. В первом случае, происходит постепенное ухудшение состояния ребёнка. Заболевание развивается на фоне основного недуга — генетической болезни, например. Прогресс доминирующего заболевания влечёт за собой усугубление остальных симптомов.
Органическая форма деменции является остаточной, т.е. для неё характерно наличие стабильных отклонений умственной деятельности ребёнка, без последующего ухудшения ситуации. Такой тип заболевания встречается при медикаментозном отравлении, травмах головы, менингитах.
Деменция склонна проявляться по-разному в зависимости от возраста ребёнка:
- Раннее детство
Теряются приобретённые навыки, сужается словарный запас, ребёнку сложно формулировать свои мысли. Может ослабевать чувство привязанности к близким людям, развивается равнодушие. Постепенно утрачивается умение ходить, при этом для поведения ребёнка характерна двигательная расторможенность.
- Младший школьный период
Снижается работоспособность, возникают проблемы с запоминанием информации. Речевой навык сохраняется длительное время, однако ребёнок может путать времена года, цвета, формы и т.д.
- Старшая школа
Игровая деятельность приобретает однообразный характер. Ребёнок может постоянно повторять одни и те же действия.
- Подростковый период
Появляются проблемы с концентрацией внимания, происходит нарушение памяти, информация осмысливается не полностью, отсутствует навык её обобщения. Ребёнок быстро устаёт, его речь нечёткая, смазанная.
У детей с врождёнными генетическими заболеваниями проявления деменции отличаются от вышеописанных. В раннем детстве данное отклонение может себя не обнаруживать, а выйти на поверхность только в подростковом возрасте (например, болезнь Ньюмана-Пика). В некоторых случаях дети не становятся нежизнеспособны и погибают в возрасте 3-10 лет (болезнь Лафора).
В целом, деменцию невозможно остановить или излечить. На сегодняшний день её течение можно только замедлить.
Диагностика деменции у ребёнка
Диагностировать детскую деменцию может только опытный специалист. Для этого требуется проведение ряда тестов, а также длительное и непрерывное наблюдение за ребёнком. Из методов обследования применяют резонансное сканирование головного мозга и МРТ. Также требуется сдать биохимический анализ крови. Доктор берёт во внимание наследственный фактор, оценивает общее состояние здоровья ребёнка, его особенности и стадию заболевания. Обследование ребёнка должно носить всесторонний характер, в связи с чем он находится под наблюдением нескольких специалистов: невролога, психолога или психиатра, педиатра.
Отрывок, характеризующий Шизофреническое слабоумие
Другой солдат покачал головой. – Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! – сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку. Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него. – Тебе куды надо то? Ты скажи! – спросил опять один из них. – Мне в Можайск. – Ты, стало, барин? – Да. – А как звать? – Петр Кириллович. – Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску. Уже петухи пели, когда они дошли до Можайска и стали подниматься на крутую городскую гору. Пьер шел вместе с солдатами, совершенно забыв, что его постоялый двор был внизу под горою и что он уже прошел его. Он бы не вспомнил этого (в таком он находился состоянии потерянности), ежели бы с ним не столкнулся на половине горы его берейтор, ходивший его отыскивать по городу и возвращавшийся назад к своему постоялому двору. Берейтор узнал Пьера по его шляпе, белевшей в темноте. – Ваше сиятельство, – проговорил он, – а уж мы отчаялись. Что ж вы пешком? Куда же вы, пожалуйте! – Ах да, – сказал Пьер. Солдаты приостановились. – Ну что, нашел своих? – сказал один из них. – Ну, прощавай! Петр Кириллович, кажись? Прощавай, Петр Кириллович! – сказали другие голоса. – Прощайте, – сказал Пьер и направился с своим берейтором к постоялому двору. «Надо дать им!» – подумал Пьер, взявшись за карман. – «Нет, не надо», – сказал ему какой то голос. В горницах постоялого двора не было места: все были заняты. Пьер прошел на двор и, укрывшись с головой, лег в свою коляску. Едва Пьер прилег головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлепанье снарядов, запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, страха смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из под шинели. Все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо. «Слава богу, что этого нет больше, – подумал Пьер, опять закрываясь с головой. – О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны… – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они – эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей. «Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». И в воображении Пьера мелькнул обед в клубе, на котором он вызвал Долохова, и благодетель в Торжке. И вот Пьеру представляется торжественная столовая ложа. Ложа эта происходит в Английском клубе. И кто то знакомый, близкий, дорогой, сидит в конце стола. Да это он! Это благодетель. «Да ведь он умер? – подумал Пьер. – Да, умер; но я не знал, что он жив. И как мне жаль, что он умер, и как я рад, что он жив опять!» С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же (категория этих людей так же ясно была во сне определена в душе Пьера, как и категория тех людей, которых он называл они), и эти люди, Анатоль, Долохов громко кричали, пели; но из за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший, и звук его слов был так же значителен и непрерывен, как гул поля сраженья, но он был приятен и утешителен. Пьер не понимал того, что говорил благодетель, но он знал (категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля. Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его. Пьер захотел обратить на себя их внимание и сказать. Он привстал, но в то же мгновенье ноги его похолодели и обнажились. Ему стало стыдно, и он рукой закрыл свои ноги, с которых действительно свалилась шинель. На мгновение Пьер, поправляя шинель, открыл глаза и увидал те же навесы, столбы, двор, но все это было теперь синевато, светло и подернуто блестками росы или мороза. «Рассветает, – подумал Пьер. – Но это не то. Мне надо дослушать и понять слова благодетеля». Он опять укрылся шинелью, но ни столовой ложи, ни благодетеля уже не было. Были только мысли, ясно выражаемые словами, мысли, которые кто то говорил или сам передумывал Пьер. Пьер, вспоминая потом эти мысли, несмотря на то, что они были вызваны впечатлениями этого дня, был убежден, что кто то вне его говорил их ему. Никогда, как ему казалось, он наяву не был в состоянии так думать и выражать свои мысли. «Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога, – говорил голос. – Простота есть покорность богу; от него не уйдешь. И они просты. Они, не говорят, но делают. Сказанное слово серебряное, а несказанное – золотое. Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все. Ежели бы не было страдания, человек не знал бы границ себе, не знал бы себя самого. Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Все соединить? – сказал себе Пьер. – Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли – вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! – с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими именно, и только этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучащий его вопрос. – Да, сопрягать надо, пора сопрягать. – Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать… Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено. Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят. Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город. Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея. Х 30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина. – А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу. Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему. Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями. В то время как Пьер входил в приемную, курьер, приезжавший из армии, выходил от графа. Курьер безнадежно махнул рукой на вопросы, с которыми обратились к нему, и прошел через залу. Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор. – Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать. – Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке. – Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый. – Что это? – спросил Пьер. – А вот новая афиша. Пьер взял ее в руки и стал читать: «Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».
Лечение
Что можете сделать вы
При выявлении патологических отклонений в развитии ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу. Своевременная диагностика заболевания позволит замедлить его течение и скорректировать поведение ребёнка.
Что делает врач
Лечение детской деменции требует длительного времени и постоянного контроля врача. Стойкое улучшение может наступить не сразу и не у всех пациентов.
Для улучшения обмена веществ в нервных клетках мозга и стимуляции мозгового кровотока доктор назначает специальные лекарственные препараты. Это позволяет снизить скорость прогрессирования болезни.
Резидуально-органическая деменция позволяет обойтись работой с психологом и соответствующими педагогами.
При запущенной стадии заболевания ребёнку требуется непрерывный ежедневный уход.
Профилактика
Профилактика деменции у детей — очень затруднительное мероприятие, поскольку зачастую его становится возможным выявить только по истечении длительного времени. Требуется регулярный контроль за поведением и самочувствием ребёнка со стороны нескольких специалистов.
К поддерживающим мерам при деменции относится:
- внимательное отношение к здоровью ребёнка, своевременное лечение хронических и временных заболеваний;
- избегание травм головы, сотрясений;
- умеренная умственная и физическая нагрузка;
- предотвращение развития инфекций;
- оберегание ребёнка от психоэмоционального напряжения;
- здоровое питание и режим дня;
- регулярные разнонаправленные занятия с ребёнком.
Со стороны родителей ребёнка с деменцией требуется проявление к нему терпения, любви и заботы.
Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга деменция у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить деменция у детей и не допустить осложнений.
А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания деменция у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание деменция у детей?
Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!
Деменция – это приобретенное слабоумие. Оно возникает не только у взрослых, но и у детей. Для правильного понимания терминологии следует разграничить некоторые понятия:
- Детям до трех лет жизни не выставляется диагноз «деменция у детей». В таком случае выставляется «умственная отсталость» или «олигофрения».
- После трех лет также не выставляется «детская деменция». В таком случае правильная терминология – органическое поражение у детей.
Сама же клиническая картина органического поражения схожа с симптоматикой органической деменции. В каком возрасте начинается деменция – с момента воздействия патологического фактора на головной мозг.
Причины
Деменция в раннем возрасте возникает вследствие таких причин:
- Нейроинфекции, поражающие ткани головного мозга: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, арахноидит.
- Черепно-мозговые травмы, повреждающие вещество мозга.
- Хроническая интоксикация, например, интоксикация лекарственными препаратами или часто введение наркоза. У детей подросткового возраста интоксикация может возникать из-за употребления алкоголя или наркотиков.
Все названные причины развивают дегенеративные изменения коры и подкорковых структур головного мозга. Вследствие нейродегенерации ослабляются когнитивные свойства ребенка.
Часто детское слабоумие выступает в роли резидуальной органической деменции. Термин «резидуальный» значит «остаточный». Это означает, что недостаток интеллекта возникает вследствие перенесенных патологических состояний.
Приобретенное слабоумие у детей классифицируется по причине. Например, ребенок попал в аварию. В результате удара повредилось левое полушарие, из-за чего возник интеллектуальный дефект. В таком случае выставляется диагноз «травматическое органическое поражение головного мозга у ребенка». Если это нейроинфекция – «инфекционное органическое поражение».
На первый план выступают эмоциональные расстройства. Симптоматика сопровождается недержанием аффекта: вспыльчивостью, раздражительностью, нарушением сна. Эмоции нестабильны, не соответствуют социально принятой ситуации.
Поведенческие расстройства характеризуются гиперактивностью и невозможностью контролировать самого дитя. Так, любые меры воспитания остаются непринятыми пациентом. У него не закрепляются моральные и этические нормы.
Нарушается социализация детей. Пациенты с приобретенной умственной отсталостью, вследствие когнитивных и эмоциональных расстройств, не могут влиться в детский коллектив. Они устраивают дебоши, не слушаются воспитателей, часто вступают в конфликт с другими детьми.
Снижается способность к абстрактному мышлению. Преобладает конкретно-ситуативное мышление. Таким детям крайне трудно даются точные науки в школе, они плохо запоминают информацию. Мышление характеризуется ригидностью: оно детализированное, сложно переключается с темы на тему. Конкретно-ситуативное мышление также сопровождается трудностями при определении первостепенного и второстепенного. При обследовании они не понимают смысл простых пословиц, поговорок. Не могут оперировать опытом.
При выполнении заданий и тестов внимание быстро истощается, рассеивается. Снижается способность памяти к закреплению информации. Требуется намного больше повторений одних и тех же понятий.
У детей дошкольного возраста на первый план выступает психомоторное возбуждение и эмоциональная неустойчивость. Лабильный аффект: гнев внезапно изменяется на радость. У детей не формируется привязанность к родителям, отсутствует реакция на похвалу и порицание.
У детей 3-6 лет как следует не формируется инстинкт самосохранения. Они не боятся незнакомых людей, не ощущают страха в незнакомой обстановке, как это бывает у здоровых детей. Дитя может спокойно, без чувства тревоги встать на край крыши или играться с огнем.
Шизофреническая деменция сопровождается дизонтогенезом и регрессом психических процессов. Чем раньше у ребенка развилась шизофрения, тем глубже интеллектуальный дефект и расстройства двигательной сферы. В таком случае деменция – это конечный результат шизофренического процесса.
Приобретенное слабоумие может спровоцировать эпилепсию. В таком случае развивается эпилептическая деменция. Клиническая картина последней характеризуется вспыльчивостью, эксплозивностью, ригидным и медленным умом, злопамятностью, трудностью концентрации и переключения внимания.
Психологическая помощь
Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.
Виды психологической помощи при слабоумии:
Помощь слабоумным детям и подросткам | Помощь родственникам слабоумных детей и подростков |
|
|
Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.
О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:
Диагностика и лечение
Необходима консультация у невролога, психиатра и медицинского психолога. Специалисты беседуют с пациентом и проводят тестирование. Инструментальные методы нейровизуализации ( , ) помогают выявить органическую патологию головного мозга при помощи послойных трехмерных снимков.
Принципы лечения:
- Психотерапия.
- Фармакотерапия.
Психотерапия заключается в проведении с ребенком консультаций, в ходе которых корригируется поведение ребенка. Фармакотерапия направлена на компенсацию органического дефекта при помощи церебропротекторов и ангиопротекторов.