Симптоматика РАС
Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:
- ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
- трудности при кормлении грудью;
- с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы «сквозь» людей;
- дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
- малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
- при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.
Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз «аутизм», потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:
- монотонные движения;
- отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
- если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
- малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
- ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
- длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.
Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм?
У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.
Что такое РАС?
Предлагаю вашему вниманию первую статью по тематике расстройств аутического спектра (РАС) у детей. Именно такая расшифровка диагноза РАС. Впереди еще целая серия статей, включая воспитание детей с подобным диагнозом в ДОУ, их сопровождение, обучение, развитие, а также образовательные программы.
Расстройства аутического спектра подразумевают нарушения развития центральной нервной системы, причем, диагноз имеет достаточно заметные проявления уже в раннем возрасте, поэтому его постановка не составляет труда. Причины заболевания пока не выяснены, поэтому невозможно с точностью сказать, что привело к его развитию.
По предположениям ученых природа подобных расстройств может скрываться в генетических особенностях, а также возникнуть вследствие неблагоприятных факторов, которые влияли на ребенка во время беременности матери.
Часто признаки заболевания можно выявить еще до возраста 1 года, но не всегда они могут на 100% свидетельствовать о заболевании РАС. Однако уже после года при наблюдении определенных симптомов родители должны насторожиться: отсутствие контакта с людьми, боязнь шумных электроприборов, проблемы со сном, нейтральное отношение к матери, когда малыш ей не улыбается, монотонные движение, отсутствие навыков самообслуживания.
Такие дети живут в своем особенном мире, и им в нем достаточно комфортно. Педагогам же предстоит хорошо подготовиться, чтобы наладить контакт с детьми и найти к ним правильный подход. Для повышения уровня своей квалификации рекомендую принять участие в следующих оффлайн-вебинарах:
- «Оценка и формирование социально-коммуникативных и учебных навыков у детей с РАС»;
- «Современное специальное образование: отечественный и зарубежный опыт работы с детьми с РАС»;
- «Профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС в общеобразовательном учреждении» + спецпредложение на пополнение личного счета.
Также в помощь педагогам прекрасное методическое пособие «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ».
Проявление РАС в дошкольном возрасте
Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:
- Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.
- Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка — отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение «я»: о себе они говорят во втором и третьем лице.
- Моторика — нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).
- Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.
- Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они «индиго». А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.
Основные расы человека, причины их возникновения и доказательства единства
Человечество в настоящее время представлено одним видом Homo sapiens (Человек разумный). Однако этот вид неоднороден. Он полиморфный и состоит из трех больших и множества мелких переходных рас
— биологических групп, отличающихся мелкими морфологическими признаками. К таким признакам относятся: тип и цвет волос, цвет кожи, глаз, форма носа, губ, лица и головы, пропорции тела и конечностей.
Расы появились в результате расселения и географической изоляции предков современных людей в разных природно-климатических условиях. Расовые признаки наследственны, Они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды и носили адаптивный характер. Выделяют следующие большие расы.
Негроидная (австрало-негроидная, или экваториальная)
раса характеризуется темным цветом кожи, курчавыми или волнистыми волосами, широким и мало выступающим носом, толстыми губами и темными глазами. До эпохи колонизации эта раса была распространена в Африке, Австралии и на островах Тихого океана.
Европеоидная (евро-азиатская)
раса отличается светлой или смуглой кожей, прямыми или волнистыми волосами, хорошим развитием волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы), узким выступающим носом, тонкими губами. Представители этойрасы расселены в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Северной Индии.
Для монголоидной (азиатско-американской)
расы характерны смуглая или светлая кожа, прямые, часто жесткие волосы, уплощенное широкое лицо с сильно выступающими скулами, средняя ширина губ и носа, заметное развитие эпикантуса. Первоначально эта раса заселяла Юго-Восточную, Восточную, Северную и Центральную Азию, Северную и Южную Америку.
Хотя большие расы заметно отличаются друг от друга по комплексу внешних признаков, они связаны между собой рядом промежуточных типов, незаметно переходящих один в другой.
Как уже отмечалось, расовые особенности наследственны, и, по-видимому, часть из них в прошлом носила адаптивный характер. Так, темная кожа негроидов предохраняет организм от ярких солнечных лучей; в курчавых волосах создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствуют быстрому испарению влаги с высокой теплоотдачей. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим способствует синтезу витамина D, предохраняя человека от рахита. Узкий выступающий нос обеспечивает согревание вдыхаемого воздуха. Некоторые признаки монголоидов являются результатом адаптации к суровому, часто с пылевыми бурями климату Центральной Азии.
О биологическим единстве человеческих рас свидетельствуют:
- отсутствие генетической изоляции и неограниченные возможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства;
- равноценность рас в биологическом и психологическом отношении;
- наличие переходных рас между большими расами, совмещающими признаки двух соседних.
- локализация на втором пальце кожных узоров типа дуг (у человекообразных обезьян — на пятом); у всех представителей рас одинаковый характер расположения волос на голове и другие морфофизиологические признаки.
Источник
: Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов «Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы»
Сопровождение детей с РАС
Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз «аутизм», то у него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при психолого-педагогическом медико-социальном центре или же в группах кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС, трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал ему социализироваться.
Критерии диагностики
Расстройство аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Расстройство аутистического спектра в МКБ-11 06 Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития Расстройства нейроразвития 6A02 Расстройство аутистического спектра
Описание Расстройство аутистического спектра характеризуется постоянным дефицитом в способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов. Расстройство имеет место в течение периода развития, как правило, в раннем детстве, но симптомы могут полностью не проявляться до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности. Дефициты достаточно серьёзны, чтобы вызывать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных областях функционирования и, как правило, носят всеобъемлющий характер и наблюдаются во всех сферах функционирования индивида, хотя могут варьироваться в зависимости от социального, образовательного или другого контекста. Люди в спектре демонстрируют полный диапазон интеллектуального функционирования и языковых способностей.
Включено Аутистическое расстройство Всепроникающая задержка развития Исключено Расстройство развития речи (6A01.3) Шизофрения или другие первичные психотические расстройства (6A10-6A2Z) Все термины индекса С этим объектом не связаны никакие индексные термины
6A02.0 Расстройство аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка
6A02.1 Расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка
6A02.2 Расстройство аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка
6A02.3 Расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с нарушением функционального языка
6A02.4 Расстройство аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка
6A02.5 Расстройство аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка
6A02.Y Другое специфическое расстройство аутистического спектра Данная категория «другое специфическое» является остаточной.
6A02.Z Расстройство аутистического спектра неуточнённое Данная категория «неуточнённое» является остаточной.
Расстройство аутистического спектра в DSM-5
«Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-5), разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013 года, включает для расстройств аутистического спектра (РАС)(Autism Spectrum Disorder, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики:
A. Устойчивые нарушения в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имеющееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):
1. Нарушения в социально-эмоциональной взаимности; начиная, например, с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием диалога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и реагированию; до неспособности инициировать или реагировать на социальные взаимодействия. 2. Нарушения в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии; начиная, например, с плохой интегрированности вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта и языка тела или нарушению понимания и использования невербальной коммуникации; до полного отсутствия мимики или жестов. 3. Нарушения в установлении, поддержании и понимании социальных взаимоотношений; начиная, например, с трудностей с подстройкой поведения к различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых задействовано воображение, и с приобретением друзей; до видимого отсутствия интереса к сверстникам.
B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):
1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или использование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание игрушек или махание объектами, эхолалия, идиосинкратические фразы). 2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование правилам или схемам поведения, ритуализованные формы вербального или невербального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, трудности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде). 3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (например, сильная привязанность к необычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ограниченная сфера занятий и интересов или персеверации). 4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, видимое безразличие к боли или температуре окружающей среды, негативная реакция на определённые звуки или текстуры, чрезмерное обнюхивание или трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в движении).
Укажите степень тяжести: Степень тяжести основана на нарушении социального взаимодействия и ограниченных, повторяющихся моделях поведения (см. таблицу 2).
С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, или быть замаскированы выученными стратегиями в дальнейшей жизни).
D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.
E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными возможностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития. Умственная отсталость и расстройства аутистического спектра часто сосуществуют; для диагностики коморбидности расстройства аутистического спектра и умственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для общего уровня развития.
Примечание: Лицам с хорошо обоснованным по DSM-IV аутизмом, синдромом Аспергера или неспецифическим первазивным нарушением развития (PDD-NOS) согласно DSM-V будет поставлен диагноз расстройства аутистического спектра. Лица с существенными нарушениями социального общения и взаимодействия, симптомы которых не отвечают критериям расстройств аутистического спектра, должны пройти диагностическую оценку социально-коммуникативного (прагматического) расстройства (315.39 (F80.89)).
Дополнительно указать: С/Без сопровождающейся умственной отсталостью (задержкой развития). С/Без сопровождающимся дефектом (нарушением речи). Нарушение, связанное с медицинским состоянием, или генетикой, или известным фактором окружающей среды. (Кодированное примечание: используйте дополнительный(е) код(ы) для идентификации связанных медицинских или генетических состояний.) Расстройство, связанное с нарушением развития, поведения, умственных или иных способностей неврологического характера. (Кодированное примечание: используйте дополнительный(е) код(ы) для определения связанных с развитием нервной системы психических или поведенческих расстройств.) С/Без кататонией(и) (см. критерии кататонии, связанной с другим психическим расстройством, стр. 119-120, для определения). (Кодированное примечание: используйте дополнительный код 293,89 [F06.1] кататонии, связанной с аутизмом, чтобы указать на присутствие сопутствующей кататонии.)
Таблица 2. Степени тяжести расстройств аутистического спектра
Степень тяжести | Социальная коммуникация | Ограниченные интересы и повторяющееся поведение |
Тяжёлые нарушения в вербальных и невербальных социальных коммуникативных навыках приводят к серьёзным нарушениям в функционировании; крайне ограниченное инициирование социальных взаимодействий и минимальный ответ на социальные инициативы других. Например, человек с небольшим набором нескольких понятных слов, изредка инициирующий социальное взаимодействие, а если инициирует, то обращается в необычной форме и только для удовлетворения нужд, и реагирует только на очень прямые указания и формы социального общения. | Отсутствие гибкости поведения, значительные трудности с приспосабливанием к переменам и изменениям, или ограниченные/повторяющиеся формы поведения, которые очень мешают и существенно затрудняют функционирование во всех сферах. Сильный стресс и/или выраженные затруднения при смене деятельности или переключении внимания. | |
Заметные нарушения в вербальных и невербальных социальных коммуникативных навыках; выраженные затруднения в социальном общении и взаимодействии даже при наличии поддержки; ограниченное инициирование социальных взаимодействий и ограниченное или ненормальное реагирование на социальные инициативы других. Например, человек, выражающийся ограниченным количеством фраз и предложений, социальное взаимодействие ограниченно узкими специальными интересами, и заметны странности в невербальной форме его коммуникации. | Отсутствие гибкости в поведении, крайние затруднения с адаптацией к переменам и изменениям, или ограниченные/повторяющиеся формы поведения, которые проявляются с достаточной частотой и заметны стороннему наблюдателю, а также мешают функционированию в различных контекстах. Заметный стресс и/или выраженные затруднения при смене деятельности или переключении внимания. | |
Без поддержки и содействия нарушения в социальной коммуникации приводят к заметным нарушениям. Испытывает сложности с инициированием социальных взаимодействий и демонстрирует яркие примеры нетипичных или неудачных реакций на обращения со стороны окружающих. Может казаться имеющим пониженный интерес к социальным взаимодействиям. Например, человек, который способен говорить полноценными предложениями и коммуникабелен, но взаимный диалог с окружающими не получается, а его попытки установить дружеские отношения странные и обычно безуспешные. | Негибкое поведение значимо препятствует функционированию в одном или более контекстах. Сложности с переключением между видами деятельности. Проблемы с организацией и планированием препятствуют независимости. |
Пребывание детей с РАС в детском саду
Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОУ — это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими.
При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход — это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким «аутятам». Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с малышом. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром.
Также работники ДОУ организуют социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития маленького аутиста, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения. Желательно, чтобы в учреждении была сенсорная комната, потому что она позволяет расслабить нервную систему, воздействует на сенсорные органы, у ребёнка появляется чувство защищённости и спокойствия.
Лечение расстройств аутистического спектра
В настоящее время не существует лекарств от расстройств аутистического спектра. Тем не менее, существует целый ряд специальных образовательных и поведенческих программ (часто называемых вмешательствами), которые доказали свою эффективность в улучшении навыков детей с РАС.
Существует много разных видов вмешательств при РАС, поэтому зачастую трудно определить, какой из них лучше всего подойдет вашему ребенку.
Американская академия педиатрии недавно опубликовала «контрольный список вмешательств», в котором изложены, по ее мнению, наиболее важные принципы и компоненты для эффективных вмешательств. Они изложены ниже.
- Вмешательство должно быть интенсивным. Ребенок должен принимать активное участие не менее 25 часов в неделю, 12 месяцев в году.
- Вмешательство должно иметь низкое соотношение учителей и учеников (то есть небольшие классы). Это необходимо для того, чтобы у ребенка было много непосредственного взаимодействия с учителем и чтобы любая групповая работа выполнялась в небольших группах учащихся.
- В вмешательстве должны участвовать члены семьи с особым акцентом на обучение родителей.
- Вмешательство должно предоставить возможность для общения с другими детьми без РАС. Так ребенок достигает определенных целей развития.
- Вмешательство должно быть высоко структурированным, то есть основанным на последовательности установленных процедур, которые, как мы надеемся, ребенок будет рад принять.
- Вмешательство должно содержать возможности для ребенка применять любые новые приобретенные навыки в новых условиях и ситуациях. Например, посещение новых мест или встречи с людьми, которых ребенок не знает.
Дети с РАС в школе
Наверное, один из самых важных и непростых вопросов, который возникает перед родителями особенного ребёнка, — это его дальнейшее обучение. Как таковых, специализированных школьных учреждений для детей с аутизмом нет, всё будет зависеть от того, что решит ПМПК: если у ребёнка имеются нарушения интеллекта, могут рекомендовать обучение в школе 8-го вида. Если имеются тяжёлые речевые нарушения, то речевые школы. Но нередко таким детям разрешается обучение в обычной массовой школе.
Многие родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в массовом учреждении для успешной социализации в дальнейшем. Сейчас, когда всё общество пытается интегрировать особенных деток в социум, создаются специальные классы в обычных школах, но всё-таки не во всех. Почему же ребёнку трудно адаптироваться к школьным условиям?
- Недостаточная компетентность педагогов. Большинство учителей просто не знают, как вести себя с такими детьми, потому что не знают всей специфики РАС. Решается данная проблема путём повышения квалификации кадров.
- Большая наполняемость в классах. Аутичному ребёнку, который всячески избегает общения, очень тяжело учиться в таких условиях.
- Распорядок дня и школьные правила — детям придётся привыкать к новым условиям, что таким ребятам сделать непросто.
Как и в детском саду, главными задачами обучения детей с РАС является максимальная интеграция его в общество и воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников. Учитель должен познакомиться с особенным ребёнком и его семьёй до начала учебного года, чтобы узнать его особенности и наладить контакт.
В школе нужно будет не только реализовывать учебную программу, но и воспитывать в школьнике с РАС определенное поведение: в классе у него должно быть постоянное место и место, где он может отдыхать. Педагог должен сформировать в детском коллективе адекватное восприятие сверстника с особыми потребностями в развитии путём различных бесед, в которых бы раскрывалась тема индивидуальности.
Симптомы и признаки
Поскольку расстройство аутистического спектра может вызывать столь широкий спектр симптомов, существует множество различных способов группировки этих проявлений.
Для родителей полезно знать признаки и симптомы РАС, связанные с этапами развития ребенка.
Ранние признаки РАС: 6-18 месяцев
Хотя родителям может быть трудно обнаружить, у большинства детей с РАС появляются признаки в возрасте от 6 до 18 месяцев. Эти признаки объясняются ниже.
- Малыш не следит за вашим взглядом. Например, когда вы смотрите на свои часы, ребенок, не страдающий аутизмом, копирует и смотрит на ваши часы. Кроме того, ваш ребенок не смотрит на объекты, на которые ему указывают.
- У ребенка нет счастливого выражения, когда они смотрят на вас.
- Ребенок не «болтает», т.е. отвечает «взад-вперед», когда разговариваете с ним.
- Ребенок не распознает голос и не реагирует на него, но все же знает о других звуках, таких как звон колокола или лай собаки.
- Малыш не проявляет особого интереса к тому, чтобы привлечь ваше внимание к вещам, указав на них или потянув к ним руку.
- Ребенок редко или никогда не делает такие жесты, как указание на что либо пальцем или махание.
Признаки РАС у дошкольников
Признаки РАС обычно становятся более очевидными, когда ребенок становится старше.
Проблемы с языком станут более заметными. Вполне вероятно, что у ребенка начнутся проблемы с социальным взаимодействием. Они также покажут необычные образцы поведения.
Симптомы, которые часто развиваются в этом возрасте, объясняются ниже.
Развитие языка
У ребенка может наблюдаться задержка речи или он вообще не будет говорить. Большинство детей могут составить два словосочетания, такие как «мяч… хочу» или «я… пить» в возрасте до двух лет.
Задержка языкового развития обычно не затрагивает детей с синдромом Аспергера, но их речь может быть затронута другими способами. Например, он может звучать очень однообразно, ровно и/или необычно быстро.
Воспроизведение
Ребенок может не проявлять особого интереса к играм с игрушками в образной форме, но они играют в повторяющейся манере.
Например, вместо того, чтобы толкать игрушечную машинку по полу, ребенок может сконцентрироваться на вращении одного из колес только на машине. Или вместо того, чтобы использовать блоки лега для создания объекта, они выстраивают блоки в порядке размера или цвета.
Дети с РАС часто предпочитают играть с предметами домашнего обихода, такими как веревка, ручки или ключи, а не с игрушками. Они с удовольствием играют одни часами, не нуждаясь в наблюдении или внимании.
Социальное взаимодействие
Многие дети с РАС часто смотрят прямо сквозь кого-то. У них мало или нет осведомленности о других людях.
Ребенок может не интересоваться другими детьми того же возраста или участвовать в общих мероприятиях.
Некоторые дети с РАС могут попытаться установить дружеские отношения с детьми, но затем ведут себя неадекватно, например, внезапно целуя или избивая другого ребенка.
Поведение
У многих детей с РАС развивается повторяющаяся картина физического поведения. Эти паттерны известны как стереотипии.
Примеры стереотипий включают:
- щелкание пальцами;
- хлопанье руками;
- покачивание взад и вперед;
- постоянное и необъяснимое нюханье вещей;
- лизание предметов.
Многие дети с РАС развивают строгий ритуал, например, просмотр определенного мультфильма в определенное время на Ютубе или просмотр любимого ролика от начала до конца, включая все начальные титры. Если эти ритуалы нарушаются, у ребенка может возникнуть сильная истерика, или он может нанести себе вред, ударившись головой или укусив собственную кожу.
Дети с РАС часто, кажется, не знают о боли и травмах, которые побуждают других детей обращаться за помощью к своим родителям. Многие родители с РАС отмечают, что у их ребенка серьезный порез или синяк, но ребенок выглядит счастливым.
Дети с РАС могут внезапно расстроиться из-за определенных звуков, например, звука пылесоса или мотоцикла, или внезапного появления яркого света.
АОП для детей с РАС
Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется индивидуальный образовательный маршрут, пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.
Адаптированные программы для детей с РАС подразумевают:
- постепенное включение детей в процесс обучения;
- создание специальных условий;
- оказание психолого-педагогической поддержки семье;
- формирование социальных и культурных ценностей;
- охрана физического и психического здоровья ребёнка;
- обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;
- максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.
Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.
Работа с особенными детьми
Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную работу логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя — нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей.
Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.
Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности.
Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций.
Если ребёнку поставлен диагноз «аутизм» — это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.
Диагностика шизофрении в детском возрасте.
Шизофрения в детском возрасте встречается достаточно редко, возникает постепенно и может проявить себя через несколько лет.
1.При шизофрении наблюдается взгляд сквозь или наоборот «горящий взгляд». Ребенок как бы не тут, он смотрит и не видит. Часто ребенок подходит слишком близко и смотрит в глаза.
2.Движения негармоничные, неуклюжие, не хватает плавности и четкости, «нет связи с землей». Может ходить около стенок, прикасаться к ним ладонями.
3.Ребенок поглощен своими идеями, «пристает» с рассказами о том, что его интересует к сверстникам, родителям. Может рассказывать по несколько минут, часов.
4.Часто считает себя чем-то, кем-то иным (животным, человеком другого пола), обращается к себе в третьем лице.
5.Наблюдаются стереотипные движения или системы стереотипных движений (махание кистями рук, движения вбок головой, подпрыгивания)
6.Лицо амимично, нет проявлений соответствующих эмоций в определенных ситуациях, «оскал». Речь также маломодулированна, монотонна.
7.Регуляция собственной деятельности сформировано достаточно, но когда ребенок увлечен сверхценными интересами то могут проявиться трудность переключения на другую деятельность, тему.
8.Адекватность поведения достаточная, иногда может снижаться в сфере общения со сверстниками.
9.Обучаемость высокая, но в отдельных случаях идет снижение обучаемости (в случае прогресса заболевания). Показатель интеллекта средний или выше среднего.
10.Темп деятельности неравномерный, может выполнять задания быстро, а может застревать, выполняет очень тщательно, невозможность переключения внимания.
11.Наблюдается выраженная специфика мыслительной деятельности (разноплановость мышления, соскальзывания, опора на латентные признаки), наличие сверхценных образований (часто увлечены темой космоса, энергией, темой отношений), мудроствование. В речи используют взрослые слова, вычурные фразы.
- 12. Наблюдается невозможность осуществления совместной игровой деятельности со сверстниками, вовлечение всех видов деятельности и даже игровой в сверхценные образования.
- 13. В графической деятельности на передний план выступает захваченность рисунком, стереотипия, необычность рисунка.
14.Для диагностики нарушения мышления с 9 лет хорошо зарекомендовали себя следующие методики: классификация предметов, пиктограмма, опосредованное запоминание по Леонтьеву, сравнение понятий, 60 слов, исключение предметов.
Рассмотрим нарушения операциональной стороны мышления при шизофрении
Искажение процесса обобщения. При искажении больные в своих суждениях отражают лишь случайные стороны явления, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание. Они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами, «отлет» от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Больные устанавливают лишь формальные, бессодержательные или выхолощенные связи. Например, при выполнении классификации мальчик 10 лет выделил группу: глобус, голубь, коза – живое, «ведь глобус – это макет земли, значит он живой», Девочка 13 лет в исключении предметов из группы: пальто, роза, книжка, яблоко, выделила пальто, «так как у книги есть листы, у яблока листья, у розы тоже есть листья», в сравнении понятий ботинок и карандаш нашла сходство «ботинок оставляет след и карандаш при письме тоже оставляет след», в классификации выделила группу товар : весы + бутылка, три группы в конце эксперимента : живое, неживое, съедобное. Больная 14 лет в методике сравнение понятий нашла общее между осой и облаком – «оба слова начинаются на букву 0 (объединение по созвучию)
Нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления проявляются в нарушениях регулирующей, мотивационной функции мышления, а также его критичности с феноменами актуализации латентных свойств понятий, «разноплановости» и «разорванности» мышления.
Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности оно всегда определяется целью, т.е. поставленной задачей. Утеря целенаправленности приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и утрате мышлением регулирующих поведение функций, поскольку не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений и чувств человека, его личности в целом.
Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Эта устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у больных шизофренией, что в экспериментальной ситуации приводит к актуализации латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов, которые приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта. Нарушение мышления также базируется на использовании больным не основных, а латентных признаков для классификации предметов и явлений.Например, мальчик 10 лет в методике исключение предметов в группе 5 копеек и измерительные приборы выделил 5 копеек «они не тикают, хотя и круглые», в группе мотоцикл, лодка, велосипед, тележка выделил лодку «она движется по воде, остальные по земле», в сравнении понятий река и птица «они движутся»
Такого рода единичные отклонения от правильного выполнения методики, например классификации составляют сущность нарушений мышления по типу соскальзывания. Больной, правильно решая задание в целом, вдруг неожиданно сбивается с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен продолжать рассуждения последовательно, не возвращаясь к допущенной ошибке и не исправляя ее. Соскальзывания в мышлении обычно обнаруживаются у больных с начальными формами шизофрении. Например, мальчик 11 лет в исключении предметов в группе сапог, ботинок, нога, туфли выделил ногу «она может двигаться, а сапог нет, только если пружину поставить в этот сапог, он запрыгает, а так нога лишняя», при выполнении классификации создал группу грибы «это группа грибы, на них наступишь, как на дождевик, а он разлетается и везде споры, так они размножаются». Другой мальчик 12 лет в исключении предметов табачная трубка, приборы для шитья, выделил трубку «табачная сигарета, чтобы курить, а стирательная резинка, чтобы стирать» , стал стирать резинкой нарисованную фигуру.
Особенно ярко нарушения личностно-мотивационного компонента мышления проявляются в разноплановости мышления. Здесь больные также не выдерживают единой линии рассуждения при рассмотрении какого-нибудь явления, а подходят к нему с разных позиций. Суждения при этом протекают у больного как бы в разных плоскостях. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих личных вкусов и установок. В этих случаях также происходит актуализация «латентных» свойств объектов, существующих наряду с адекватными реакциями. Например, больной объединяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании частного признака — материала (железные, стеклянные), цвета (красные, синие), то на основании своих моральных или общетеоретических представлений — группа «выметающих все плохое из жизни», группа, «свидетельствующая о силе ума человека». Таким образом, в течение выполнения методики классификации появляется несколько таких неадекватных групп выполнения задания.
Еще одним видом нарушения мышления является резонерство- это бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречевые рассуждения. Резонерские рассуждения больного определяются не столько нарушением его интеллектуальных операций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным отношением, стремлением подвести любое, даже незначительное явление под какую-то концепцию. Например, больной 12 лет при выполнении классификации выдели группы животные дикие, животные домашние, еще группы, а затем сказал «мне это скучно» и стал рассказывать про гирлянды, как он их собирает, к чему присоединяет. При этом стал ходить по комнате, лег на стул, повернулся спиной. Также при выполнении пиктограммы на слово справедливость нарисовал места 1,2,3. «у кого больше очков, тот на 1 месте, но это не 1 место. Это яркость. Корону получил это 100 очков, потом они спорят, кто победил», на слово вражда нарисовал 0 и 1 «цифра 1 борется с нолем, она же больше, но это ничего – это газ, а что-то это свет»
Актуализация латентных свойств понятий, разноплановость мышления и резонерство (склонность к бесплодному мудрствованию) находят свое выражение в речи, которая приобретает у ряда больных «разорванный», не понятный для окружающих характер, так как состоит из набора совершенно не связанных между собой фраз. Предложения при внешне грамматически правильной форме совершенно лишены смысла — части предложения логически между собой не связаны. Такая речь является клиническим выражением разорванности мышления. Нередко таким больным не нужен и собеседник (симптом монолога), т.е. речь для них утрачивает свою функцию общения. Например, мальчик 10,5 лет при выполнении графических задания, рисуя треугольник, сказал « треугольник – это наркомания, наркомания и все, у треугольника есть один глаз, два не входят, он смотрит одним»
Нарушения динамики мыслительной деятельности проявляются в лабильности мышления как психического процесса, состоящего из цепи умозаключений, переходящих в рассуждения.
При лабильности мышления имеют место обратные соотношения — мысли и представления так быстро сменяют друг друга, что больные иногда не успевают регистрировать их в своей речи. Они не успевают закончить одну мысль, как уже переходят к другой. Вследствие повышенной отвлекаемости они становятся малопродуктивными: происходит чередование обобщенных решений с конкретно-ситуационными, а логические связи часто подменяются случайными сочетаниями.
Приведем два случая с диагнозом детская шизофрения.
Примеры: мальчик 9 лет нарисовал человека с квадратной головой и капли дождя красного цвета. Дождь рисовал минут 40, пока не заполнил весь лист, затем стал рассказывать про электричество, как этот человек похищает энергию, как пользуется ей. Мог (со слов мамы) говорить об электричестве, энергии по несколько часов, пока не остановишь. В разговоре преобладали вычурные слова, словосочетания, любил читать энциклопедии. При обследовании часто соскальзывал на сверхценные идеи, темп деятельности неравномерный.
Пример. Девочка Лиза, 6 лет поступила в психо-неврологический стационар для лечения и дифференциации диагноза. В 3 года Лиза лежала в больнице по удалению аппендицита, под общим наркозом, с бабушкой, у мамы в это время были роды. После рождения братика, родители стали замечать некоторые странности поведения: девочка стала называть себя Азил, ругалась неприличными словами, гримасничала, бегала и дралась с детьми, появились повторяющиеся движения головы, верхнего плечевого пояса, шаткая походка (почти на цыпочках), «постоянная улыбка- оскал», изменение тембра голоса, отсутствие адекватной мимики. При обследовании была неусидчива, на вопросы отвечала избирательно, часто соскальзывала с темы, начинала рассказывать про «какашки», «попки», говорила «сейчас я буду говорить плохие слова», «мне нравятся палки, ножи, я хочу резать», «я хочу драться, бить, бить», при этом менялся тембр голоса, появлялся оскал на лице, взгляд в пустоту или сквозь, говорила о себе в 3 лице, что она мальчик. Также заходила в шкаф, поднимала ноги к потолку, ложилась на стул, открывала рот со звуком – причмокивала.Диагностика. По тесту Векслера ВИП 114, НИП 115, ОИП 116, около 20 баллов – слухоречевая память, арифметический субтест, кубики Косса. Так же рисует цифры, дождь вверх тормашками, дым на весь лист. При рисовании дома, человека, начинает их штриховать, и не может остановиться. Хочет, чтобы все лежало на своем месте «нужен порядок». В группе детей с детьми не играет, мальчик хотел с ней поиграть в мяч, она стала его кидать мяч в стену, с мальчиком не взаимодействовала. Во время тестирования уходила от инструкции, соскальзывала на эмоционально значимые для нее темы.После медикаментозного лечения и проведенной работы со эмоциональными значимыми темами ( нарисовала корову и замазала ее пластилином, игрушки садила на унитазы «они тужатся, тужатся и какают», била карандашом игрушки) исчезли стереотипные движения, фон настроения выровнялся, стала охотнее говорить на другие темы, мимика оживилась.
Советы родителям детей с РАС
Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:
- Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
- Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
- В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
- В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
- Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
- Посещать занятия со специалистами.
- За любой успех ребёнка надо поощрять.
- Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.
Причины расстройств аутистического спектра
Причины расстройств аутистического спектра можно описать двумя способами:
- Первичное РАС (также известное как идиопатический РАС [возникающий самостоятельно]): при ней никаких основных заболеваний нет, что могло бы объяснить природу симптомов.
- Вторичный аутизм: существует основное заболевание, которое считается ответственным или частично ответственным за симптомы аутизма.
90% случаев РАС являются первичными. Остальные 10% являются вторичными.
Генетические факторы
Большинство исследователей считают, что определенные гены, наследующие ребенок от своих родителей, могут сделать их более уязвимыми для развития РАС. Это объясняется двумя причинам.
Во-первых, известно, что случаи РАС протекают в семьях. Если у старшего ребенка развивается расстройство, есть вероятность 5-6%, что у любого нового ребенка, рожденного от тех же родителей, также будет данная болезнь.
Если у идентичного близнеца развивается РАС, есть вероятность 60%, что другой близнец также будет ей болеть.
В настоящее время никаких специфических генов, связанных с РАС, выявлено не было.
Психологические факторы
Большая часть исследований возможных психологических факторов, лежащих в основе болезни, основана на концепции, известной как «Модель психики человека» или «Теория разума».
Перспективы детей с РАС
Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.
Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.
Что такое расстройство аутистического спектра?
Расстройство аутистического спектра (РАС) представляют собой ряд связанных расстройств развития человека, начинающих в детстве и сохраняющихся в течение всей взрослой жизни.
РАС может вызвать широкий спектр симптомов, сгруппированных в три широкие категории:
- Проблемы и трудности с социальным взаимодействием, такие как отсутствие понимания и распознавания эмоций и чувств других людей.
- Нарушение языковых и коммуникативных навыков, таких как задержка языкового развития и неспособность начать разговор или принять участие в них должным образом.
- Необычные модели мышления и физического поведения. Это включает в себя повторяющиеся физические движения, такие как постукивание руками. Ребенок развивает определенные привычки поведения, которые могут расстроить его в случае нарушения этих привычек.
В настоящее время нет лекарства от болезни, но есть ряд методов лечения, улучшающих симптомы, перечисленные выше.
Типы РАС
Симптомы и признаки РАС могут варьироваться от ребенка к ребенку и от легкой до тяжелой степени.
В широком смысле, есть три основных типа расстройства:
- Аутистическое расстройство, иногда известное как «классический аутизм».
- Синдром Аспергера.
- Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (ПРР-БДУ), которое также называют «атипичным аутизмом».
Аутистическое расстройство
Дети с аутистическим расстройством обычно имеют серьезные проблемы с языком, социальным взаимодействием и поведением. Многие дети с аутистическими расстройствами также могут иметь трудности в обучении и интеллект ниже среднего.
Синдром Аспергера
Дети с синдромом Аспергера имеют более мягкие симптомы, влияющие на социальное взаимодействие и поведение. На языковое развитие обычно не влияет, хотя часто возникают проблемы в определенных областях, например, понимание юмора или фигуры речи.
Дети с синдромом Аспергера обычно имеют интеллект выше среднего. Некоторые дети имеют опыт в областях, требующих логического мышления, памяти и творчества, таких как математика, информатика и музыка. (Однако 1 из 200 детей являются исключительно квалифицированными, так называемыми «аутистами»).
Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений
ПРР-БДУ можно рассматривать как «диагноз исключения». Диагноз “ПРР-БДУ” ставиться детям, имеющие некоторые, но не все, признаки аутистического расстройства и/или синдрома Аспергера.
У большинства детей с ПРР-БДУ симптомы слабее, чем у детей с аутистическим расстройством, но у них нет хороших языковых навыков и интеллекта выше среднего, наблюдаемых при синдроме Аспергера.
Насколько распространены расстройства аутистического спектра?
РАС встречается не редко, по оценкам, у 1 из каждых 100 детей есть РАС.
РАС чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Мальчики в три-четыре раза чаще заболевают аутизмом, чем девочки.
Количество диагностированных случаев РАС увеличилось за последние два десятилетия, но это не обязательно означает, что состояние становится все более распространенным. Некоторые эксперты утверждают, что увеличение числа диагностированных случаев может быть связано с тем, что работники здравоохранения начали лучше диагностировать случаи расстройства.
В прошлом многие дети с расстройством аутистического спектра могли ошибочно помечаться как «трудные» или «стеснительные» дети, и им не давали необходимого лечения.