Семейная стоматология

Решаем проблемы зубов

Экстренная помощь при острой зубной боли

вне очереди!

Запишитесь на прием по телефону

Кингисепп, Крикковское шоссе 20

Социальные типы, типы характера человека (по Э.Фромму)

Социальные типы, типы характера человека (по Э.Фромму)

Калганова, 12911

Социальные типы, типы характера человека(по Э.Фромму).

По Э.Фромму, каждый человек по-разному решает жизненные проблемы, что обусловлено его характером. Часто термины «характер» и «темперамент» используют как синонимичные, такое использование является ошибочным. Темперамент относится к стилю или способу реагирования, он является врожденным и не поддается изменениям. Характер формируется посредством жизненного опыта и в дальнейшем может претерпевать изменения. Различие в характерах, в отличие от различия в темпераментах является вопросом этики.

Личность- совокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельного взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным.

В процессе жизни у человека складывается определенное отношение к миру. Он либо приобретает и покупает вещи, это процесс ассимиляции, либо взаимодействует с людьми, процесс социализации. Отсюда вытекает, что характер- «относительно постоянная форма, в которой канализируется энергия человека в процессах ассимиляции и социализации». Человек совершается поступки в соответствии со своим характером, такое внутреннее и внешнее соответствие помогает ему организовать свою жизнь. Также при помощи характера человек адаптируется к обществу, посредством семьи и воспитания родителей. Фромм разделяет индивидуальный характер и социальный. Индивидуальный формируется посредством наложения жизненного опыта на темперамент и физическую конституцию. Привычки, являющиеся приспособлением к социальным нормам и культурным моделям, меняются при их смене, они составляют социальный характер.

В идеальном характере выделяется непродуктивные виды ориентации и продуктивные. Автор отмечает, что каждый характер состоит из многих типов, но одна является ведущей.

Непродуктивная ориентация:

1) Эксплуататорская

Такое человек также ищет источник удовлетворения потребностей вовне, он берет «свое» силой или обманом. Предметом их любви является человек, которые уже имеет партнера, свободные их не интересуют. Они воруют или перефразируют чужие идеи, хотя, стоит отметить, делают это только в силу своего характера, так как сами способны на создание чего нового. Примером таких людей могут быть клептоманы, даже при достаточной материальной обеспеченности, таким людям нравится брать чужое. Враждебность и манипуляция по отношению к другим, циничность, зависть, ревность основные их чувства.

2) Рецептивная

Все что нужно, человек данного типа пытается получить извне- любовь, удовольствие, знание и т.п. Они не выбирают сами себе спутника жизни, а находят тех, кто их любит, таким людям сложно расставаться со своими партнерами. В знаниях такие люди активно впитывают идеи, не производя при этом свои. Чтобы не потерять свой «источник» в виде человека, который им что-то дает, такие люди не говорят «нет» и отличаются преданностью, что делает их зависимыми от других людей. У них нет своего мнения и чувства ответственности поэтому, они полагаются на мнения других. Такие люди много едят и пьют, чтобы побороть волнение, поэтому выразительной частью их лица является полуоткрытые губы. В общем, такие люди оптимистичны и дружелюбны, готовы оказать поддержку другим.

3) Рыночная

Успех такого человека зависит от умения продать себя. Человек следует определенной модели поведения, характерной для данного общества. Такой человек хорошо адаптируется, восприимчив к изменению отношения к нему, честолюбив. В основном ориентируется на образы успешных людей пропагандируемых рекламой, индустрией кино и т.п. У такого человека чувство самоуважения и самоидентификации зависит от исполняемых им ролей. Человек не способен к любви, хотя и пытается выразить в ней всю глубину чувств. В интеллектуальной сфере все направлено на быстроту, знания поверхностны.

4) Накопительная

Человек направлен внутрь себя, новое встречает с недоверием. Скупость во всем- деньги, мысли, чувства. В любви пытаются не давать, а брать, овладеть партнером. Стоит отметить, что они привязаны к людям и особенно сентиментальны к воспоминаниям. Знают много, но мышление непродуктивно. Такие люди молчаливы, замкнуты, склонны к педантизму и упрямству.

Продуктивная ориентация

Независимый, творческий, спокойный, ориентированый на социально –полезные поступки тип человека. Такой человек способен к продуктивному мышлению, воспринимать мир таким, какой он есть и в тоже время преобразовывать его. Такой человек «постигает мир эмоционально и интеллектуально через деятельность любви и разума». Только истинная любовь сопряжена с продуктивностью, она имеет такие свойства как забота, ответственность, уважение и знание. Благодаря творческому самовыражению, такой человек создает посредством продуктивного труда, предметы, необходимые для жизни. Люди такого типа обладают зрелой и целостной структурой характера, такой характера должен быть конечной целью в развитии человека.

Социальный характер

Социальный характер- « ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга». Люди в обществе выполняют определенные функции, которые диктуются социальной системой. Чтобы существовать в пределах социальной системы человек должен обладать социальным характером, который направляет и формирует энергию в общество, для дальнейшего его продолжения.

Семья является институтом передающим ребенку социальные нормы. Происходит это либо через влияние характера родителей, на формирование ребенка, либо через способы воспитания детей. Характер родителей выражает социальный характер, а способы воспитания, опираются на характерные для данной культуры.

Экономическое состояние, влияет на формирование социального характера, что в свою очередь влияет на формирование идей и идеалов общества. Также и сами идеалы влияют на социальный характер, который затем уже влияет на экономику. Почему те или иные идеалы завоевывают умы людей можно понять, только проследив историческое развитие социального характера, свойственного данному типу общества.

Все выше сказанное говорит о том, что Э. Фромм делает акцент на том , что на формирование личности влияют социо-культурные факторы, а типы личности формируются посредством социальных структур. Он не утверждает, что описанные им характеры присуще всем людям, они «идеальны», а каждый человек уникален и содержит различные комбинации «идеальных» характеров, формирующиеся посредством индивидуальной жизни.

Список литературы:

1)Эрих Фромм «Гуманистический психоанализ», серия «Хрестоматия по психологии».

Социально-психологическая характеристика личности статья

Социально-психологическая характеристика личности

Личность-это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические характеристики личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую он включен.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимодействие индивидов друг с другом, из-за чего формируются общие взгляды, социальные отношения и другие отношения к обществу, работе, народу, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность-это конкретный человек, который является представителем определенного государства, компаний и групп (социальных, этнических, религиозных, политических, половых, возрастных и т. д.), осознавая свое отношение к окружающим людям и социальной реальности, включаются во все отношения, участвующие в какой-то деятельности и наделенные специфическими индивидуальными и социально-психологическими характеристиками.

Развитие личности обусловлено различными факторами: уникальностью физиологии высшей нервной деятельности, анатомическими и физиологическими характеристиками, окружающей средой и сферой деятельности общества.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: баланс процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявления темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомо-физиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающих серьезное влияние на его психику и поведение, так и подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Наиболее важными факторами формирования личности являются природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлениях. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Социальная активность-это работа, в которой развивается человек и формируется его важнейшее качество.

Социально-психологические характеристики личности как описания всего комплекса присущих ей признаков имеют внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы — психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей среды.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Черты личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировозренческая сторона отражает общественный интерес личности к ее качеству и особенностям, позволяя занять достойное место в обществе.

Социально-психологический аспект отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Причиной изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, что присутствие импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются никаким законам, а причина возникновения зависит от личности.

С учетом социально-психологических особенностей личности, необходимо учитывать соматологические особенности. Анатомо-физиологические особенности строения тела человека предопределяет развитие определенных социально-психологических качеств.

Существует три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенные отношения с другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в противоречие с другим.

Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения.

Учет социально-психологических характеристик человека, вы должны принять во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматику совсем не свойственна тревога. Их состояние спокойное, стойкое удовлетворение.

Оба сангвиник и флегматик уравновешены в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, адекватно понимают свое место.

Поступки холериков отличаются резкостью, стремительностью, они характеризуются ослабленным инстинктом самосохранения. Меланхолика отличает отсутствие в движениях активности и осмотрительность в решениях.

Холерик-самый конфликтный человек. В зависимости от типа высшей нервной деятельности человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняют экстравертивность или интровертивность.

Экстраверсия указывает на те психологические особенности индивида, когда он сосредотачивается на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности к своему внутреннему миру. Интроверты отдают предпочтение своим интересам, которые считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Инстинкты — зафиксированная в генетическом коде программа адаптации (приспособления), самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

От господства одного из инстинктов вытекает первичное различие между людьми.

Виды людей по инстинкту доминирования:

1) агофильный тип-преобладает самосохранение;

2) генофильный тип – преобладает инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический инстинкт — преобладает альтруизма;

4) исследовательский тип – преобладает инстинкт исследования;

5) доминантный тип – преобладает инстинкт доминирования;

6) либертофильный – преобладает инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип – преобладает инстинкт сохранения достоинства.

Человеческая личность всегда развивается и совершенствуется.

Нельзя забывать о движущих силах, факторах, условиях и уровнях развития личности, что, с одной стороны, позволяет непрерывно контролировать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее увеличившимися физическими способностями, духовными потребностями и старыми формами деятельности; между новыми требованиями к производительности и несформированностью навыков.

Факторы психического развития — то объективно существующее, что с необходимо для определения активности индивида в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть как внешними, так и внутренними.

Внешними факторами являются окружающая среда и общество, которое развивает у человека внутренние физиологические, биогенетические характеристики человека и его психики.

Предпосылки психического развития – то, что оказывает влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, которые влияют на индивидуальные особенности и уровень психического развития.

Внешние предпосылки — это качество и особенности воспитания человека, внутренние – активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуются люди в своем развитии как личности.

Уровни психического развития – степень и уровень умственного развития личности в процессе и на различных этапах его формирования.

Актуальный (реальный) уровень развития личности — мера способности человека.

Этот уровень говорит о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты. Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек не может справится состоятельно, но с чем он справится с незначительной помощью.

Определяется полнота содержания личности и ее основные социально-психологические характеристики:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека-это его текущая система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде установленных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы различных слоев общества;

3) степенью понимания человеком своего положения в обществе;

4) содержание и характер потребностей и интересов, стабильность или легкость переключения, их узкость или многообразие так же являются элементом характеристики;

5) спецификой соотношений и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться на проявлениях мировоззрения, и поведения.

Разработан универсальный принцип объяснения природы и общества – развитие. Он включает в себя понимание необратимого, направленного, регулярного (закономерного) изменения характерного состава и структуры состояния субъекта.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Семейная стоматология

г. Кингисепп, 

Крикковское шоссе, д. 20

Запишитесь на прием по телефону

ООО «CЕМЕЙНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ», ОГРН 1134707001021 ИНН 4707035559 КПП