Деменция у детей и у молодых людей – это приобретенное слабоумие, которое сопровождается потерей уже сложившего интеллекта. При данном заболевании повреждаются ткани головного мозга, вследствие чего нарушаются память, речь, аналитические и познавательные способности, моторные навыки. О слабоумии детей приобретенного характера принято говорить по достижении ребенком 2-3-летнего возраста, когда по поведению можно выявить заметные отклонения от нормального психического развития. Явную, прогрессирующую деменцию чаще всего наблюдают у детей после 15 лет, когда заканчивается биологическое созревание головного мозга.
Распространенность заболевания и его причины
Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.
Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.
Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:
- инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
- преждевременные роды;
- асфиксия и травмы, полученные во время родов;
- социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
- генетические заболевания;
- черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
- энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
- нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.
Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.
Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.
Слабоумие у детей лечение народными средствами
Деменция – это прогрессирующее снижение психических функций, которая развивается на фоне различных заболеваний. Пожилой и старческий возраст является основным фактором риска подобного состояния.
Лечение деменции у пожилых людей должно начинаться после выяснения причины патологических изменения в головном мозге.
Подбор эффективных препаратов и реабилитационные мероприятия позволяют затормозить темп деструктивных изменений и продлить период достойного существования.
Виды и формы
В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.
Виды слабоумия у детей и подростков:
Уровень IQ | Степень умственной отсталости по МКБ-10 | Классификация в классической психиатрии | Умственный возраст, лет |
50-69 | Легкая | Дебильность | 9-12 |
35-49 | Умеренная | Имбецильность не резко выраженная | 6-9 |
20-34 | Тяжелая | Имбецильность выраженная | 3-6 |
До 20 | Глубокая | Идиотия | До 3 |
- Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
- Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
- Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.
Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:
- Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
- Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.
Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?
Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.
Виды умственной отсталости
Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками.
Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей.
Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.
Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:
- Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
- От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
- От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
- От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.
Дополнительно также определяется поведение ребенка и сопутствующие варианты психических расстройств. Именно от этого часто зависят возможности адекватной социальной адаптации или, наоборот, показания к специализированному лечению и уходу.
Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.
Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка.
Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д).
Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.
Признаки умственной отсталости у детей до 1 года
Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов.
Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д.
Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:
- Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
- Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
- Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
- Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
- Судорожные припадки.
- Отсутствие попыток ползать и садиться.
- Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
- Явления самоповреждения.
К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста и несформировавшейся речи и другим коммуникативным возможностям.
Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:
- Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
- Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
- Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
- Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
- Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.
Источник: https://ZdorovyeDetei.ru/psixika/kak-vovremya-zapodozrit-i-vyyavit-u-detej-simptomy-umstvennoj-otstalosti.html
Симптомы детской деменции
Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.
Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.
Дошкольники (до 7 лет)
Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.
Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:
- позже сверстников начинает ходить и говорить;
- забывает слова, неправильно строит предложения;
- выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
- испытывает равнодушие к внешнему миру;
- утрачивает привязанность к близким.
Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.
Младшие школьники (7-11 лет)
Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:
- учащийся с трудом усваивает новый материал;
- медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
- не понимает смысл пословиц и поговорок;
- не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
- забывает слова, с трудом строит предложения;
- неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
- быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.
Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.
Юноши и девушки (11-18 лет)
Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:
- ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
- не следит за собой, выглядит неопрятно;
- теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
- начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
- все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
- плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.
Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.
О симптомах умственной отсталости в этом видео:
Диагностика
При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.
По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.
Психологическое тестирование
Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:
- Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
- Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
- Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
- Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.
Лабораторное исследование
При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.
Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.
Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.
Инструментальное обследование
- Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
- Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.
Особенности эпилептического слабоумия
Данная работа посвящена описанию клинических основ эпилептического слабоумия.
Целью данной работы является описание клинических признаков эпилептического слабоумия, как формы патологии интеллектуальной сферы.
В задачи работы, таким образом, входит описание интеллекта, как свойства личности, описание возникновения деменции и органических составляющих ее, описание и демонстрация на примерах нарушения психических функций, составляющих интеллектуальную сферу.
Актуальность данной работы автор видит в необходимости качественного изучения основ патопсихологии, детального изучения каждого нарушения, с целью повышения своего профессионализма в сфере работы с людьми. Кроме того, как будет в дальнейшем показано в нашей работе, эпилептическое слабоумие является еще важнейшим фактором для диагностики истинной эпилепсии, в отличие от симптоматической.
Работа состоит из двух основных частей, данного введения и заключения. Первая часть работы посвящена детальному описанию эпилептического слабоумия, его признаков, органической основы, особенностей формирования. Во второй, практической части работы содержатся иллюстрации феноменов, описанных в теоретической части, основанные на высказываниях больных-эпилептиков из врачебной практики.
эпилептический слабоумие больной диагностика
1. Особенности эпилептического слабоумия
Слабоумие разные психопатологи трактуют различно. Одни под слабоумием понимают те случаи, при которых обнаруживается расстройство интеллекта, то есть слабоумие рассматривают, не в качестве синдрома, а в качестве симптома: расстройства интеллектуальных функций. При этом считается, что интеллектуальные функции могут расстраиваться изолированно. Другие под слабоумием понимают общее изменение психической деятельности, характеризующееся негативными симптомами и выражающееся в снижении всех сторон психической деятельности: при слабоумии страдает не только познание, суждение, не только память, но и аффективная сфера, деятельность больных, страдает вся личность. Личность больного при слабоумии изменяется, утрачивает свою индивидуальность. При такой трактовке – при слабоумии страдают все проявления личности как целое – понятие слабоумия приобретает очень широкие границы.
Слабоумие – глубокий малообратимый дефект психики, проявляющийся слабостью интеллекта, утратой ранее приобретенных знаний и (или) затруднением в приобретении новых, бедностью психики в целом, изменением поведения. Различают слабоумие врожденное (олигофрения) и приобретенное (деменция) – результат изменений мозга при различных заболеваниях (атеросклероз сосудов мозга, эпилепсия и др.).
Интеллект (лат. Intellectus – разумение, понимание, постижение) – комплексное понятие, объединяющее способность человека к мыслительной деятельности, рациональному познанию, способность развития оригинальных самостоятельных глубоких суждений, умозаключений, к критике и самокритике, адаптироваться к новым ситуациям.
Интеллект как познавательная деятельность человека включает и уже приобретенный опыт, знания и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике.
Предпосылками интеллекта являются такие психические функции как память, внимание, речь, ясность сознания, степень утомляемости, восприятие, запас знаний и навыков, способность к логическому мышлению, абстрагированию и комбинаторике.
В клинике эпилепсии выделяют три ряда симптомов: эпилептические изменения характера, личности и эпилептическую деменцию. Деградация характера и деменция составляют интерпароксизмальный эпилептический синдром, который в нозологически специфическом отношении представляет значительно больший интерес, чем эпилептические припадки.
Степень выраженности эпилептического слабоумия определяет течение заболевания. Принято считать, что эпилептическое слабоумие развивается при неблагоприятном течении болезни.
Эпилептическое слабоумие относят к псевдопаралитическому синдрому патологии интеллекта. Этот синдром является возникающим при различных соматически обусловленных психических болезнях сочетанием психических и неврологических расстройств, характерных для прогрессивного паралича. Основными клиническими характеристиками синдрома являются: снижение или полное отсутствие критики к себе и окружающим; глубокое нарушение уровня суждений; мнестические расстройства преимущественно на события настоящего и недавнего прошлого; внушаемость, повышение влечений, неряшливость, элементы регресса поведения; аффект определяется тупой эйфорией, раздражительностью в сочетании с выраженной инконтиненцией; неврологические расстройства.
До настоящего времени остается нерешенным вопрос о причинах эпилептического слабоумия. Далеко не всегда можно установить соответствие между давностью заболевания и степенью выраженности эпилептического слабоумия. По некоторым наблюдениям, эпилептическое слабоумие возникает примерно при десятилетней давности заболевания, после 200 судорожных припадков. По Витке, слабоумие у эпилептиков возникает после 100 припадков. Шнейдер считал, что причиной слабоумия являются не столько припадки, как происходящая при них травматизация головного мозга. Однако наблюдаются случаи эпилепсии, протекающей с абсансами, то есть без падения и травмирования головного мозга, клиническая картина которых характеризуется деменцией.
Можно думать, что известную роль в происхождении эпилептического слабоумия играют нарушения обмена веществ в клетках коры головного мозга, возникающие в связи с эпилептическим припадком. В частности, для эпилептического припадка и послеприпадочных состояний характерны явления гипоксии центральной нервной системы. Это подтверждается данными наших оксигемометрических исследований, проводившихся в течение электросудорожного припадка у больных шизофренией. У всех больных соответственно динамике оксигемометрических показателей можно было выделить три стадии в изменении содержания оксигемоглобина в крови. Первая стадия характеризовалась относительно медленным снижением кривой содержания оксигемоглобина в артериальной крови – до 76–84% (при условном исходном уровне 96%). Ее длительность (35–40 с) соответствовала продолжительности тонических и клонических судорог. Во второй стадии с прекращением судорог резко уменьшалось содержание оксигемоглобина в крови, предел снижения не установлен, так как минимальное деление шкалы использованного нами оксигемометра соответствовало лишь 60%. Эта стадия острой артериальной гипоксемии длится 5–10 с. Третья стадия – стадия длительной артериальной гипоксемии. На всем протяжении состояния оглушенности и послеприпадочного сна регистрировалось пониженное содержание кислорода в артериальной крови – в среднем 78–85%.
Оксигемометрические показатели, отражающие степень насыщения кислородом артериальной крови, в определенной степени свидетельствуют и об уровне окислительных процессов в тканях, в частности в головном мозге. Если отдельные припадки интенсифицируют течение окислительно-восстановительных процессов в тканях головного мозга (с этим связывается положительный лечебный эффект электросудорожных припадков), то при частом их повторении возможно стойкое снижение уровня окислительно-восстановительных процессов. Не исключено возникновение гипоксии в центральной нервной системе и при атипичных эпилептических припадках и их эквивалентах.
В формировании эпилептического слабоумия существенную роль играет преморбидный интеллектуальный уровень. Слабоумие оказывается более значительным и быстрее прогрессирует у больных с невысоким интеллектуальным уровнем до заболевания, особенно в тех случаях, когда эпилептический процесс наслаивается на олигофрению или органическое поражение головного мозга. В то же время у больных с преморбидно высоким интеллектом слабоумие выявляется в меньшей степени, позже и лучше компенсируется. Это же относится и к эпилептическим изменениям характера – чем выше был интеллект заболевшего эпилепсией, тем меньше проявляются у него отрицательные и неприятные качества характера.
Известна и роль возраста больного при начале заболевания в формировании эпилептического слабоумия. Обычно указывается, что чем раньше проявилась эпилепсия, тем более выражено слабоумие. Однако при начале заболевания в возрасте до 3–4 лет у детей могут отсутствовать типичные для эпилепсии изменения интеллектуальной деятельности и характера, и в клинической картине на первый план выступают симптомы грубой органической церебральной патологии – двигательное беспокойство, общая расторможенность, неустойчивость внимания, раздражительная слабость, повышенная психическая утомляемость.
Одним из основных симптомов эпилептического слабоумия является замедление темпа психических процессов, нередко сочетающееся с общей брадикинезией, которое мы легко определяли в экспериментально-психологическом исследовании, например, с помощью таблиц Шульте. При этом отмечается не только замедленный темп сенсомоторных реакций, но и их равномерность: на каждую таблицу затрачивается примерно одинаковое время, отсутствует повышенная истощаемость психической деятельности.
Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изменения подвижности основных нервных процессов, инертность психической деятельности. Эти особенности легко обнаруживаются в пробах на переключение: при попеременном прибавлении к заданному числу двух других, при попеременном подборе к заданным словам антонимов и синонимов, одушевленных и неодушевленных предметов (методика Лебединского).
Брадикинезия и инертность протекания психических процессов характеризуют мышление эпилептиков – тугоподвижное, вязкое, с затруднениями в отделении основного от второстепенного. Наблюдаемый иногда в клинике достаточно быстрый темп речи больных эпилепсией зависит от стереотипного характера психической деятельности, речь этих больных изобилует шаблонами. Быстрота здесь обусловлена тем, что больные как бы избирают путь наименьшего сопротивления.
Тугоподвижность мышления эпилептиков находит отражение в их произвольной речи, больные «топчутся на месте», не могут отвлечься от второстепенных деталей. Но при этом цель высказывания больным не теряется.
Инертность, вязкость мышления больных эпилепсией отчетливо выступают в словесном эксперименте. Об этом свидетельствует увеличение латентного периода, частые эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов. Часто на слова-раздражители больные отвечают стереотипными рядами слов либо называют слова из своего профессионального обихода, иногда в качестве ответной реакции подбираются прилагательные, обозначающие цвет данного предмета.
Иногда ответные слова относятся к предыдущим словам-раздражителям («запаздывающие» речевые реакции).
Нередко характер ответных реакций у больных эпилепсией свидетельствует о затруднениях деавтоматизации на уровне второй сигнальной системы.
Часто в словесном эксперименте встречаются ответы-штампы (например: яблоко – груша, птица – курица). При выраженном слабоумии ответные реакции стереотипны, однообразны – на все слова-раздражители больной может отвечать двумя-тремя словами («хороший» или «плохой», «знаю» или «не знаю»). Нередко словесные реакции отражают лишь отношение больного к предметам, обозначенным словами-раздражителями. Эти особенности ассоциаций являются отражением изменения личности больных, присущего эпилептикам эгоцентризма.
В обычной беседе у больных эпилепсией обнаруживается склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. Еще больше эти особенности эпилептического мышления выступают при описании больными сложного рисунка или при пересказе текста. Нередко, описав таким образом рисунок, больной не может уловить все же его содержание. Особенно ярко склонность к детализации проявляется при исследовании с помощью методики установления последовательности событий по серии рисунков. В этих случаях больные с выраженным эпилептическим слабоумием детально, со множеством несущественных подробностей, описывают каждый рисунок, но сопоставить их не могут, так как затрудняются в дифференцировке существенных и второстепенных признаков.
Затруднения в выделении существенных признаков предметов и явлений характеризуют наблюдающееся при эпилепсии снижение уровня процессов обобщения и отвлечения. При исследовании с помощью методики исключения больные обстоятельно характеризуют каждый из четырех изображенных на рисунке предметов и либо не находят между ними отличия, либо, наоборот, заявляют, что все эти предметы ничего общего между собой не имеют. Так, больные приходят к выводу, что шкаф, кровать, этажерка и комод являются мебелью, и не могут найти отличительного признака, позволяющего объединить виды мебели, служащие для хранения каких-либо предметов. Разглядывая картинку с изображением очков, часов, весов и термометра, больной дает им детальную характеристику и утверждает, что не видит между ними ничего общего.
Больные с эпилепсией классифицируют предметы по конкретно-ситуационному признаку. Характерно образование в процессе классификации нескольких мелких однородных групп, например, выделяется посуда металлическая и стеклянная, предметы обуви и головные уборы образуют отдельные группы и не объединяются с предметами одежды.
При исследовании по методике складывания картинок из отрезков деятельность больных определяется, по выражению А.Н. Бернштейна, непланомерным синтезом. Больные выполняют задание при помощи метода проб и ошибок. Они выбирают обычно более крупный отрезок и к нему поочередно прикладывают все другие. Причем больные чаще руководствуются не представлением о целостном рисунке, а краями, формой и цветом отдельных отрезков. Вся эта работа выполняется с присущей эпилептикам педантичностью, тщательно. Убедившись в неправильности соединения двух отрезков, больные откладывают один из них и примеряют следующий.
Наблюдающееся часто у больных эпилепсией резонерство отличается от резонерства при других заболеваниях. Резонерствующий эпилептик, по выражению «любит делать наставления, поучать, становясь иной раз в роль неприятного, узкого моралиста». Резонерство эпилептиков носит характер своеобразного компенсаторного «рассуждательства». Его особенности проявляются в поучительном, типа сентенций, тоне высказываний, отражающих некоторую патетичность их и переоценку собственного жизненного опыта. Эти высказывания неглубокие, поверхностные, бедные по содержанию, содержат банальные ассоциации. Резонерские рассуждения эпилептиков всегда приурочены к конкретной ситуации, от которой больному трудно отвлечься.
У резонерствующих эпилептиков в эксперименте отмечается снижение уровня обобщения и отвлечения, узость диапазона мышления, эгоцентрические тенденции при бедности словарного запаса. Последнее обстоятельство также придает своеобразный колорит эпилептическому резонерству, в котором сочетаются поучительность суждений с олигофазией» Если при шизофрении в резонерстве выявляется актуализация «слабых» признаков, своеобразное нарушение ассоциативных процессов, разрушение формирующихся в течение жизни психических стереотипов, то при эпилепсии наблюдаются инертность мышления, актуализация малосущественных признаков, непреодолимые шаблоны в мышлении.
Эпилептическое слабоумие находит свое отражение в специфических симптомах расстройств речи – в замедлении ее темпа, употреблении уменьшительных слов и речевых штампов, в олигофазии. Иногда в речи слабоумных эпилептиков отмечается витиеватость, стремление приукрасить речь, склонность к примитивному рифмованию.
С.С. Мнухин выделял следующие условия, способствующие образованию постоянной олигофазии: большую частоту эпилептических припадков; преобладание в картине болезни проявлений «психической» эпилепсии; длительное существование после припадков состояний нарушенного сознания, в частности оглушенности; своеобразную, присущую эпилепсии, форму психического распада.
Исследования речи больных эпилепсией показали, что в проявлении олигофазии большое значение имеет степень конкретности раздражителей речевого анализатора, направленность речевых реакций. «В связи с этим, – пишет В.М. Блейхер, – мы использовали серию методик, отличающихся различной выраженностью этих свойств (называние изображенных на рисунке предметов, подбор слов противоположного значения, попеременное называние пар одушевленных и неодушевленных предметов, произвольное называние 50 слов). Было установлено, что общая прогрессирующая олигофазия больше выражена при абстрактных, менее направленных раздражителях речевой области».
В ряде случаев, когда внешне олигофазию было трудно уловить, так как предметы и их изображения на рисунке больные называли удовлетворительно, она четко выявлялась при подборе слов противоположного значения, в пробе на чередование и т.д. Поэтому для установления наличия или отсутствия общей прогрессирующей олигофазии нельзя ограничиваться показом больному предметов и просьбой назвать их. С этой целью необходимо произвести специальное экспериментально-психологическое исследование с помощью упомянутой серии методик.
Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаблением памяти. Ослабление памяти является непременным признаком эпилептического слабоумия. Клинические наблюдения и экспериментально-психологические исследования, проведенные В.М. Блейхером, свидетельствуют о характерном для истинной эпилепсии параллелизме между степенью выраженности слабоумия и ослаблением памяти. Это положение имеет практическое значение, поскольку исследование памяти позволяет врачу объективно судить о глубине психического дефекта.
Особенно четко динамика снижения мнестической функции выступает при исследовании памяти эпилептиков с помощью психометрического метода Векслера. Раньше всего недостаточность памяти проявляется при выполнении заданий, включающих элементы деавтоматизации. Показательна и длительная сохранность у больных эпилепсией ассоциативной памяти Заметные нарушения ее свидетельствуют о глубоком слабоумии.
Характерна динамика ослабления различных сторон памяти. Вначале нарушается произвольная репродукция – концентрация внимания на воспроизведении в памяти какого-либо слова лишь ухудшает репродукцию. На последующих этапах обнаруживаются уже расстройства удержания и запоминания. В такой же последовательности нарушается память и при церебральном атеросклерозе, протекающем без инсульта. Это дает основания полагать, что отмеченная динамика присуща болезням с медленно прогрессирующими мнестическими расстройствами.
При эпилепсии в структуре психического дефекта тесно переплетаются явления интеллектуального снижения и аффективно-личностные изменения. Эгоцентрическая аффективно-личностная направленность процессов мышления придает эпилептическому слабоумию особые черты, позволяющие определить его как концентрическое, т.е. характеризующееся сужением интересов больного на своей личности.
Эпилептическая пропорция выражается в сочетании вязкости со взрывчатостью, умилительности и слащавости со злобностью. Эти компоненты представлены у разных больных не одинаково, нередко преобладает один из них. Развитию характерологических изменений эпилептика в известной мере способствует специфика его взаимоотношений со средой: с одной стороны, это попытки самоутверждения, жажда признания, с другой – сознание своей неполноценности.
В результате исследования с помощью метода уровня притязаний В.М. Блейхер получил данные о соответствии степени выраженности эпилептического слабоумия и личностных изменений Эпилептическое слабоумие проявляется выраженными нарушениями самооценки, из-за которых больной в ситуации эксперимента не учитывает результатов, успешных или неуспешных, выполнения предыдущих заданий. Частота ригидного типа уровня притязаний у слабоумных эпилептиков позволяет думать, что в его формировании играют роль два фактора: интеллектуальная недостаточность, которая становится предпосылкой не совсем адекватной критической оценки больным своих возможностей, и характерологические изменения, являющиеся отражением инертной установки.
Типология эпилептического слабоумия разработана недостаточно. Описанная в настоящем разделе типичная картина эпилептического слабоумия может быть охарактеризована как простое эпилептическое слабоумие. В зависимости от преобладания в клинической картине простого эпилептического слабоумия тех или иных симптомов можно говорить о различных его вариантах.
Характерные для эпилепсии прогредиентные признаки изменения личности и слабоумие в межприступный период являются решающими факторами в диагностики истинной эпилепсии.
Больной О. по опорным словам – «дом, лампа, огонь» составил следующий рассказ:
«Мы получили новую квартиру, переехали в пятиэтажный дом. Жене комната не понравилась, так как не было электрической лампы, и мне пришлось бежать вечером в магазин покупать лампу. Яркий свет озарил нашу новую комнату. Я пошел в кухню поставить чай. Когда засверкал яркий огонь на газовой плите, я поставил чайник и вернулся к себе в комнату».
Пример иллюстрирует эгоцентризм, являющийся следствием личностных изменений при эпилептическом слабоумии.
Другой пример показывает склонность больного в обстоятельности, чрезмерной детализации. Больной П. описывает каждую картину в том порядке, как она лежит: «Это мальчик на дереве. А под деревом собаки или волки. Сколько их? Один, два, три. Он испугался, видимо, так как не может сойти с дерева, хотя под деревом лежит его сумка. Она раскрылась и из нее высыпались книги и тетрадки. Этот мальчик школьного возраста. А шарфик у него свисает почти до самой земли, вернее, снега. Это зима – снег всюду, беленький. Волки могут стащить его за шарфик. А на этой же картинке тоже какой-то мальчик идет через лес. Тут тоже зима. Видите – снежок беленький. Он даже не в лесу, а на опушке, И сумку несет. Он тоже школьного возраста. Вот только трудно сказать – утро или вечер. Скорее всего утро, так как школьники обычно утром идут в школу, а вечером дома готовят уроки. А на этой картинке двое взрослых и ребенок. Один взрослый держит ребенка на руках, подсаживает его на дерево, а другой – держит ружье, как будто целится».
Еще один пример содержит, помимо склонности к обстоятельности и детализации, многократные персеверации, вязкость мышления и характерные для речи эпилептиков использования уменьшительно-ласкательных суффиксов. Больной обращается к доктору:
«Доктор, угостите, пожалуйста, папиросочкой. Мне вчера маменька принесла папиросочки, хорошенькие такие папиросочки. Вот и нянечка сказала: теперь у тебя есть папиросочки, хорошенькие такие папиросочки, маменька принесла, теперь тебе будет что курить. А больной из соседней палаты ночью взял и выкурил мои папиросочки, хорошенькие такие папиросочки. Я утром встал, хотел покурить папиросочки, хорошенькие такие папиросочки, которые мне маменька вчера принесла, а больной-то все их и выкурил и теперь мне курить нечего. Доктор, угостите меня папиросочкой, а завтра маменька принесет мне папиросочки, хорошенькие такие папиросочки, я вам и отдам».
В заключении хотелось бы подвести итоги нашего рассмотрения эпилептического слабоумия.
Следуя обозначенным во введении задачам, мы описали интеллектуальную сферу человека, как психический феномен и входящие в него психические функции. Описали слабоумие вообще, как явление, особенности его при эпилепсии, а также органическую основу нарушения интеллекта при эпилепсии. Проследили какие нарушения происходят с каждой психической функцией при эпилептическом слабоумии и во второй, практической части работы проиллюстрировали некоторые из них примерами из практики. Кроме того, в теоретической части были описаны нарушения личностной, в частности, мотивационной сферы при данном нарушении интеллекта.
Таким образом, цель работы – описание клинических признаков эпилептического слабоумия как нарушения интеллектуальной сферы, была достигнута.
- Блейхер В.М. Клиника приобретенного слабоумия. – Киев: Здоров’я, 1976. – 151 с.
- Болдырев А.И. Эпилепсия у взрослых. — М.: Медицина, 1971. – 367 с
- Золотухина О.Н., Кондаков В.С. Художественная психопатология. Изд-во «Удмуртский университет», Ижевск, 2000 г.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. – 2-е изд, стереотипное, М., Академия 2003 г.
- Снежневский А.В. Общая психопатология. – Спб., 2004 г. – 190 с.
Тактика лечения
Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.
Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.
Нейролептики
Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.
Противосудорожные препараты
При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.
Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.
Биогенные стимуляторы
В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.
Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.
Витамины группы В
Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.
Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.
Психологическая помощь
Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.
Виды психологической помощи при слабоумии:
Помощь слабоумным детям и подросткам | Помощь родственникам слабоумных детей и подростков |
|
|
Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.
О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:
Психосоматика эпилепсии
Тяжёлая падучая болезнь, психосоматика которой сегодня до сих пор изучается, может быть менее опасной, если человек осознает природу эпилептических припадков. О психосоматике эпилепсии чаще приходится говорить, когда заболевание является приобретенным. Но если болезнь уже диагностирована, припадки происходят также по разным психологическим причинам.
Что же провоцирует эпилепсию?
- Чувство постоянного противостояния окружающему миру, борьбы с ним.
- Чувство преследования, напряжения, панические атаки, душевный дискомфорт.
- Отрицание собственного права на жизнь.
- Чрезмерная подавленность, эгоизм, педантизм.
Противостояние проявляется настолько сильно, что человек ощущает его физически. Важный момент состоит в том, почему человек начинает испытывать дискомфорт и грусть. Например, если личность постоянно переступает через свои желания или принципы, у нее формируется привычка испытывать постоянный внутренний дискомфорт. Человека сопровождает отчаяние и злость.
Например, психосоматика эпилепсии у ребёнка связана с его отношениями со старшими. К эпилепсии может привести семейное неблагополучие. Ситуация, когда ребенка постоянно подавляют отрицательным образом сказывается на его психике. В этом случае Может развиться эпилептический недуг, даже если для нее не было генетических предпосылок.
Прогнозы, продолжительность и качество жизни
Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.
Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.
На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.
При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.
Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).
Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.
Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.
Под слабоумием, также называемом олигофренией, понимают нарушение интеллектуальной деятельности или заметное отставание от среднего для конкретного возраста умственного развития. Симптомы слабоумия у детей проявляются в разной степени в зависимости от уровня умственной отсталости. Только высококвалифицированный специалист сможет определить степень тяжести заболевания, после чего назначит соответствующее лечение. Олигофрения не излечивается полностью, однако можно добиться превосходных результатов, проводя терапию и профилактику болезни. Стоит более детально разобраться в том, что же такое слабоумие у детей, из-за чего оно возникает, и какие симптомы сопутствуют данному расстройству.
Слабоумие у ребенка может развиваться с самого детства по разным причинам
Психические нарушения при эпилепсии
Психические расстройства при данном недуге связаны с тем, что болезнь затрагивает разные отделы головного мозга. Проявления психических нарушений эпилептической болезни внешне можно спутать с другими отклонениями.
Эпилептический психоз — изменения в психике человека, которые появляются при развивающемся недуге. Самыми распространёнными нарушениями считаются:
Дисфория.
Довольно опасное состояние, вызывает тягу к алкоголю. Сопровождается оно беспричинной грустью. Иногда к депрессивным ощущениям добавляется агрессия. Подобные состояния могут появляться у больных падучей болезнью как ежедневно, так и несколько раз в месяц.
Лунатизм.
Многие эпилептики страдают лунатизмом. Это состояние, когда во время сна человек начинает передвигаться. Он может даже уйти на дальние расстояния, а после пробуждения не помнит, что происходило ночью.
Сумеречное расстройство.
В этом состоянии существующие вещи кажутся больному не реальными. Это состояние чревато бредом, а также галлюцинациями. У человека возникают проблемы с ответственностью за собственные действия.
Острый психоз.
Характерен бредовыми негативными идеями. Больной кричит, может кидаться на окружающих. При этом человек чувствует себя плохо и просит о помощи. По окончании случая инцидент выпадает из памяти.
Эпилептический онейроид.
Выражаются в появлении галлюцинаций, фантастических образов, дисфункции мышления.
Проявление онейроида
Галлюциноз.
Расстройство, характеризующееся присутствием в жизни больного постоянного галлюцинаторного синдрома. Состояние, сопровождаемое бредом или галлюцинациями, появляется обычно под вечер, при засыпании или ночью.
Эпилептический характер.
Изменение личности при эпилепсии происходит закономерно, если человек не работает над собой, не старается приспособиться к жизни в обществе. У больного сужается круг интересов, он все больше сосредотачивается на себе. Так, для изменения личности при эпилепсии характерным является:
- Изменение образа мышления.
- Излишняя эгоистичность человека, злобность.
- Избегание общества.
Умственная отсталость
Слабоумие у детей – это целая группа состояний умственной отсталости, психического недоразвития с ярко выраженными признаками недостаточного интеллекта. Такие состояния могут быть врожденными или приобретенными в первые годы жизни крохи. Это тяжелая семейная, и в то же время социальная проблема, над разрешением которой ученые задумываются и по сей день. Самым сложным моментом является осознание родителей реального положения дел и состояния своего дитя. Далеко не каждая мама готова принять то, что у ее малыша слабоумие, даже если признаки болезни выражены максимально четко. Далеко не каждый отец готов психологически согласиться с тем, что его сын или дочь страдают от олигофрении.
Олигофрения и эпилепсия
Олигофрения представляет собой умственную отсталость. Она может быть приобретенной или развиться вследствие патологий во время беременности и родов. Такая умственная отсталость часто приобретает свое развитие в комплексе с другими расстройствами психического и соматического характера. К ним относится и эпилепсия.
При диагностике психических нарушений у эпилептиков, важно не спутать их с разными степенями олигофрении.
На вопрос: эпилепсия — это психическое заболевание или нет можно ответить следующим образом. Правильнее назвать недуг хроническим нервно-психическим заболеванием. Ведь клиническая картина болезни представляет собой комплекс неврологических, психических, соматических проявлений.
Причины слабоумия
Одной главной причины возникновения олигофрении не существует, однако ученые выявили целый ряд факторов, ведущих к слабоумию:
- Наследственный фактор.
- Хромосомные аномалии и мутации генов.
- Влияние факторов окружающей среды: пренатальные (предродовые), перинатальные (факторы, относящиеся к предродовому периоду, непосредственно родам и первому времени после них), постнатальные (послеродовые).
- Инфекция.
Довольно часто можно встретить детей со слабоумием, родители которых также страдали этим заболеванием. Также бывают случаи, когда врачи не могут установить одну главную причину болезни, так как к ее возникновению могут привести различные факторы: кровоизлияние в мозг, внутриутробная инфекция, гипоксия плода и пр.
Причиной слабоумия может стать инфекция, мутация генов, наследственный фактор
Степени слабоумия и симптоматика
Чтобы досконально разобраться в симптомах слабоумия у детей, необходимо взглянуть на степени умственной отсталости и их классификацию:
- Легкая отсталость или дебильность, когда коэффициент умственного развития составляет 0,50-0,70. В данном случае ребенок способен вести простую деятельность, при этом он испытывает трудности с запоминанием, проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Чаще всего детей с таким диагнозом отправляют на учебу в специальные школы, где предусмотрена особая программа обучения.
- Умственная отсталость средней степени или имбецильность. Дитя можно обучить выполнять несложные задания и поручения, однако к полностью самостоятельной жизни такие дети не приспособлены, и требуют постоянного внимания со стороны взрослого человека.
- Тяжелая умственная отсталость или идиотия. Показатели коэффициента умственного развития находятся на достаточно низком уровне – ниже 0,20. Такие дети самостоятельно не могут даже одеться или принять пищу, хотя и обладают некоторыми зачатками речи. Память практически не развита, ребенок не способен чему-либо научиться. Заболевание нередко сопровождается нарушениями развития внутренних органов и физическими недостатками.
Для определения степени заболевания необходимо обратиться за качественной медицинской помощью. В условиях стационара проводится обследование, больной некоторое время находится под наблюдением специалистов, после чего устанавливается диагноз.
Дети с легкой отсталостью испытывают определенные трудности с запоминанием, сталкиваются с проблемами в отношениях со сверстниками, однако могут самостоятельно выполнять некоторые действия
Факторы риска
Специалисты говорят о том, что существует несколько десятков различных причин, которые могут оказать влияние на развитие интеллекта. Механизм запуска патологии до конца не изучен, что оставляет многие вопросы без ответа. Факторы, оказывающие влияние на психическое развитие, подразделяются на две категории: внутренние (эндогенная группа) и внешние (экзогенная группа). В большинстве случаев, влияние этих факторов имеет наивысшую степень в период внутриутробного развития. Чуть реже, встречаются патологии, вызванные негативным влиянием различных факторов в первые годы жизни. Ученые отмечают, что существуют определенные раздражители, способные спровоцировать нарушения развития в возрасте шести лет.
Давайте рассмотрим, самые распространенные причины умственной отсталости:
- Острая интоксикация в период вынашивания плода. Болезненные состояния, вызванные негативным влиянием отравляющих веществ, могут стать причиной нарушений в обменном процессе. Интоксикация может быть вызвана длительным употреблением фармакологических средств, алкоголя и наркотиков. Их негативное воздействие часто провоцирует различные нарушения в период внутриутробного развития.
- Негативное влияние инфекционных агентов. На протяжении всей беременности, организм женщины становится более подвержен различным заболеваниям. Банальный грипп или ОРВИ могут оказать отрицательное воздействие как на организм матери, так и развитие плода.
- Дистрофия. Нарушение обмена веществ, что затрагивает многие внутренние органы и системы, часто приводит к серьезным изменениям в организме. Дистрофия, часто сопровождается дисфункцией печени, почек и органов пищеварительной системы.
- Травмы различного характера. Ушибы, удары и другое внешнее воздействие может привести к травматическому поражению плода, которое может вызвать умственную отсталость. Наиболее частой причиной умственной отсталости является сдавливание головы ребенка, во время появления на свет.
Говоря об эндогенной группе факторов, следует упомянуть о важном значении наследственности. По мнению специалистов, недоразвитость психики тесно взаимосвязана с генетическими нарушениями. Хромосомные заболевания и несовместимость крови матери и ребенка – являются одними из самых распространенных факторов риска. Врачи отмечают, что у детей с диагнозом болезнь Дауна, генетический код состоит из сорока семи хромосом. У людей с полностью здоровой психикой этот код состоит из сорока шести элементов. Также следует отметить, что развитие легкой формы умственной отсталости может быть связано с воспалительными заболеваниями головного мозга, перенесенными в детском возрасте.
Отдельно следует упомянуть о нарушении белкового обмена. Фенилкетонурия, являющаяся одной из самых сложных форм рассматриваемой болезни, тесно взаимосвязана с подобными нарушениями. Важная роль в развитии детского интеллекта отведена таким критериям, как вредные привычки родителей (употребление наркотиков или алкоголя), радиационный фон и экологическая обстановка. Немаловажную роль имеют и материальные условия для жизнедеятельности. Недостаток полезных элементов, которые ребенок получает из материнского молока, могут привести к нарушению не только психического, но и физического развития.
Умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей
Лечение слабоумия
Для правильного и наиболее эффективного лечения важно как можно раньше распознать симптомы умственного отставания и определить степень тяжести болезни, также следует выяснить причину ее возникновения.
Важно ежедневное наблюдение за поведением малыша, врачи-психологи проводят специальные тесты, применяются различные инновационные методы для определения степени психического расстройства. Только после этого назначается лечение, направленное на снижение проявлений заболевания, обучение маленького человечка определенным действиям, которые помогут ему в дальнейшем вести самостоятельную жизнь.
Принципы немедикаментозного лечения состоят в следующих моментах:
- Психологическая поддержка больного ребенка, проведение с ним близкой беседы. Ни в коем случае нельзя изолировать его от общества и общения. Изоляция ведет к еще более серьезным негативным последствиям.
- Помещение его в специальную школу, где он сможет обучаться самостоятельной жизни, приобретать какие-то знания и навыки. Обучение позволяет развивать фантазию, мышление и воображение, помогает начать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Умение со стороны родителей слушать пожелания своего чада и выражать свои мысли так, чтобы тот понимал их.
В качестве медикаментозного лечения иногда применяются транквилизаторы, нейролептики и другие препараты, оказывающие успокаивающее действие на больного. Такие средства больше направлены не на лечение, а на устранение явных признаков психического расстройства.
Для таких детей важна психологическая помощь со стороны их родителей
Нередко люди со слабоумием находятся в психиатрических клиниках только из-за того, что родные испугались и отказались от них, когда те были еще совсем детьми. С одной стороны, таких родителей можно понять, но с другой – это их ребенок, и совсем не важно, от какой болезни он страдает, важно – помочь ему справиться с проблемой и адаптироваться к этому миру.
Мы рассмотрели основные признаки слабоумия у детей, а также способы лечения болезни. Это серьезное расстройство, которое может доставить массу неудобств как самим детям с таким диагнозом, так и их родителям, однако чем скорее будет диагностирована умственная отсталость, тем лучше будет протекать ее лечение.
Детская деменция – болезнь, которая характеризуется распадом интеллекта (слабоумием). Чаще всего у детей данное заболевание начинает проявляться к двум-трем годам (до 2-х лет, как правило, развитие проходит соответственно возрасту).
Методы терапии
Основной составляющей комплексного лечения умственной отсталости является использование препаратов, оказывающих положительное воздействие на работу головного мозга. Следует обратить внимание, что выбор конкретного средства определяется на основе степени тяжести патологии и её выраженности. Чаще всего, для коррекции интеллектуального развития применяются лекарства, содержащие в себе гормональные компоненты и йод. Помимо них, используются «Аминолон» и «Пирацетам», которые входят в группу ноотропных средств. Медикаменты из этой лекарственной группы нормализуют трофику тканей и улучшают обменные процессы в области головного мозга.
При диагнозе фенилкетонурия, больному назначается строгая диета, включающая в себя продукты с повышенным содержанием полезных микроэлементов. Витамины из группы «В» в сочетании с аминокислотами позволяют закрепить результат и улучшить мозговую активность. Использовать подобные препараты самостоятельно — строго запрещено, поскольку неправильный выбор лекарств и дозировки может лишь усугубить течение болезни.
В случае с неадекватным поведением, которое вызвано болезнью, применяются лекарства из категории нейролептиков и транквилизаторов. Для того чтобы достичь стойкого результата в лечении патологии, терапевтического воздействие должно быть комплексным. Оно заключается в использовании различных фармакологических средств в сочетании с индивидуальным подходом к вопросу обучения. Для того чтобы снизить риск различных проблем в вопросе социальной адаптации, в воспитании ребенка должны принимать участие логопеды и специалисты из области психологии.
Социальная реабилитация имеет первостепенную важность в терапии умственной отсталости. Специальные учебные заведения используют специфически адаптированную методику обучения. Благодаря определению ребенка в такие заведения, он сможет освоить базовые навыки различных несложных профессий.
Умственно-отсталый ребенок нуждается в постоянной заботе своих родителей. Своевременное врачебное вмешательство позволяет не только добиться стойкого результата, но и нормализовать дальнейшую жизнь. Большинство людей, с диагнозом легкая форма умственной отсталости, успешно реализуются в обществе, создавая собственные семьи и добиваясь различных карьерных успехов. В случае со средней и тяжелой формой патологии, больные нуждаются в постоянном медицинском уходе, который направлен на контроль над состоянием здоровья.
При умственной отсталости страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими
Отличительные черты и степени тяжести
Детскую деменцию не стоит путать с олигофренией (умственная отсталость), так как их симптоматика имеет определенное сходство, долгое время эти понятия не отделяли друг от друга. Основными отличиями деменции от олигофрении является их разграничение по таким критериям (признакам):
- время возникновения (деменция – постнатальный период, олигофрения — пренатальный, натальный и ранний постнатальный);
- тип дизонтогенеза (деменция – стойкое недоразвитие, олигофрения – поврежденное развитие);
- характер поражения центральной нервной системы (деменция – локальный (редко тотальный), олигофрения – тотальный);
- структура дефекта (деменция – мозаичность дефекта, олигофрения – иерархичность дефекта);
- течение (деменция – прогрессирующий (прогредиентный) характер, олигофрения – непрогредиентный характер).
Также, в отличие от деменции, олигофрению по степени тяжести разделяют на три формы (дебильность, имбецильность, идиотизм):
- слабо выраженная форма (дебильность), характеризуется нарушением познавательной деятельности, отсутствием у ребенка абстрактного мышления и повышенной формой внушаемости;
- средняя степень (имбецильность), форма, которая характеризуется наличием элементарных навыков самообслуживания, отсутствием самостоятельного мышления и простой речью (у имбецила словарный запас состоит из набора стандартных фраз);
- крайняя степень (идиотизм), характеризуется отсутствием внятной речи и невозможностью интеллектуально развиваться.
Симптомы и причины развития
Симптомы (признаки) деменции зависят не только от формы, но и от возраста ребенка:
- Ясельный возраст и дошкольный период (от года до семи лет). Деменция у детей в этом возрасте проявляется сужением словарного запаса, потерей ранее приобретенных навыков, сложностями с изложением (формулированием) мыслей, снижением двигательной активности вплоть до утраты способности ходить. Также возможно развитие равнодушия и отсутствия привязанности к родным людям.
- Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет). В этот период отмечается снижение работоспособности и проблемы с памятью (ребенку сложно запоминать новую информацию, а также начинают путаться раннее усвоенные знания).
- Подростковый возраст (от одиннадцати до восемнадцати лет). Ребенок начинает быстро уставать, ухудшается речь (становится нечеткой). Возникают проблемы с памятью и вниманием.
Деменция, возникающая на фоне различных генетических заболеваний, также может отличаться по скорости и характеру течения. Например, если причиной деменции является болезнь Нимана-Пика, то проявить себя она может только в подростковый период, а если деменция проявилась из-за болезни Лафора, то ребенок может умереть и в более раннем возрасте, так как такое заболевание протекает стремительно.
Деменция у детей может быть врожденной или приобретенной по таким причинам:
- генетические (наследственные) заболевания, которые проявляются через некоторое время после рождения;
- некоторые заболевания инфекционного характера;
- любого рода травмы головы;
- воздействие ВИЧ-инфекции;
- недостаточное питание тканей мозга, в связи с нарушением сосудистого кровотока;
- отравление лекарственными средствами.
Проведение диагностических мероприятий
Диагноз УО ставится на основе тестов, измеряющих степень интеллектуальной развитости. По словам специалистов, существует множество гарантированных методов распознавания патологии в раннем возрасте. Когда развитие болезни связано с генетическими нарушениями, определить патологию можно в период внутриутробного развития. Для этой цели используется скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке беременности. Проведение подобных мероприятий позволяет матери сделать выбор между прерыванием и сохранением беременности.
В том случае, когда умственная отсталость возникает на фоне нарушений в развитии различных систем, диагностировать болезнь гораздо сложнее. Одним из ярких примеров в этой группе, является болезнь фенилкенутрия. Особенность этой патологии – полное отсутствие признаков нарушений в формировании психики во время внутриутробного развития или в первые несколько недель после появления на свет. Болезнь проявляется в первые месяцы жизни новорожденного в виде различных пятен на коже, частых приступов рвоты, вялости и повышенной потливости. Следует обратить внимание на то, что пот младенца обладает резким специфическим запахом. По мнению врачей, своевременное терапевтическое вмешательство позволяет сохранить интеллект у ребенка.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о важности регулярного прохождения медицинского обследования в первые месяцы жизни ребенка. При наличии подозрений на нарушения в сфере умственной деятельности, следует обратиться к неврологу. Снятие энцефалограмы, изучение анализов крови и мочи – позволяет своевременно определить формирование патологии. В ситуации с детьми школьного возраста, вышеперечисленные мероприятия дополняются проведением консультации с детским психоневрологом.
В определенных случаях, определить причину нарушения формирования психики можно только при помощи детального анализа ДНК.
Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка
Диагностика и лечение
Диагностировать данное заболевание в детском возрасте достаточно сложно, так как некоторые психические расстройства или болезни психосоматического характера имеют схожую симптоматику.
Для того чтобы правильно поставить диагноз, необходимо:
- длительное наблюдение за поведением ребенка;
- оценка общего состояние и сбор информации о наследственности;
- проведение определенного количества диагностических тестов;
- диагностика состояния сосудов головного мозга с помощью магнитно-резонансной томографии;
- назначение клинического и биохимического анализа крови.
Так как деменция у детей – это заболевание достаточно серьезное, то наблюдение и обследование должно носить всесторонний характер. Поэтому помимо педиатра, состояние ребенка должны контролировать и другие специалисты (невролог, психиатр, психолог).
Тактика лечения зависит от течения и причины возникновения этого заболевания. Чтобы снизить скорость развития деменции, психиатр назначает препараты, влияющие на кровоток и обмен веществ нервных клеток мозга.
Для улучшения всех процессов мозговой деятельности, при деменции назначают ноотропные препараты. Детям назначают малотоксичные лекарственные средства, которые хорошо переносятся маленькими пациентами (Ноотропил, Пирацетам, Нооцетам, Луцетам).
Помимо традиционных методов лечения, возможно также использование народных методов (настойки из лекарственных растений из женьшеня, элеутерококка, лимонника, левзеи).
При терапии народными методами, важно помнить, что они не в состоянии заменить полноценное традиционное лечение.
Витамины и различные диетические добавки также способны положительно воздействовать на организм при детской деменции:
- витамин Е (доказано, что в умеренных количествах он замедляет процесс прогрессирования болезни);
- витамин С (повышает иммунитет и укрепляет сосуды);
- жирные кислоты Омега-3 (снижают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний).
Возможные осложнения, профилактика и прогноз
Основным осложнением в процессе болезни является развитие депрессивного состояния на ранних стадиях болезни. Ухудшение умственных и физических способностей, без соответствующего лечения негативно сказывается на общем состоянии ребенка (вплоть до утраты элементарных навыков, освоенных ранее в т. ч. и бытовых). Дети с деменцией нуждаются в максимальном внимании и тщательном уходе.
Поскольку обнаружить данное заболевание оказывается возможным только тогда, когда уже проявляются явные симптомы, то и профилактика заболевания становится достаточно затрудненным, а иногда и невозможным процессом (особенно если причина болезни – наследственный фактор).
Со стороны родителей представляется возможным выполнение таких поддерживающих мер:
- бережное отношение к здоровью и своевременное лечение заболеваний;
- занятия с ребенком различного характера;
- избегание умственных и физических перегрузок;
- оберегание от эмоционального перенапряжения;
- соблюдение режима дня и здорового образа жизни;
- поддержание иммунитета;
- избегание даже слабых травм (ударов, сотрясений) головы.
Самым главным условием комфортного эмоционального состояния ребенка, страдающего деменцией, является проявление любви, внимания, заботы и терпения со стороны близких людей.
Деменция – это заболевание, которое относится к неизлечимым, и на сегодняшний день можно только замедлить ее течение. Процессы (симптомы), которые проявляются постепенно или стремительно, носят необратимый характер.
Якутина Светлана
Эксперт проекта OInsulte.ru
- Девиантное поведение детей с приобретенным слабоумием отражается в социальной дезадаптации.
- Социально-правовые нормы не воспринимаются подростками как обязательные и не усваиваются в процессе взросления.
- Поведенческие нарушения могут проявляться в виде беспорядочных половых связей подростков, в аффективных реакциях с проявлением агрессии как вербальной, так и невербальной.
- Кроме эмоционально-волевых нарушений страдают и когнитивные процессы – внимание, память, мышление, речь.