Семейная стоматология

Решаем проблемы зубов

Экстренная помощь при острой зубной боли

вне очереди!

Запишитесь на прием по телефону

Кингисепп, Крикковское шоссе 20

Самооценка — её уровни, формирование и способы корректировки

Приветствую Вас, друзья!

Правильная самооценка играет большую роль в нашей жизни. Она добавляет нам уверенности в собственных силах и помогает поверить, что мы достойны получить всё, чего желаем. От неё зависят все наши решения – как повседневные, так и судьбоносные. То, как человек воспринимает самого себя, определяет всю его жизнь. И сегодня мы подробно разберемся с тем, что такое самооценка, на что она влияет, от чего зависит и можно ли её изменить, чтобы более точно и адекватно оценивать собственные силы при принятии решений.

Что такое самооценка

Самооценка — это то, каким человек видит себя, как он представляет себя и своё место среди других людей. Изо дня в день мы выносим заключение о своём характере, привычках, способностях, сравниваем себя с окружающими, делаем выводы, стараемся измениться, стать лучше, совершеннее. Одни считают себя выше других, успешнее или талантливее. Другие — наоборот, страдают от несовершенства, непохожести на избранный идеал.

С раннего детства самооценка определяет поведение, настроение, внутренний баланс чувств человека. Ребёнок начинает оценивать себя, не научившись толком говорить. Малыш может расплакаться от того, что не в состоянии застегнуть сандалии.

— Значит, я хуже, чем мама, — думает трёхлетний карапуз, и его самооценка стремительно падает.

А если мама при этом напоминает, что соседский Славик давно уже сам одевается и обувается, — что ж, считайте, что начало комплексу заниженной самооценки положено.

То, как человек оценивает себя, накладывает отпечаток на всю его жизнь. Завышенная или заниженная самооценка одинаково опасны. Необъективная оценка собственных достоинств и недостатков приводит к тому, что человека неадекватно воспринимают окружающие. Трудно оценить самого себя объективно, и всё же, по выражению английского философа Фрэнсиса Брэдли, «каждый человек есть то, что он о себе думает».

image

Смена окружения

Поскольку человек является социальным существом, он сильно зависит от своего окружения. Поэтому его придется поменять, если нужно повысить низкую самооценку. Как уже говорилось, общение с ленивыми, вялыми, неамбициозными и безынициативными людьми приводит к отсутствию уверенности в себе и жизненной мотивации.

Контактирование с благополучными и успешными личностями поможет научиться ценить индивидуальность, обрести цель, по-другому относиться к личному времени и добиваться успеха. Постепенно вернется самоуважение и любовь к себе.

Классификация

Самооценка присутствует у любого человека. У некоторых она представлена в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраниться и у взрослого. Чаще с возрастом человек формирует о себе устойчивое мнение, которое с трудом поддаётся корректировке.

Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек подходит к оценке своих сил, качеств, поступков, можно выделить адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Критериев, по которым человек оценивает себя, — великое множество, однако можно выделить наиболее характерные и присущие большинству людей.

Отказ от самобичевания

Самооценка не повысится, если постоянно чрезмерно критиковать, порицать себя и корить за ошибки. Если прекратить это делать, можно сразу же добиться нескольких целей.

  • Появится свободное время, которое можно потратить на родных и более интересные занятия.
  • Возникнет понимание: «Я – это единственная и неповторимая личность на планете».
  • Появится видение своих положительных качеств. Лучше не зацикливаться на негативных, а целенаправленно работать над развитием сильных сторон.

В конце концов, любые неудачи, разочарования и ошибки можно обратить в свою пользу, используя в качестве жизненного опыта.

Виды самооценки

Адекватная и неадекватная

Сложность в разделении этих двух видов заключается в том, что человек всегда считает себя правым в оценке собственных достоинств и недостатков. Уровень адекватности определяется уровнем здравомыслия, способностью оценивать свои поступки и личностные качества.

Стабильная и плавающая

В процессе взросления формируется отношение к самому себе, оценка своих способностей и возможностей. К определённому возрасту каждый человек точно знает, способен ли он стать космонавтом или примой балета. В то же время на самооценку влияет настроение и достигнутые успехи: похвала начальника или проигрыш в соревнованиях может значительно повысить или понизить уровень самооценки.

Общая, частная и ситуативная

Это разделение указывает на область или сферу самооценки. Можно иметь высокую общую самооценку, но признавать несостоятельность в хозяйственных делах. Или наоборот, страдать от комплекса неполноценности, но гордиться успешными детьми или пышными волосами.

При обозначении вида самооценки не используют такие понятия как «хорошая» или «плохая». Самооценка может быть различной по уровню — повышенной, низкой или средней

Психологи используют и другие способы классификации самооценки. В частности, выделяются актуальная самооценка, или оценка по достигнутым результатам; парциальная, зависящая от достижений в какой-то одной области; потенциальная, обусловленная врождёнными способностями и задатками.

В зависимости от того, как относится человек к своим достоинствам и недостаткам, принижает или завышает их значимость в собственных глазах, можно говорить о различных уровнях самооценки.

Социальное окружение

Это распространенная причина низкой самооценки у женщин и мужчин даже в зрелом возрасте. Если постоянно находиться в окружении людей, у которых нет определенных целей и тяги к жизни, то вряд ли захочется внутренних трансформаций. Амбиции и высокая самооценка появляются в том случае, если имеются примеры для подражания. Если все знакомые и друзья предпочитают жить в тени, не проявляя никакой инициативы, то и вас такое существование, скорее всего, будет устраивать. Но стоит понимать, что лень и низкая самооценка непрерывно связаны друг с другом. Поэтому стоит задуматься, а нужны ли такие знакомые, которые ни к чему не стремятся, только жалуются на жизнь, чрезмерно философствуют без повода и осуждают других. Подобные люди считаются энергетическими вампирами, которые мешают пробудить истинный потенциал. Стоит поменять окружение, как самооценка сразу повысится. Лучше общаться с теми, кто успешен, умеет зарабатывать и радоваться жизни.

Уровни самооценки

Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.

Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.

Адекватная

Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.

Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.

Заниженная

Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.

Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.

Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.

Завышенная

Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.

Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.

Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.

Следует понимать разницу между высокой и завышенной самооценкой. Высокая базируется на реальных достоинствах и достижениях, завышенная — говорит о ложном самовосприятии

Прослушивание аффирмаций

Это краткая фраза, которая представляет собой вербальную формулу. При ее многократном повторении в подсознании закрепляется установка, способствующая улучшению психоэмоционального фона. Это один из эффективных способов коррекции низкой самооценки. Важно формулировать аффирмации как уже свершившийся факт. Это заставляет человека принять их как данность и думать соответствующим образом. Если подсознательно хотеть быть уверенным в себе, то постепенно таким и станешь.

Типичные примеры аф, «Я успешен», «Ко мне все приходит свободно и без усилий», «Я обладаю всем, что пожелаю», «Я сильная женщина», «Меня любят и уважают». Эти формулы нужно повторять вслух самостоятельно в течение дня. Также можно сделать запись из мотивирующих аффирмаций и прослушивать на плеере.

Структура самооценки

Понятие самооценки условно можно разделить на два компонента: когнитивный или познавательный, и эмоциональный, построенный на переживании человеком представлений о самом себе. Другими словами, самооценка складывается из набора качеств, которыми обладает человек, и из его отношения к этим качествам.

К этим компонентам можно добавить третью составляющую — поведенческий компонент, являющийся связующим звеном между внутренней оценкой себя и тем, как оценивает индивидуума общество. Таким образом, самооценка складывается из трёх взаимосвязанных частей:

представление человека о своих способностях, внешности, характере, месте в социуме собственное отношение к этим представлениям выстраивание взаимоотношений с окружающими на основе этих представлений

В сумме эти три составляющие дают понятие «самости», или «Я-концепции» — термина, распространённого в зарубежной психологии. Ядром «Я-концепции» является эмоциональный компонент, именно он отвечает за степень самоуважения, баланс между уровнем притязаний личности и её реальными достижениями.

Предательство близких

Предательством является не только физическая измена. Его изощренные формы менее заметны, но не менее жестоки. Столкнувшись хотя бы с одним из них в прошлом, человек перестает доверять окружающим, ищет недостатки в себе.

Виды предательства, от которых снижается самооценка:

  1. Ложная ответственность. «Я с тобой, потому что мне так удобно». В подобных отношениях партнеры не знают настоящих планов и целей друг друга, предпочитая обманываться, чем расстаться. Близости в таких отношениях нет.
  2. Платоническая связь – на работе, в общей компании. Эмоциональная измена страшнее физической, так как завершить связь обычно трудно.
  3. Ложь во спасение, для сохранения спокойствия в семье. Партнер замалчивает информацию, чтобы не вызвать бурную реакцию.
  4. Неуважение. Оно проявляется в резкой критике, придирках или сарказме, желании унизить достоинство партнера. Неуважение убивает любовь.
  5. Неисполнение обещаний. Обманутые ожидания провоцируют конфликт, вызывают чувство опустошения.

Если человек сталкивался в прошлом с одним из видов предательств, ему будет сложно поверить вновь кому-то. Мнительность и подозрения занижают самооценку человека, которого предали.

Функции

Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Можно выделить такие основные функции самооценки:

регуляторная защитная отражающая развивающая эмоциональная

Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.

Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.

Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.

Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.

Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.

Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.

Перфекционизм

Перфекционизм в психологии определяется как устойчивая особенность личности, состоящая в упорном стремлении к совершенству и достижении наилучших результатов во всех сферах жизни.

Одна из причин заниженной самооценки – желание индивида соответствовать созданному им идеализированному образу. Стремление к самосовершенствованию – качество личности, способное скорректировать чувство собственного достоинства. Но это относится к конкретным сферам деятельности.

Перфекционисты хотят быть идеальными во всем. Эта постоянная гонка за идеалом выматывает их физически и эмоционально. По мнению таких людей, только добившись абсолютного совершенства, они будут приняты окружающими. Заведомое завышение целей делает их достижение невозможным априори. Самокритичность давит на самооценку, снижает ее.

Немало известных людей причисляют к перфекционистам: среди них Лев Толстой, Александр Македонской, Стив Джобс, Ницше.

Реакция перфекционистов на конструктивную критику в свой адрес бывает агрессивной. Подобная манера поведения порождает неприятие и осуждение окружающих, что для перфекционистов неприемлемо.

Процесс формирования самооценки

Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.

Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.

Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Уважительное отношение со стороны родителей, высокая оценка способностей, заслуженные похвалы, поддержка инициативы формируют у ребёнка адекватную или повышенную самооценку

Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.

В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.

Проблемы со здоровьем и внешние дефекты

Самооценка часто понижается еще в детстве, если имеются врожденные заболевания или дефекты внешности. Если даже родители с ребенком ведут себя корректно и правильно, то на него все равно может оказать негативное влияние социальное окружение. Причем самое большое значение имеет мнение сверстников. Типичным примером являются дети с излишним весом, за которыми еще с детского сада закрепляются обидные прозвища. В таких случаях низкая самооценка точно обеспечена, если вовремя не предпринять меры. Необходимо адекватно оценить проблему и постараться избавиться от имеющихся недостатков. Если это невозможно по ряду причин, то придется развивать другие качества, которые сделают человека более развитым, уверенным в себе и харизматичным.

Например, что же делать, если ребенок комплексует из-за лишнего веса или непривлекательной внешности? При грамотном подходе к развитию его талантов и способностей можно превратить недостаток в преимущество. Возможно, стоит попробовать себя в спорте (тяжелой атлетике, боксе или борьбе). При специфичной внешности есть шансы стать востребованным артистом или актером с характерным только для него типажом.

Существует множество историй, когда люди с существенными физическими недостатками создавали счастливые семьи и добивались всемирного признания. В качестве яркого примера можно привести Ника Вуйчича. Он родился без ног и рук и, конечно, очень сильно комплексовал и даже хотел совершить суицид. Но в итоге его жизнь удалась – он стал всемирно известным мотивационным оратором, писателем, меценатом, певцом. Ник даже сумел создать семью – у него есть жена и дети.

Как видно, жизнь не заканчивается на низкой самооценке. В психологии есть множество приемов, которые помогают почувствовать себе увереннее. Далее будут рассмотрены самые эффективные и надежные способы.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.

С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:

оценка со стороны учителя, наставника, тренера мнение родителей, родственников мнение товарищей по учёбе, увлечениям личный опыт, чувство компетентности влияние рефлексии

После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.

Саморазвитие

Практически в любом городе можно найти психолога, который проводит мероприятия, семинары и тренинги, направленные на повышение самооценки и обучение уверенности в себе. Как показывает практика, уже за несколько месяцев робкий и нерешительный индивид становится волевой, целеустремленной и довольной собой личностью. Главное при этом — иметь желание изменений и первоначальный импульс.

Некоторым помогает прочтение хорошей мотивирующей литературы. Например, к такой можно отнести следующие книги: «Самооценка» Брайана Трейси, «Сколько вы стоите?» Шарон Вегшида-Крус, «Исцели свою жизнь» Луизы Хей, «Очарование женственности» Хелен Анделин.

Диагностика

Одним из качеств, характеризующих взрослого, самодостаточного человека, является умение правильно оценить свои возможности и способности, отделить собственную оценку от мнения окружающих. Насколько человек объективен в этой оценке, можно определить с помощью различных способов и методов диагностики самооценки.

Диагностика оценки личностью своих умений, качеств, особенностей характера лежит в сфере компетентности специалистов — психологов, психотерапевтов, педагогов. Анализируя различные виды самооценки, психологи пришли к выводу, что она бывает оптимальной и неоптимальной, или, говоря другими словами, адекватной и неадекватной.

Для того, чтобы правильно диагностировать самооценку, необходимы консультации специалиста, использование научных методик и различные способы тестирования

Оптимальная самооценка выражается в том, что человек относится к себе со здоровой долей критичности, оценивая себя реально. При такой самооценке индивидуум способен замечать в себе плюсы и минусы, видит свои успехи и отмечает неудачи, ставит перед собой реальные цели и способен корректировать своё поведение. Человек адекватно оценивает себя, старается представить, как выглядят его поступки со стороны. Внутреннее состояние такого человека отличается гармонией и стабильностью.

Под неоптимальной самооценкой подразумевается чрезмерно завышенная или наоборот, заниженная самооценка. Люди с неадекватной самооценкой либо идеализируют себя, либо необоснованно принижают. Никакие замечания извне такими людьми не воспринимаются, либо трактуются в угоду собственному мнению. Справедливый упрёк или просьба пересмотреть своё отношение воспринимается как попытка унизить или оскорбить достоинство. Такой человек, даже если не может отрицать очевидный промах, списывает его за счёт придирок или зависти окружающих.

Развод, разрыв отношений

Развод острее переживают женщины.

Исследования западных психологов выявили, что каждая восьмая женщина после развода совершает попытку суицида, а каждая четвертая прибегает к услугам психолога. Больше половины разведенных представительниц слабого пола впадают в депрессию, которая требует лечения специальными медикаментозными средствами.

Инициаторами разводов в большинстве случаев выступают женщины, но они тяжелее переносят разрыв отношений. Поводом для такого кардинального решения часто служит измена мужа или чрезмерная ревность партнеров. Для мужчины же развод – свобода, возможность познакомиться с другими женщинами, так как по своей природе он полигамен.

Женщина после развода ощущает пустоту. От этого чувства многие избавляются, только спустя годы после разрыва. Она чувствует себя ненужной, отвергнутой, брошенной. Это ощущение обостряется, если у пары не было детей либо они уже выросли.

Даже уверенные в себе женщины отмечают, что после развода долгое время не могли воспринимать комплименты в свой адрес, считая их лестью и неискренностью. Их самооценка заметно пострадала в одиночестве. Чтобы справиться с депрессивным состоянием, лучше обратиться к психологу. Используя техники гипноза, релаксации, йоги, специалист поможет справиться со стрессом.

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»

Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Читайте также: 10 способов повысить самооценку

Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.

Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.

На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.

Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.

* * *

Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.

Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».

Ведение дневника достижений

Такой дневник является мощнейшим стимулирующим инструментом, который заставляет поверить в себя. Он наглядно показывает, чего удалось добиться за короткий промежуток времени. Вести его нужно ежедневно, и каждую неделю или месяц подводить итоги. Они докажут, что достижения действительно есть, и низкая самооценка поднимется.

В дневник нужно записывать любые, даже незначительные успехи и победы. Чтобы было более понятно, о чем идет речь, можно привести несколько примеров:

  • Заработок составил на 5 % больше, чем в прошлом месяце.
  • Лег спать и проснулся вовремя (как было запланировано).
  • Хотел купить вредную пищу, но удержался.
  • Порадовал любимого человека.
  • Перевел через дорогу бабушку.

Подобные мелочи относятся к личным успехам, поэтому их обязательно нужно заносить в дневник. Если в день записывать хотя бы по 3 достижения, то за месяц это уже будет 90 побед! А это не так уж и мало.

Вы хронически нерешительны

У вас редко возникает ощущение, что вы точно знаете, что нужно делать. Вместо этого вы сомневаетесь в себе, анализируете и тщательно взвешиваете все свои жизненные решения. Кроме того, вы постоянно расспрашиваете других людей вокруг себя об их мнении и чрезмерно зависите от их одобрения ваших поступков и ободрения в ваших начинаниях. Иногда вы видите, что ваши решения не совсем точно отражают то, кто вы есть, но ваш страх совершить ошибку удерживает вас на уровне этой модели. Спросите себя, способны ли вы принять важное решение самостоятельно, не спрашивая никого вокруг (конечно, если это решение никак окружающих не затрагивает) Ну, например, какую машину вам купить?

Если вы узнали себя во всех четырёх описаниях, или даже в одном, это значит, что вам нужно работать над своей самооценкой и начать нужно с принятия и любви к себе. В этой работе вам поможет профессиональный психолог, он даст методики, упражнения, возможно, придётся отыскать корни происходящего в детстве и поработать над негативными установками, которые мешают вам воспринимать себя адекватно. В онлайн-сервисе Helppoint вы сможете найти хорошего психолога — его подберёт вам алгоритм под ваш запрос, и сможете общаться с ним онлайн, тогда, когда вам удобно, в любое время и в любом месте с помощью переписки в чате или по видеосвязи. Для того чтобы заложить фундамент любви к себе не понадобится много времени, а результат вас поразит. Не откладывайте знакомство со своей настоящей прекрасной личностью.

Автор: Редакция портала Help-Point.net

Нерешительность

Нерешительность заключается в невозможности сделать выбор. Необходимость выбора загоняет человека с заниженной самооценкой в тупик. Он боится ошибиться. Испытывает страх перед последствиями принятого им решения в случае неудачи.

Неуверенные в себе люди предпочитают «плыть по течению», отдают право выбора другим, не желая отвечать за неверный шаг. Они оказываются в проигрыше, так как не выбирают сами, не получают желаемого, не контролируют собственную жизнь. Неудовлетворенные разрешением ситуации, они страдают, их самооценка падает.

Особенно страдает от нерешительности самооценка мужчины. Слабый пол предпочитает отдавать им пальму первенства. Женщины ждут поступков, а у робкого мужчины все действия так и остаются мечтами. Возможность быть счастливым с любимой женщиной уходит безвозвратно.

Общение с манипуляторами

Манипуляторы – люди, желающие навязать свое мнение, получить власть над конкретным человеком или обществом в целом. В жизни мы постоянно сталкиваемся с манипуляторами. Супруги, друзья, коллеги, одноклассники стремятся подчинить наше сознание своим интересам. Самооценка личности страдает в первую очередь.

Способы манипуляций:

  • внушить чувства неуверенности и дискомфорта;
  • приписать свои чувства объекту манипуляций, вынудить его оправдываться: «По-моему, вы не желаете со мной общаться»;
  • вынудить оппонента ощущать зависимость от манипулятора, быть ему обязанным;
  • навязать свое мнение;
  • нападать сзади – притупив чувство самосохранения, нанесут удар в спину;
  • вкладывать в слова двоякий смысл;
  • перебить собеседника, продемонстрировав его ничтожность;
  • внушить свою незаменимость.

Главное – выявить манипулятора и не попасть в его ловушки.

Правила общения с манипуляторами:

  1. Не давайте ему попирать ваши жизненные принципы и права. Эмоциональные манипуляторы вторгаются в личное пространство, демонстрируя, что это для них – норма.
  2. Держите его на безопасном расстоянии от себя, попытайтесь не контактировать с ним.
  3. Не корите себя за то, что не отвечаете требованиям манипулятора. Его цель – выбить вас из колеи, заставить ощущать себя некомфортно.
  4. Переведите разговор с себя на него, задав несколько отвлекающих вопросов.
  5. Не торопитесь принимать решение, взвесьте все за и против.

Для достижения своих интересов манипулятор давит на жалость или чувство вины, врет, запугивает, искушает, льстит, пытаясь получить желаемое.

Самый лучший способ заставить человека что-то сделать — это сделать так, чтобы он сам захотел это сделать. (Дейл Карнеги)

Не давайте ему подавить волю и понизить самоуважение.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Семейная стоматология

г. Кингисепп, 

Крикковское шоссе, д. 20

Запишитесь на прием по телефону

ООО «CЕМЕЙНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ», ОГРН 1134707001021 ИНН 4707035559 КПП