Стадии развития
Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.
Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.
Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.
К сведению:
Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.
Что такое игровая зависимость
Игровая зависимость — это непреодолимая тяга к гаджетам: телефону, планшету, компьютеру. О таком патологическом поведении впервые заговорили в 80-х годах ХХ столетия. Сегодня это заболевание только набирает обороты, потому что пристрастие к играм подогревается обществом и, даже, в некоторых ситуациях родителями.
Уже к подростковому возрасту начинает становиться явным то, что время, уделяемое ребенком компьютерным играм, превосходит допустимые пределы. Если маленькому чаду мама дает телефон или планшет, чтобы выкроить для себя хотя бы 20 свободных минут, то время подростка, проведенное за сетевой игрой, довольно сложно контролировать. Год от года ситуация будет только усугубляться, если вовремя не принять меры.
Виды зависимости:
- Игровая. Человек увлечен сетевыми и индивидуальными играми без контроля времени. Теряет интерес к учебе, работе, семье, сводя мир до монитора, где каждый день происходит что-то новое (сражения, гонки, открытия, путешествия).
- Сетевая. Интернет-общение, которое делает человека зависимым от переписки и обсуждений на форумах, в чатах, соцсетях. Этой тяге подвержены одинокие люди, имеющие заниженную самооценку, тяжело идущие на контакт в реальной жизни. В сети же они создают себе новый мир, окружают себя мифами и сочиняют новую жизнь.
- Интернет-серфинг. Бесцельное хождение по страницам сайтов, либо в поисках скандальной информации. Человек зачастую не подозревает, что это тоже зависимость. В основном, он выбирает “желтые” сайты, новости и поглощает информацию, которая ему не пригодится в будущем.
Причины интернет зависимости у подростков
Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.
Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.
Как определить, что ребенок игроман
Игровая зависимость опасна. Виртуальный мир делает подростка неадекватным, не способным контролировать ход жизни. Он опаздывает или вовсе пропускает уроки, перестает общаться со сверстниками.
Основные симптомы зависимости:
- Много времени уделяется играм.
- Наибольшее удовольствие приносят онлайн-игры.
- Подростка перестает интересовать все, что любил раньше.
- В одной игре ребенок сидит с нескольких гаджетов.
- Может просидеть ночь за игрой, не спав.
- Тратит деньги на “прокачку” аккаунта.
- Ребенок становится агрессивным и необщительным.
Появляются истерики, если ребенка отрывают от игры без шанса продолжить в ближайшее время.
Признаки интернет зависимости у подростков
Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:
- ощущение эйфории в период нахождения в сети, а в момент отдыха от компьютерного общения тинейджер испытывает апатию к окружению;
- человек перестает выходить на улицу;
- подросток не встречается с друзьями, теряет контакты со всеми знакомыми людьми в реальной жизни;
- постоянно ведет разговоры об интернет технологиях, о сайтах, которые он посетил;
- потеря режима жизни, времени;
- снижение двигательной активности;
- проблемы в учебном заведении из-за невнимательности и неуспеваемости.
Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.
К сведению:
Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.
Что делать, если у вашего ребенка обнаружена зависимость.
1. Прежде всего, не нужно паниковать. Вы не первые и не последние, в чьей семье возникла подобная ситуация – выход есть.
2. Запрет и контроль (например, «домашний арест») не приведут к положительному результату. Борьба с зависимостью начинается с поиска причин возникновения данной зависимости.
3. Методы лечения взрослой зависимости не подходят для работы с несовершеннолетними.
4. Обратитесь к специалисту. Хороший врач-психотерапевт поможет вам разобраться в ситуации и спланирует дальнейший ход ваших действий.
Последствия интернет зависимости у подростков
Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.
Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:
- все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
- теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
- снижается аппетит;
- нарушаются фазы сна;
- возникает эмоциональная нестабильность;
- появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.
У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.
Симптомы
Существуют явные признаки компьютерной зависимости, по наличию которых можно определить, что подростку действительно требуется профессиональная психологическая помощь.
- Кардинальное изменение распорядка дня, восприятия окружающего мира и действительности. Онлайн-игры заменяют сон и еду, у подростка не остается других интересов, все свободное время он проводит за компьютером.
- Сосредоточенность на игре полная, не требуется общения с друзьями, игнорируются любые родительские просьбы.
- От пристрастия к компьютеру появляются физические симптомы – сухость в глазах, регулярная головная боль, проблемы со спиной, недосып, уменьшение веса.
Родители должны своевременно обратить внимание на наличие проблемы, распознать компьютерную зависимость, как лечить это психологическое расстройство, подскажут специалисты нашего центра.
Проконсультируйтесь сейчас
Звонок бесплатный для всех регионов по всей России!
8-800-551-23-41Заказать обратный звонок
Профилактика интернет зависимости
Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.
Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.
Причины развития зависимости
Специалисты выделяют ряд причин, по которым возникает зависимость у ребенка:
- Гаджет — это мощнейший инструмент получения информации и новых эмоций. Например, если в силу определенных обстоятельств ребенок не может поехать отдыхать на море, то он легко погрузится в игру, где сможет осуществить свое желание. Виртуальная реальность, которую дарят компьютеры, способна заменить мир неокрепшей детской или подростковой психике.
- Хранение информации. Гаджеты стали ценными для современных людей, поскольку в них хранится большое количество нужной информации. Человеку, в том числе и подростку, сложно отказаться от использования ПК, телефона или планшета. В интернете можно получить массу информации, которую по каким-то причинам вы не хотите спрашивать у знакомых.
- Неограниченный доступ к гаджету родители могут дать сами. По их мнению, ребенок, проводящий свободное время дома, огражден от пагубных пристрастий на улице. Но сами того не ведая, они погружают ребёнка в не менее опасную зависимость. Неокрепшая подростковая психика быстро привязывается к эмоциям, которые дарит виртуальный мир.
Игровая зависимость относится к разряду сложных, поскольку развивается на психологическом уровне. Чтобы отвлечь ребенка от компьютера, рекомендуют больше беседовать с ним, общаться и находить совместные увлечения. Свести к минимуму скандалы и ссоры.
Лечение интернет зависимости
Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:
- В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
- Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
- Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
- Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.
Интернет сегодня – один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.
Компьютерная зависимость
— Мы испробовали уже все средства, — сказала женщина с горечью в голосе, и около ее губ обозначились глубокие складки. — Ставили пароли на компьютер, отключали интернет, по совету школьного психолога просто увезли компьютер из дома…
— И что же?
— Он в буквальном смысле с кулаками на нас с бабушкой и старшей сестрой бросался. Мне даже пришлось бывшего мужа на помощь звать. Он приехал и компьютер забрал, хотя сам был против, сказал, что так ничего не решается. И действительно — не решилось. Сережа просто ушел из дома.
— Куда?
— К своему приятелю. Там они продолжали делать все то же самое — играть на компьютере.
— А семья приятеля?
— У того одна мать. Она работает в две смены на фабрике, часто по ночам не бывает дома, а днем отсыпается. За жизнью сына вообще не следит. Мальчик уже давно курит, пьет пиво и всякие коктейли из банок…
— Ничего такого Артемка не пьет, не гони! — резко возразил матери пятнадцатилетний Сережа. — Он уже бросил, мы с ним только колу пили…
— Естественно, мы вернули компьютер, чтобы он хотя бы дома жил, у нас на глазах. Но он играет до четырех-пяти утра, потом, естественно, в школу встать не может, каждое утро скандал, прогулы, успеваемость рухнула, за первое полугодие у него было три двойки и еще по нескольким предметам просто натянули оценку, а ведь голова-то у него хорошая, в начальной школе он вообще без троек учился, книжки читал, сам уроки делал, и я домашние задания только проверяла… Школьный психолог сказал: это болезнь, как наркомания, надо лечить, мы пошли к врачам, нам невролог таблетки назначил, а еще мы гипнозом лечились, и у остеопата, к бабке-ворожейке в Вырицу ездили, и в Институте мозга ему какой-то ток через голову пропускали…
— Ток через голову? С ума сойти… Хорошо, лоботомию отменили… — пробормотала я себе под нос.
— И все впустую, третий год уже, все хуже и хуже, в школе говорят: ему на тот год экзамены не сдать. Что же нам теперь делать?! Куда еще бежать? Ему же всего пятнадцать…
«Да не знаю я!» — хотелось ответить честно, но это было невозможно: женщина смотрела с надеждой, и Сережа тоже — не без интереса. Наверное, коллекционировал рекомендации и назначения специалистов. После гипноза-то и «тока через голову»…
Это действительно зависимость — как от табака, от водки, от карточной игры или рулетки. А я с зависимостями работать не умею. Не учили меня этому. Кто-то где-то пишет, что вылечивает алкоголиков, наркоманов — я про это ничего не знаю, даже не знаю, верить этому или нет. Так вот прямо им и сказать? И куда же они тогда пойдут?
— Сереж, ты сам-то понимаешь, что дело пахнет керосином? — спрашиваю я. — Из школы попрут и все такое? Или у тебя проблем нет, все проблемы — у матери с бабкой?
— Да по-разному, — подумав, ответил подросток. — Иногда вроде понимаю. Думаю: вот поиграю немного и сяду за уроки. А потом…
— Ясно, — вздохнула я.
Такие мамы с такими подростками приходят часто. Раньше были компьютерные клубы, теперь все — прямо на дому. У меня есть для них дежурный комплекс советов-рекомендаций: запретить нельзя, нужно замещение; закон Ломоносова — где-то прибавится, где-то убавится; кружки, секции, интересные занятия, путешествия, знакомство с интересными людьми… Я хочу думать, что это иногда помогает…
— Он раньше в футбол играл, был отличным вратарем, — словно слыша мои мысли, говорит мама Сережи. — Их команда выиграла районный чемпионат по дворовому футболу. Его и теперь иногда зовут, но он…
— Есть способ! — решаюсь я. — Старый, но сильный. Его один мужик в концлагере придумал.
— В концлагере?! — напрягается мама. Теперь все зависит не столько от меня, сколько от ее интеллектуального уровня. Интересно, как у нее с юмором?
— А чего делать? — опасливо спрашивает Сережа, явно ожидая чего-нибудь типа обливания холодной водой, сна на гвоздях и десятикилометровой ежедневной пробежки.
— Серега, не бойся, тебе точно понравится! Так… Отменить компьютер совсем мы не можем, вы уже пробовали и обломились. Сколько, по вашему мнению, можно сидеть в день за компьютером вашему сыну?
— Невролог сказал: не больше двух часов.
— И вы, как я поняла, с ним согласны. Так. Серега, а ты как думаешь? Сколько тебя бы устроило?
— Ну-у… четыре часа… а лучше — пять!
— Нет, для нашего метода все это не серьезно. Восемь часов в день — вот так будет правильно!
— Что-о?!! — мама с Сережей сказали в один голос.
— Что слышали! — грубовато подтверждаю я. — Восемь часов.
— А учиться-то когда же? Есть, спать…
— Это все неважно. Подумаешь, учеба! Это метод такой. Главное, чтобы ни в коем случае не меньше семи часов в день. Но лучше — восемь. Вы будете следить. Ко мне — раз в неделю. И, кстати, приходите завтра без сына, обговорим детали лечения.
У мамы дрожат руки: может, психолог свихнулся? У Сережи зрачки по два евро.
— А можно начинать «лечиться» прямо сегодня?
— Конечно, сегодня, зачем откладывать-то?!
* * *
Через неделю все отлично. Сережа в восторге от меня и метода, под глазами — черные круги. На следующий же день после первого визита вскочил, побежал к первому уроку, разболтал все в школе, одноклассники завидуют, учителя в ауте, звонили матери домой («Это правда? А вы уверены, что правильно поняли этого специалиста?»). Проинструктированная мною мама пока держится. Засекает время по часам, носит Сереже к компьютеру еду, если сын идет в туалет (когда-то он любил посидеть там с книжкой), прикрикивает: только не засиживайся, время-то идет, у тебя еще четыре часа не выбрано…
На второй неделе Сережа задержался после школы поболтать с одноклассниками во дворе, потом пошли в «Макдоналдс», и в тот день восьми часов не получилось. Я была очень недовольна.
— Что же мне, и развлечься с друзьями нельзя?
— Какое развлечение, Сережа, у нас идет серьезный процесс, нужно ответственнее относиться. Постарайся на этой неделе добрать пропущенные часы.
— А учиться? Уроки делать? Меня же из школы выгонят!
— Это неважно. Да и как ты будешь делать уроки? Ты же уже все равно все запустил и не сможешь догнать…
— Отец сказал, что репетитора по математике и физике оплатит… А остальное я и сам могу, у меня память хорошая.
— Ну, не знаю, сможем ли мы вписать репетитора в график… Если только он к вам домой будет ходить, чтобы тебе время на дорогу не тратить…
Четвертая неделя. Ни одного прогула в школе. Занимается с репетитором. Мать продолжает настаивать: не меньше восьми часов, иначе мы подведем Екатерину Вадимовну, она столько времени на нас тратит, волнуется за тебя. Отговаривается от матери: мне вообще-то уроки надо делать! Классная руководительница недавно поделилась с мамой: я даже дышать боюсь, сдал два сочинения, а вчера на уроке ответил просто блестяще…
Пятая неделя. Сережина сестра прочла в его аккаунте в одной из соцсетей: «Чувствую, что тут какая-то подстава, но не понимаю какая». История поиска по ключевым словам: «психолог, психотерапия, концлагерь». Нашел автора метода! Но, кажется, пока ничего не понял. Шесть дней из семи не получалось играть по восемь часов: то уроки, то дополнительные занятия, а однажды просто позвали играть в футбол из старой команды, увлекся, играл почти до 12 ночи, потом свалился и проспал до будильника в школу. Я очень ругалась: я никого не заставляла, вы сами ко мне пришли, если уж начали лечиться, надо быть ответственнее!
Шестая неделя. Пришла одна мама, без Сережи.
— Вы знаете, он меня послал. В самой решительной форме. Сказал: тебе надо, ты и сиди по восемь часов за этим компьютером, а я тебе не компьютерная приставка, у меня и другие дела есть! Но вообще-то, у него девушка появилась… Представьте, она тоже в футбол играет!.. А к вам, как я его ни уговаривала прийти и самому сказать, не пошел. Сказал: ты меня туда притащила, ты с психологом и объясняйся. Наври ей, что я уже вылечился.
— Ага, — сказала я, и мы с Сережиной мамой дружно рассмеялись. А еще я увидела, что горькие складки около ее губ почти разгладились.
Какие могут быть проблемы со здоровьем у ребёнка при компьютерной зависимости
Если родители стали замечать, что их дети или ребёнок стали проявлять признаки зависимости от компьютера, то они должны знать, что эта болезнь которая влияет не только на психическое состояние детей, но и на физиологическое здоровье.
Проблемы со здоровьем могут быть следующие:
- физиологические;
- психологические.
Физиологические такие как:
- Потеря зрения частично или полностью. При нахождении ребёнка перед монитором компьютера или любого другого гаджета очень сильно страдают глаза. У ребёнка начинает развиваться близорукость, глаза краснеют, быстро устают, появляется слезливость. При долгом напряжении глаз может возникнуть головные боли.
- Нарушение правильного формирования позвоночника и скелета ребёнка. Что так же пагубно сказывается на развитии и росте всех внутренних органов.
Психологические:
- Неадекватное понимание окружающего пространства.
- Появляется хроническая усталость и вялость.
- Агрессия по отношению к другим людям.
Разобрав аспекты пагубного влияния компьютера на здоровье детей возникает вопрос: А можно ли вообще детям с ним контактировать и если да, то с какого возраста.
Влияние игромании и сетеголизма на организм
Нередко родитель смиряется, что чадо проводит все время в интернете или игре. Но зависимость, кроме запущенной учебы, приводит к более серьезным последствиям:
- Долгое сидение за компьютером увеличивает вероятность развития гиподинамии. Недостаточная активность приводит к ослаблению мышц. Человек начинает страдать одышкой. Следствием гиподинамии является ожирение.
- Постоянным спутником ограниченной подвижности являются проблемы с позвоночником. Человек, неотрывно сидящий за компьютером, не имеющий силы воли встать и размяться, начинает страдать сутулостью и остеохондрозом. Есть вероятность развития такого заболевания как туннельный синдром запястья, сопровождающийся болями в пальцах и онемением.
Напряжение позвоночника в районе шеи приводит к перебоям в снабжении мозга кислородом. Следствием этого становится легкая вегето-сосудистая дистония – головная боль, быстрая утомляемость, головокружение.
- Длительное времяпровождение перед компьютером, планшетом или телефоном приводит к ухудшению зрения. Конечно, современные экраны гораздо лучше гигантских кинескопов, которые еще применялись десять лет назад, но и они не гарантируют стопроцентной защиты.
Постоянное использование гаджетов увеличивает риск развития «синдрома сухого глаза» — пользователь начинает жаловаться на покраснение, ощущение «песка в глазах», постоянный зуд.
- Нередко игроманы или сетеголики страдают психологическим перенапряжением. Вопреки распространенному мнению, жестокие игры непосредственно почти не влияют на людей. Однако долгое повторение монотонных действий в игре вызывает усталость, «выгорание».