- Психогенное заикание
- Органическое заикание
Природа нарушений речи
Заикание провоцируют спазмы артикуляционной системы речевого аппарата человека, которые происходят во время произнесения какого-то звука или слова. Такая речевая задержка может обостриться в начале слова или в его середине.
При спазмах человеку кажется, что ему не хватает воздуха, чтобы выговорить его целиком. Появляется одышка, лицо и выражение глаз искажаются. Оратору хочется сказать слово быстро, чтобы его речевой недостаток не был так заметен, но под воздействием волнения или стресса заикание появляется чаще. Это мешает спокойно жить: при важном телефонном звонке, на деловой конференции человек не может сказать его, порой от отчаяния и вовсе бросает затею выразить свои мысли.
При более тяжелых стадиях появляется боязнь определенных слов или сочетаний букв, тенденция к сокращению усилий для выражения мысли, замена тяжелых для произношения фрагментов другими. Иногда даже появляется фобия спонтанного общения.
Такие люди, если не получают надлежащей поддержки от других, становятся замкнутыми и неуверенными в себе, развивают неоправданные комплексы. Они болезненно воспринимают насмешки или критику в свой адрес, особенно от представителей противоположного пола. Заслужить их доверие порой сложно, но они ценят настоящих друзей. Это обычные люди, которые считают себя не такими, как все. Им неудобно перед другими, но этот комплекс стоит просто побороть.
Разновидности заикания
Есть несколько видов заикания. Они отличаются причинами возникновения и характером выражения.
- Тоническое заикание — человек останавливается на одном и том же слоге, слове или звуке, не имея возможности сказать новое слово. Появляется неправильное сокращение мышц, участвующих в постановке речи.
- Клоническое заикание — это многократное повторение одних и тех же звуков, слогов или слов.
- Невротическое заикание возникает у детей как результат воздействия стрессов и испуга.
- Неврозоподобный вид связан с заболеваниями нервной системы как приобретенными, так и полученными в наследство.
Степени развития тонического заикания
Различают 4 стадии развития заикания тонического типа.
- Трудности в произношении слов возникают только иногда, в редких случаях. Это не мешает нормальной жизни ребенка, не заставляет чувствовать себя неудобно перед другими. Слова немного затягиваются, но это почти незаметно. Концом первой стадии и началом второй считается появление затруднений в выговоре начал слов и коротких слов служебных частей речи. Ребенок не замечает этого, говорит спокойно, без страха. Заикание возникает у детей от мгновенного испуга, и тут же может пройти.
- Трудности в общении появляются чаще. Сопутствующие психосоматические движения дают о себе знать. Иногда заикающимся тяжело сказать длинное слово. Ребенок пытается быстро сказать его, но сбивается и застревает на нем. Ощущения тяжести в общении нет, ребенок чувствует себя комфортно среди других детей.
- Во время запинок проявляются судороги мышц и нарушения речевого аппарата, мимики и жестов. Человек осознает свою проблему с расстройством речи, но не боится общения. Абсолютное спокойствие, отказ от оперативной медицинской помощи. Подсознательная оценка ситуации и замена одних звуков и слов другими.
- На последней стадии у некоторых страдающих заиканием клонического типа появляются проблемы с самооценкой, самокритичность и страх перед другими людьми, осознание своей неполноценности. Они избегают коммуникативных ситуаций. Замкнутость, постоянная замена сложных слов, вечное перефразирование мыслей, затягивание разговора свойственны им. Острое внимание обращают на мнение и реакцию окружающих людей. Без заикания пациент не представляет жизни, живет в вечном его ожидании и нервном напряжении.
По характеру течения
- Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
- Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
- Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
- Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
- Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.
При составлении статьи использована информация:
- Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.
Причины возникновения
Есть масса причин возникновения тонического заикания.
- Факторы, которые благоприятно влияют на развитие патологии: наследственность, особые заболевания, травмы, полученные во время родов, инфекции, что негативно воздействовали на слабую нервную систему, эмоциональная нагрузка.
- Факторы, которые провоцируют появление заикания: резкий испуг, разноязычие в окружении, проблемы с моторикой и чувством ритма, неправильное эмоциональное развитие, проблемы с психикой (незначительные, но скрытые) или быстрая речь. Любая из этих причин может послужить толчком к заиканию.
Механизм появления и борьбы с заиканием еще полностью не изучен. Известно, что это нарушения дыхания, артикуляционного аппарата и голоса, работы участков мозга, отвечающих за речь. Нарушается функционирование регуляторного центра, тоническая или клоническая задержка потока речи становится рефлексом, от которого трудно избавиться.
Лечение заикания у подростков, детей и взрослых
Выделены группы риска детей, у которых заикание возникает чаще, чем у других. Это дети:
- страдающие в раннем детском возрасте спазмофилией – то есть те, у которых повышена судорожная активность;
- имеющие родственников с заиканием;
- характеризующиеся предрасположенностью к тревоге;
- часто присутствующие при семейных конфликтах;
- имеющие задержку речевого развития (это одна из частых причин заикания у детей 4-5 лет);
- которым адресованы повышенные требования от близких, старающихся ускорить речевое развитие ребенка;
- общающиеся с людьми, у которых наблюдается заикание;
- с ранних лет изучающие два и более языка;
- те, которые проводят много времени у телевизора и компьютера, из-за чего перегружены информацией.
Знание таких причин важно не только для лечения заикания у детей, но и для понимания, как избавиться от логоневроза у взрослых.
Симптомы болезни
- Нехватка воздуха для образования целого слова или слога. При вдохе и выдохе используется большое его количество. Сопротивление в зоне артикуляции работает со сбоями, частыми остановками, поэтому нужно больше воздуха, напряжения мышц. При произнесении звука голосовые связки смыкаются с судорогами — это мешает возникновению звука. Гортань подается вперед. Человек пытается быстро и как можно тверже выговорить звук. Заикание не так видно, когда человек поет и говорит шепотом. Тогда речь практически полностью нормальная.
- Откидывание головы в другую сторону во время проявления дефектов речи, закрывание или прикрывание век, сознательное сжимание или заламывание рук, сжимание корпуса, искаженное выражение лица, движения пальцев, потаптывание ногой появляются произвольно или непроизвольно во время клонических или тонических судорог.
- Психологическая загруженность. Можно наблюдать боязнь некоторых букв или звуков, намеренного избегания произношения сложных слов. При сильном испуге может появиться временная абсолютная немота.
Возможные осложнения
Снижается коммуникативная активность, которая влияет на уровень развития заикающегося ребенка. Становится тяжело выразить себя, потому что присутствуют глубокая стеснительность и неуверенность в себе: ребенок в школе учится плохо, хотя неглупый и знает многое. Причиной является невозможность показать свои знания, т. к. он стесняется насмешек других одноклассников из-за заикания. Учительница его слушать не хочет, потому что он якобы ничего не знает, плохо читает и не умеет говорить. Следствием такого отношения становится замкнутость ребенка, он молчит на уроках и только дома жалуется родителям, что его в очередной раз оскорбила учительница, т. к. он не смог выговорить слово, занизила оценку за выученный стих потому, что он физически не может рассказать его идеально. Ребенок еще в школе обретает комплексы, от которых будет очень трудно избавиться. Родителям, воспитателям и учителям нужно понимать и поддерживать таких детей с клонической и тонической формами заикания.
Нервный тик
Так называют непроизвольные резкие сокращения мышц, подергивание определенной части лица или конечности. Чаще всего независимо от воли человека может дергаться глаз, брови, губы, но бывает, что так себя ведет нога или рука.
За автоматизацию движений человека отвечает экстрапирамидная система головного мозга. Ее перевозбуждение, излишняя активность и способствует возникновению тика. Причиной такого явления, кроме прочего, может стать кратковременное потрясение и постоянные психологические проблемы.
Психологические факторы тика на нервной почве следующая:
- перевозбуждение;
- перенапряжение;
- раздражение;
- хронический или острый стресс.
Почему чаще всего дергается глаз? Правый символизирует мужское начало и отвечает за видение мира, а левый – женское и его ответственность самовосприятие. Тик – ответная реакция на нежелание видеть объект или субъект. То есть, человеку неприятно и даже больно видеть и воспринимать определенную визуальную информацию.
Та же Лиз Бурбо утверждает: нервный тик – свидетельство многолетнего сдерживания и того, что человек может в любой момент сорваться. Накопившееся напряжение так ищет выход. Это не только подавление агрессии и гнева. Индивид может годами держать в себе страх или тревогу, боязнь опозорится и потерять свою значимость.
Большое значение в поиске причин имеет метафизическое значение области, где возник тик. Так, появление его на лице указывает на страх его потерять, то есть репутацию, уважение в обществе.
Еще один знаменитый психолог, основатель движения самопомощи Луиза Хей говорит, что глаз дергается потому, что человек неуверен в себе, имеет параноидальные наклонности: ему кажется, что за ним постоянно кто-то наблюдает.
По мнению еще одного знаменитого специалиста, Валерия Синельникова – терапевта, психолога, психотерапевта, чаще всего тик на нервной почве поражает детей. И главные виновники такой патологии – опять же родители, у которых отсутствует безусловная любовь к своему чаду. У них нет особого желания заботиться о нем, но чувство долга заставляет это делать.
Такие мамы и папы сокрушаются по поводу негативных обстоятельств, которые, по их мнению, возникли с появлением малыша: моральных, материальных и других проблем. Они затаили обиду на ребенка из-за того, что он мешает им реализовываться в полной мере. Отсюда вытекают претензии и ненависть и к чаду, и друг к другу, постоянные конфликты.
Следует понимать: здоровье детей полностью зависит от эмоций и мыслей родителей.
Страдающему нервным тиком человеку нужно осознать причины своего страха и с помощью психолога вывести негатив из подсознания в сознание. Если это получится сделать, то физические симптомы – подергивание, постепенно сойдет на нет. Есть отличная установка на исцеление: « Я принят жизнью, опасности нет, все будет хорошо».
Способы борьбы
Сначала нужно диагностировать заикание. Если есть вышеперечисленные симптомы, что не исчезают более трех месяцев, диагноз ясен. Нужно обязательно показать ребенка опытным специалистам: логопеду и невропатологу, рассказать, не подвергался ли он каким-либо травмам раньше. Проверяется нервная система на наличие заболеваний. Главное — это вовремя заметить недуг и сразу начать с ним бороться. Способ лечения зависит от типа заикания и степени развития логоневроза. Оно проходит и индивидуально с каждым маленьким пациентом и в группе. Откорректировать речь поможет логопед, его методика включает индивидуальный комплекс упражнений для постановки отдельных звуков речи и скорости разговора. Есть и логопедические центры для взрослых. Для малышей существуют детские сады с логопедическим уклоном. Там с детьми занимается логопед в группах и индивидуально, если есть необходимость. Специалист необходим для избавления от страха говорить, снятия тревоги при помощи дыхательных практик. В отдельных случаях могут дополнительно назначить седативные медикаментозные препараты. Хорошо помогают массаж, фитотерапия и физиологические процедуры. Заикание проходит с течением времени, не нужно торопить ребенка.
Что делать, если ребенок начал заикаться
Если вы или ваш воспитатель/учитель заметили у вашего ребенка признаки заикания — как можно раньше обратитесь к специалисту. Ранняя диагностика — один из способов предупреждения заикания. Как правило, диагностика включает консультацию педиатра, невролога, психолога, оториноларинголога, логопеда или дефектолога. Для уточнения диагноза и выявления его причины назначают аппаратные методы обследования: рентгенографию черепа, МРТ или КТ, электроэнцефалографию.
Следующий этап — коррекция речевых расстройств, которая в зависимости от степени нарушения может длиться до нескольких лет. Применяются медикаментозные, физиотерапевтические методы, массаж, лечебная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Строго следуйте рекомендациям логопеда и других врачей. После завершения курса регулярно проходите осмотр врачей — это один из способов предупреждения рецидива заикания. Не заостряйте внимание на имеющихся нарушениях речи, не стимулируйте речь искусственно: так вы сделаете только хуже.
Любите своего ребенка, несмотря на недостатки — это поможет ему справиться с проблемами и почувствовать себя увереннее.
Меры профилактики
Родители должны обеспечить правильный, естественный и здоровый уход за ребенком. Сюда входит:
- Питание комплексное.
- Соблюдение режима дня, правильное чередование сна и активности.
- Постановка речи, правильное речевое развитие, упражнения и пример родителей.
- Закаливание, избегание инфекционных и вирусных заболеваний.
- Прогулки на свежем воздухе, общение со сверстниками, получение положительных эмоций.
- Соблюдение правил личной гигиены.
- Избегание стрессов, страхов, запрет на просмотр детьми фильмов ужасов и тех, что предназначены для взрослых.
- Ограничение времени нахождения ребенка перед компьютером или телевизором.
Подарите ребенку детство без взрослых проблем, скандалов и негатива. Читайте им добрые сказки, уделяйте больше внимания, рассказывайте об окружающем мире, играйте в песочнице. Риск появления случаев заикания уменьшится в несколько раз. Этим правилам стоит следовать и родителям, чьи дети уже преодолели тонический логоневроз.